Вложение в будущее

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» запустило уникальный образовательный проект

1 сентября 2022 года в Ухтинском горно-нефтяном колледже стартовала первая сессия для целевой группы по специальности «Переработка нефти и газа». Через три с половиной года выпускники курса приступят к работе на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе.

Конкурс – выше вузовского

В Ухтинском горно-нефтяном колледже проходной вступительный балл 4,5 и 4,6 – уровень хорошего столичного вуза. А коренные специальности колледжа – переработка нефти и газа и разработка месторождений – традиционно сложные.
– К нам поступают отличники, – говорят в колледже и приводят в пример уникальный выпуск минувшего учебного года, когда из 34 дипломников почти половина защитились на пять, хотя экзаменовало их по разным вопросам руководство предприятий, куда они идут на работу.


Но нынешний первый курс, набранный по специальности «Переработка нефти и газа», – уникальный. 677 человек со всей республики и соседних регионов претендовали на место в первой в истории колледжа коммерческой группе, созданной по инициативе ЛУКОЙЛ-УНП. 25 человек на место – такого конкурса не припомнят и в вузах Республики Коми.
Пятнадцатилетний Матвей Моргачев из Комсомольска-на-Печоре вспоминает, что переживал, когда результаты первого этапа тестирования долго не объявляли.
– В школе появилось объявление о конкурсе и что будет двухэтапное тестирование. Я подумал, что нужно попробовать. По результатам нам обещали позвонить. Я все ждал, ждал. И когда уже был уверен, что не сдал, неожиданно позвонили и сказали, что я прошел во второй этап и он будет в мае, – рассказывает Матвей. – Второй этап проходил онлайн. Мы сидели перед камерой, включали демонстрацию экрана, чтобы никто не списывал. В середине мая мне написали и сообщили, что я выдержал испытания. Я был рад.

Двадцать шесть и одна

Матвей Моргачев поступил в колледж после девятого класса. Не менее трети его одногруппников решили пожертвовать годом обучения в школе и пришли осваивать специальность после десятого класса. Среди них староста группы Кирилл Кузнецов из Вуктыла, который поступил в колледж на пару с одноклассником.
– К нам в класс пришла учительница по индивидуальному проекту и сказала, что есть шанс поучаствовать в конкурсе, объявленном ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка, и поступить в престижный колледж. Помню, что на первый этап в марте пришли человек пятнадцать, в основном
девятиклассники. Выяснилось, что дальше прошли двое или трое. Нам позвонили, и мы с одноклассником выдержали второе испытание, – рассказывает Кирилл.
Двадцать семь разношерстных будущих нефтепереработчиков, которым сегодня от 15 до 17 лет, приехали в Ухту из Воркуты и Вуктыла, Койгородского, Удорского, Ижемского, Корткеросского, Сыктывдинского, Троицко-Печорского районов, соседней Архангельской области. В группе также ухтинцы и сосногорцы. Все они блестяще знают математику, физику и химию. И все – представители сильной половины человечества. Единственное исключение – Алина Ерофеева из Сосногорска.
Алина признается, что волновалась и даже сомневалась, идти ли по этой стезе. В планах старшеклассницы было через год сдать ЕГЭ и поступить в Ухтинский государственный технический университет на охрану труда и промышленную безопасность. Убедили попробовать родители и директор школы, где она училась. Пока Алина, сидя за первой партой, прислушивается и приглядывается, привыкает к полуторачасовым занятиям и с нетерпением ждет начала курса химии – предмета сложного и важного. Между тем классный наставник группы Галина Хаждогова убеждена, что у Алины есть стержень, который позволит ей справиться со всеми трудностями.

В аудиториях и общежитии колледжа студентам целевой группы «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработки» созданы все условия для учебы и отдыха.

Педагоги и практики

Когда мы встречались с ребятами, прошло лишь три дня с начала учебы. Но приоритеты они уже расставили. С восторгом рассказали о преподавателе по физике. Наталья Михайловна Артеева ведет уроки в стиле стендапа, но шутки после пройденной темы – только на тему физики, для закрепления.
Оценить преподавательский состав им еще только предстоит, и он их точно впечатлит, уверено руководство колледжа. Например, курс коллоидной химии будет вести декан факультета УГТУ, кандидат химических наук, доцент Мария Александровна Засовская, да и другие предметы отдадут на откуп заведующим кафедрами университета.
К подбору преподавателей, как и ко всему, что касается нового образовательного проекта, в ЛУКОЙЛ-УНП подошли пристрастно. Для общих дисциплин определены ухтинские учителя, грызть гранит спецпредметов должны помочь профессионалы –достигнуты предварительные договорённости о возможности участия Пермского национального исследовательского политехнического и Вятского государственного университетов. Кроме того, в качестве преподавателей выступят сотрудники предприятия. При этом, готовясь к занятиям, они сами будут повторять пройденное и дополнять теорию практикой.

С прицелом на результат

Кадры решают все. Избитая истина уже почти потеряла смысл, но только не для руководства предприятий, которые ежедневно нуждаются в квалифицированной рабочей силе. В век юристов, менеджеров, маркетологов и управленцев человек у станка в представлении современников стал чуть ли не атавизмом. А между тем именно рабочие руки обеспечивают развитие экономики, уровень благосостояния страны и ее дальнейшее развитие. Мода на интеллектуальные профессии сделала свое дело, и претенденты, которые порой приходят на завод, не всегда соответствуют профессиям, обозначенным в дипломах.

Заместитель генерального директора УНПЗ Андрей Хаждогов.

Нефтяник сегодня, объясняет заместитель генерального директора по персоналу и административным вопросам Ухтинского НПЗ Андрей Хаждогов, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Но, к сожалению, исторически сложилось, что кузница кадров – Ухтинский государственный технический университет – в подготовке специалистов больший упор делает на разведке и добыче полезных ископаемых.
– Многих, кто приходит к нам на работу, приходится обучать снова. Они компетентны в разведке, добыче, но мы-то перерабатываем нефть, получаем товарный продукт. Знания в университете дают замечательные, но не по нашему профилю, – говорит Андрей Хаждогов.
Удивляет порой и мотивация кандидатов. Всем молодым людям, которые подают резюме, Андрей Халидович задает простой вопрос: почему вы решили устроиться на НПЗ? И ответы получает разные: завел семью и не хочу работать вахтами, хочу зарабатывать, хочу попробовать, а вдруг получится… И редко когда звучит ответ, связанный с осознанным выбором профессии. А ведь на предприятии не могут ждать, когда «вдруг получится», и наблюдать за процессом. Заводу нужен результат. Сегодня.
– Хотя вопрос дефицита квалифицированных рабочих кадров возник не сейчас, ему уже не менее двух десятков лет. Но если динамика оттока людей из региона, особенно молодых, не изменится, на горизонте четырех-пяти лет мы столкнёмся с огромными кадровыми проблемами. Ежегодно мы теряем 30–40 человек – люди выходят на пенсию, переезжают в другие регионы. И хорошо, если это происходит в рамках программы ротации компании ЛУКОЙЛ – профессионал может продолжить работу на других, более крупных НПЗ в Нижнем Новгороде, Перми, Волгограде или перейти в центральный аппарат компании. И если бы мы не занялись подготовкой кадров сегодня, завтра могли бы и вовсе остаться без людей. Сейчас нам приходится переучивать новые кадры, но, как известно, легче научить с нуля, чем переучить.
Исторически сложилось так, что работать на УНПЗ приходили сотрудники различных заводов: нижегородцы, киришцы, пермяки…
– Целыми кланами, бригадами приезжали сюда специалисты из разных регионов, иногда во главе с директором или главным инженером-технологом. Да и сейчас у нас кадровая «сборная солянка»: директор начинал на московском НПЗ, главный инженер – ухтинец, зам по производству – пермяк. И с технологической точки зрения собственных кадров у нас почти нет, – рассказывает Андрей Хаждогов. Так что то, что мы делаем сейчас, – это наш задел на перспективу.
Практика подтверждает, что и техник, и инженер с высшим образованием будут эффективнее, если сначала получат рабочую специальность, а при поступлении в вуз после работы на производстве будут иметь преимущество перед любым выпускником-отличником. Но пока будущие выпускники и их родители дорастают до очевидной мысли о том, что рабочие профессии востребованы во все времена, в ЛУКОЙЛ-УНП на вопрос: «Где брать высококвалифицированные кадры?» – отвечают однозначно: «Вырастить самим!».

Рядом с общежитием обустроен учебный полигон для студентов колледжа – уменьшенные модели установок, на которых им предстоит работать.

При личном участии

Сегодня сложно сказать, что стало первым шагом к рождению проекта. Убедившись в его необходимости, руководство компании не стало делать ставку на традиционную рекламу, а условно поделило республику на четыре части и отправило гонцов во все ее концы. Среди гонцов был сам генеральный директор предприятия Алексей Иванов, который взял на себя Ухту, Сыктывкар, Вуктыл и Сыктывдинский, Усть-Куломский, Троицко-Печорский районы. Андрей Хаждогов отправился в Сосногорский, Усть-Цилемский, Ижемский, Княжпогостский и Удорский районы. Заместитель по производству Алексей Кислых поехал в Усть-Вымский, Корткеросский, Сысольский, Прилузский и Койгородский районы. Проф-союзный лидер предприятия Галина Тарасова и помощник генерального директора по связям с общественностью Роман Квашнёв работали в Воркуте, Печоре, Инте и Усинске. Каждый встречался с педагогами, родителями и учениками.
Бесценной в организации подготовительного этапа была помощь Министерства образования Республики Коми и лично министра Натальи Якимовой. А районы порадовали откликом на новое предложение, организацией встреч. Например, в Усть-Цильме удалось в одночасье «дотянуться» до всех отдаленных школ с помощью скайп-конференций. Таким образом, все потенциальные юные самородки и таланты на местах могли поучаствовать в конкурсе.

Одновременно проводились «мозговые штурмы» на предприятии, разрабатывали учебную программу. Над программой работали не менее полугода вместе со специалистами УГТУ и колледжа. Проректор УГТУ по научной работе и инновационной деятельности, кандидат экономических наук Герман Леппке считает себя производственником-практиком. В свое время он возглавлял Коми территориальное управление ЛУКОЙЛа. Отвечал в регионе за переработку и систему низового потребления. Он принимал непосредственное участие в составлении программы нового курса и оценил масштабный подход нефтеперерабатывающего предприятия, ориентированный прежде всего на практическую составляющую.
– Мы вместе с руководством завода определили правильную последовательность учебного процесса, потому что нельзя приступать к изучению технологии переработки нефти и газа, не пройдя курс процессов и аппаратов, курс физической химии, – говорит Герман Леппке. – К сожалению, бывало, что нам сверху спускались программы, в которых порой даже название предмета не соответствовало его содержанию. А в этой группе благодаря конкретному заказу Ухтинского НПЗ у нас есть возможность составить оптимальную программу, которая в будущем принесет практические плоды.

Завидные условия

После того как экзамены показали, кто из вчерашних школьников стал лучшими из лучших, руководство предприятия заключило с ними и их родителями трехсторонний договор. Завод обязуется взять на себя все расходы по обучению в течение трех с половиной лет, обеспечить будущих работников на время учебы стипендией, общежитием, организовывать их досуг и обеспечить рабочим местом по окончании учебы. Взамен молодые специалисты должны минимум три года отработать на предприятии.
Стоимость обучения в год одного студента составляет 107 тысяч рублей. Прибавьте к этому стипендию, полностью оборудованные комнаты в общежитии, современные ноутбуки для выполнения домашнего задания и еще многое из того, что принято называть «созданием условий», – и станет очевидным масштаб вложений в кадровое будущее предприятия. Да, кураторы первокурсников вправе требовать от них хороших результатов учебы, и контроль за этим будет строгий. Но на предприятии понимают: чтобы хорошо учиться, надо и качественно отдыхать.

Специалисты ухтинского нефтеперерабатывающего завода Григорий Вознесенский и Артём Витович стали наставниками будущих нефтепереработчиков.

Куратор курса, руководитель группы кадрового администрирования, оценки и развития персонала Ухтинского НПЗ Артём Витович проводил нас в общежитие к ребятам. Первокурсники знают, что могут позвонить ему в любое время в случае необходимости. Знают это и на вахте общежития, однако уверены, что проблем с новыми жильцами не будет. Условиям, в которых будут жить первокурсники, могут позавидовать студенты престижных вузов. Секции по пять двухместных комнат с прекрасным ремонтом, новой мебелью и со вкусом подобранным интерьером, оборудованные по последнему слову техники кухни с набором посуды, посудомоечными машинами, индукционными плитами и микроволновыми печами, сверкающими кафелем туалетными комнатами и душевыми.
– У ребят сложный возраст, когда порой хочется забросить все, пойти гулять, самовыражаться. Но им будет некогда, – говорит Артём Витович. – Учеба будет до пяти вечера, потом выполнение заданий и самостоятельная работа. Если кому-то потребуется подтянуть знания по предмету, предусмотрены факультативы. В таком ритме ребятам, конечно, будет требоваться отдых, и это мы прекрасно понимаем. Профсоюзу предприятия всегда есть что предложить молодежи – от спортивных состязаний до интеллектуальных игр.
В одной из комнат поселились вуктылец Кирилл и его одноклассник. Но со своими однокурсниками они познакомились еще в июле: специально чтобы сплотить будущий коллектив, в Академии юных талантов при Главе Республики Коми в Сыктывкаре для них устроили специальную физико-математическую смену.
Окна общежития выходят на свое-образный учебный полигон. Уменьшенные модели установок, на которых в будущем предстоит работать сегодняшним студентам, установили во дворе колледжа в том числе предприятия-партнеры. Ближе всех к окнам – модели технологических установок нефтеперерабатывающего завода – предприятия, которое уже скоро станет для первокурсников родным.


А на торжественном собрании, посвященном Дню работников нефтяной, газовой и топливной промышленности, первокурсники познакомились и с будущим коллективом.
– Мы хотим их социализировать, погружать в нашу корпоративную жизнь с первого дня учебы. Закрепим за наставниками, подготовим к практике, которая будет длиться довольно долго – от 6 до 8 месяцев. Во время практики кроме стипендии они будут получать и зарплату, – говорит Андрей Хаждогов.

Наставники и подопечные

Среди тех, кого награждали на торжественном собрании в честь профессионального праздника, были и будущие наставники первокурсников – те, кто еще недавно сидел за теми же партами. Правда, у нынешнего поколения преимущества перед старшими коллегами – целевой набор и оптимальное сочетание теории и практики. 27-летний Григорий Вознесенский с апреля 2022 года работает на должности ведущего инженера-технолога. В 23 года он стал начальником установки. А закончил инженер тот самый колледж, что и ребята, девять лет назад. Выбрать профессию ему посоветовал отчим, которого Григорий считает своим наставником, так что Григорий – представитель династии. Теперь на своем опыте развенчивает стереотип о наставнике как солидном человеке в возрасте.
– Думаю, что найдем общий язык благодаря моему возрасту, – я им пока как старший брат. Наставничество помолодело, поэтому адаптация ребят пройдет легче, – считает Григорий Вознесенский. – Наставничество – это не о возрасте, а об опыте.
С первого дня будущие заводчане окружены вниманием. Между тем классный руководитель группы Галина Хаждогова считает, что в наше «лайтовое» время главное – воспитать в них самостоятельность и ответственность за каждый свой шаг.
– Они уже приняли первое в своей жизни самостоятельное решение, может, оно еще сыроватое, но от этого не менее серьезное. Теперь они несут ответственность перед собой, предприятием и в первую очередь перед родителями. Не бояться трудностей, подняться, если упадешь, спросить, если не понял. Это то, чему мы учим их, – рассуждает педагог.

Четыре в одном

Образовательный проект ЛУКОЙЛ-УНП отнюдь не эксперимент. Это новая веха в подготовке профессиональных кадров, считают в колледже. Это возвращение престижа рабочей профессии, где ценится способность принимать решения, умение нестандартно мыслить, оперативно реагировать и анализировать ситуацию. Это начало роста. Через 3,5 года обучения команда предприятия получит готовых операторов. Уникальность курса в том, что специальность «Переработка нефти и газа» впервые в истории учебного заведения предполагает получение студентами сразу четырех рабочих специальностей: оператора технологической установки, машиниста технологических насосов и компрессоров, оператора товарного. И так теперь будет каждый год. Поистине стратегический подход в этом вопросе проявил генеральный директор Ухтинского НПЗ Алексей Иванов. В колледже, который в этом году отмечает 90-летие, считают, что учебному заведению повезло в том, что гендиректор предприятия выступил локомотивом проекта. Видение у него масштабное, и к планке, которую он задал, нужно стремиться всем компаниям, заинтересованным в своем развитии. Мало заплатить за обучение, надо создать условия, интегрировать ребят в будущий коллектив. На заводе к этому вопросу подошли комплексно и тем создали образовательный прецедент.
Небывалая насыщенность учебного процесса, участие в научно-технических конференциях, общественных и спортивных мероприятиях, погружение в жизнь коллектива позволят воспитать уникальных специалистов, в которых так нуждается сегодня нефтеперерабатывающая отрасль.
– А еще мы решаем и демографическую проблему. Мы верим, что эти ребята останутся в республике. Энергичные, активные, с горящими глазами – будут строить карьеру, продолжать учебу – и расти хоть до генерального директора, – убеждены на заводе.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и пресс-службы ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»