Николай Канев: «Горка требует почтения»

Чтобы увидеть зрелище, которое не менялось на протяжении нескольких веков, каждый июль в Усть-Цильму съезжаются тысячи туристов со всего света, а сама знаменитая Усть-Цилемская Горка включена в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия. О том, что может стать объектом притяжения гостей района и что он сам ценит в нем больше всего, «Региону» рассказал руководитель администрации Усть-Цилемского района Николай Канев.

Николай Митрофанович, Вы коренной устьцилем, но фамилия у Вас – коми. Откуда Ваши предки?

– Я родился в усть-цилемской деревне Рочевская, но фамилия у меня ижемская: оттуда был мой прадед. Я не потомок староверов. Сегодняшние потомки устьцилемов делятся на несколько категорий. Первые – это потомки нижегородца Ивашки Ластки, который пришел сюда до никонианской реформы. Вторая волна заселения – это староверы, бежавшие от реформы церкви. В основном, заселялись они по Пижме и Цильме. Если говорить о ХХ веке, то здесь осели потомки высланных немцев. Например, знаменитый Вальтер Фот, до конца жизни помогавший району. В наших поселениях звучит немало немецких фамилий. Их отличает любовь к удивительному порядку.

А усть-цилемской говорей Вы владеете?

– Конечно. Постоянно я на ней не говорю, но бабушек наших понимаю прекрасно. И сейчас к говоре стал возрождаться интерес у молодежи – это главное. У нас был случай: помогали поступить в учебное заведение девочке с прекрасным вокалом. Пригласили партнеров из «ЛУКОЙЛа». Она спела. «Вы что-то поняли?» – спрашиваю. «Нет, ничего». А ведь пела она на чистом русском языке – но на говоре.

Только к ней или вообще к традициям снова тянется молодежь?

– Ко всему нашему. Например, на свадьбу невесты до сих пор надевают у нас сарафан. Можно встретить женщину в старинном сарафане и на улице Усть-Цильмы – никто этому не удивляется. У нас очень много образовательных кружков, посвященных нашей культуре, начиная с детского сада. В одно время этот интерес затухал, но теперь вернулся. В советское время даже на Горку были гонения. Я тогда был маленьким и мало что понимал, но помню, что Петровщину бичевали за «язычество», хотя ее корни в христианстве (12 июля отмечают Праздник равноапостольных Петра и Павла).

Не испортила ли самобытность Горки излишняя популярность, внесение в охранный список федерального значения?

– Это создало определенные сложности, но устьцилемы сумеют отстоять ее от маркетинговых условностей. Надо понимать, что Горка не регламентируется. Она не может начаться и закончиться минута в минуту. В круг нельзя стать в майке и шортах. «Запустить» Горку в определенное время нельзя – это же стихия народная. Ее ни запустить, ни остановить нельзя.

Горка требует почтения: особого настроения, особой одежды. Костюмы участников – это ведь не реквизит, это настоящее, бабушкино, мамино, свое. Есть много правил, установленных еще в XVIII веке. Многое зависит от возраста и статуса: девушка это, замужняя ли женщина, невеста. В хороводе нет должностей и рангов: в нем на равных участвуют и начальство, и пенсионеры, и студенты. Горка – это праздник, перерыв перед страдой. Еще немного – и надо приниматься за работу, когда ни пить, ни гулять уже нельзя. Горка – это граница, перевал.

Сколько человек в ней участвует?

– Тысяч десять гостей и до двухсот участников хоровода – не только местные, но и уроженцы села, приехавшие на праздник. Накануне мы делаем спевку, потому что поют уже по-разному. Стараемся привести это все к старинному эквиваленту.

На берегу Печоры в Петровщину.

Как Вы считаете, можно ли развить туризм «сверху»?

– Можно при бережном отношении к традициям, если помнить, что Горка – это некий заповедник культуры. Можно и нужно. У нас сейчас развит «дикий» туризм. Появилась хорошая техника, «бураны», машины, на них к нам приезжают городские ребята – и прямиком к озерам, где без всяких правил вылавливают нашу рыбу, вырезают наших оленей. Им плевать на то, что тут живут люди, которые этим пользуются бережно и по праву.

Так это браконьерство, а не туризм!

– Они считают, что это туризм. Есть у нас и места заповедные по речкам, скиты, места староверов. Туда надо ехать подготовленным, зная обряды, с трепетом, а не врываться с нахрапа, не умея себя вести. Кстати, у нас один человек хотел сделать такой тур, а потом затею эту оставил – потому что легко разрушить это все.

А что еще мешает развить туризм?

– Туристам надо где-то останавливаться, и наша гостиница, построенная Вальтером Фотом, уже не справляется с потоком. Мешает и менталитет устьцилемов. Они исторически не умеют прислуживать, и иногда эта их черта вступает в разногласие с гостеприимством, которого вправе ждать турист. Особенно закрыты люди на Цильме, где больше староверов, а вот на Пижме более гостеприимные. К счастью, молодежь смотрит на это уже иначе, понимает, что принимать гостей – это целое искусство.

Проблемы, конечно, есть, но туристам мы их точно не покажем. Им ведь необязательно знать, кто сварил кашу на Петровщину, расставил столы и скамейки, придумал программу, почему чисто, несмотря на то, что накануне тут здорово мусорили. Наша задача – чтобы они хорошо отдохнули и полюбили наш край. Поэтому о проблемах говорить не будем. Хотя у нас всех есть тайная мечта – провести Горку для себя, как много-много лет назад. Но это уже невозможно.

Старинный усть-цилемский костюм примерила и туристка из Финляндии Анна Таскила. Фото ethnopark-rk.ru.

Что для Вас важнее: поддержка республики или слом внутренних стереотипов?

– Надо, чтобы молодежь поняла, что туризм – это реальный бизнес. Я понимаю, что от развития туризма не будет мгновенного дохода в бюджет района. Но это даст рабочие места молодежи, это самозанятость. В дни проведения Горки у нас зарабатывают все: бюджетные учреждения, школа, которая кормит туристов, те, кто организуют ночлег, ремесленники.

Что для развития туризма в районе, на Ваш взгляд, кроме Горки, наиболее перспективно?

– Сплавы по нашим знаменитым рекам: Цильме, Пижме, Умбе. Например, Пижма. Это неописуемой красоты река, нереальный релакс, в этом путешествии можно забыть обо всем на свете. 188 километров водного пути среди известняковых утесов, 40 каменистых порогов. Сначала ты путешествуешь по спокойной реке, которая вскоре врезается в Тиманский кряж с 30-метровыми отвесными скалами, и от этой красоты можно просто голову потерять.

Или село Пижма. Для развития туризма мы официально взяли на работу в администрацию района уроженку этого села Веронику Михееву. Она провела фестиваль в деревне Боровская, где живут всего 70 человек, а приехали на него в десять раз больше гостей – из Печоры, Сыктывкара, Москвы, Питера. Организовали палаточный лагерь, насыщенную программу. Просто на «голом месте» уроженка села сделала настоящий праздник. В этом году 10 июля там будет Праздник пижемской ложки. Степановская, Скитская, Черногорская, Левкинская относятся к Пижме, и там есть что показать. Взять ту же Скитскую, где жил Сидор Нилыч Антонов, и связанную с ним загадочную историю. Он и был, по преданию, хранителем золота Рябушинских, и эту тайну унес с собой в могилу.

Усть-цилемский предприниматель Иван Борисов как раз намерен «монетизировать» легенду о золоте Рябушинских, связать с ней туристский маршрут. А если найдут это самое золото?

– Так не выпустим же (смеется). А если серьезно, это хороший ход, но требует серьезной подготовки: страховки, хорошего туристского инвентаря, должны быть лодки, палатки, проводники. Надеюсь, что Иван Борисов доведет начатое до конца.

Все нынешние и будущие праздники вы организуете в июле. Это не случайно?

– Конечно. Но в этом году мы уже начнем программу 5-6 июля. Мы стремимся к тому, чтобы событийный туризм в районе занимал подряд неделю, а не два дня, как раньше, и завершался апофеозом – Горкой.

Совершенно очевидно, что Вы патриот района и Горки. А какие три вещи в Усть-Цильме для Вас самые ценные?

– Природа и тишина. Закат, рассвет, наши просторы. Второе – доверие друг к другу. Мы до сих пор живем без замков, не закрываем ни дома, ни машины, сколько бы они ни стоили. Пока еще на палочке можно дом оставить. А третье – это просто моя родина, и этим все сказано.

Новый Бор, Медвежка, Окунев Нос, Крестовская, Среднее Бугаево, Уег, Коровий Ручей, Нерица, Замежное и еще два десятка населенных пунктов – это современный Усть-Цилемский район. О каждом поселении в мельчайших подробностях – и не только по долгу службы – знает руководитель администрации Усть-Цилемского района Николай Канев. Самая лучшая «реклама» району – тот факт, что все трое его детей остались жить и работать в Усть-Цильме и не собираются никуда уезжать.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Усть-Цилемский район, расположенный в «арктической» части Республики Коми, имеет огромный потенциал для развития туризма. Труднодоступнось района, особенности уклада жизни староверов позволили сохранить, практически в первозданности, уникальную русскую культуру.

На территории района площадью на 43 тысячи квадратных километров расположены 13 заказников и одна достопримечательность природного происхождения – скала Поясоватая на реке Пижме.

Среди памятников истории и культуры российского и республиканского значения – место самосожжения староверов в Великопоженском скиту и обетные кресты в Скитской, Цилемские серебряные и медные рудники вблизи деревни Нонбург, дом-музей А. В. Журавского в Усть-Цильме.

Потомки староверов, схоронившиеся от гонений в лесных дебрях, за несколько веков проживания вдали от шумных городов образовали самобытную общность устьцилемов. В Усть-Цильме сберегли свои песни, обряды, одежду, устои быта, особенность говора. Здесь до сих пор можно поносить старинные парчовые сарафаны, сшитые по фасону XV века и имеющиеся почти в каждом доме.

Здесь можно увидеть уникальные коллекции древлеправославных рукописных и старопечатных книг, икон, доказывающих высочайший уровень русской культуры старообрядцев.