Август: Геннадий Федоров. «Певец социалистической яви»

В то время как в средней Азии женщины советской России с риском для жизни срывали с себя паранджу, их современницы с далекого севера садились за баранку трактора, агитировали за колхозы и утверждали новую жизнь в зырянских лесах. Женщина нового государства стала основной героиней творчества Народного писателя Коми АССР Геннадия Александровича Федорова. 18 августа 2019 года отмечается 110-летие со дня рождения автора первой в истории коми литературы повести о новой жизни.

Певец социалистической яви, как назвал его исследователь Анатолий Микушев, Геннадий Федоров родился в 1909 году в селе Троицко-Печорск в семье учителя. В учебных заведениях ему пришлось проучиться всего шесть лет: с 1923 по 1925-й – в школе второй ступени в Усть-Куломе, а с1926 по 1930-й – в Усть-Сысольском педагогическом техникуме. Сын учителя, Геннадий Федоров сам стал учительствовать. Свежеиспеченного выпускника техникума, 21-летнего педагога назначают заведующим Кылтовским детгородком – тем самым, где до революции был самый северный, Крестовоздвиженский женский монастырь. Сегодня в возрожденной обители о детгородке, а после тюрьме напоминают фотографии этажных перекрытий, которые с трудом удалось разобрать в XXI веке при восстановлении храма. Затем Федорова перебрасывают в Корткеросский район – заведовать Подъельским детским домом. Там талантливого молодого человека примечают и назначают завотделом учебной литературы в Коми государственном издательстве. К тому времени в литературном багаже Федорова уже первое опубликованное стихотворение – «Вöралысь Конö» («Охотник Кондрат») и первый рассказ – «Выль олöмлань» («К новой жизни»). Через год он автор и первой пьесы, которая сразу же выходит книгой, – «Зелля» («Зелье»). В течение следующих двух лет в Коми издательстве выходят первая повесть «Сикста асыв» («Деревенское утро») и сборник рассказов и очерков «Бергöдчис» («Вернулся»).

Через три года молодой литератор поступает в Литературный институт имени Горького в Москве, и уже второкурсником работает в редакции журнала «Ударник». Затем – фронт. Федоров очень хотел дойти до Берлина, однако не позволило ранение. В послевоенной жизни он – научный сотрудник сектора языка, письменности и истории Базы АН СССР в Сыктывкаре, а с 1948 года – председатель Союза писателей республики. Этот творческий союз Федоров возглавлял в общей сложности 18 лет: с 1948 по 1959 и с 1964 по 1971 годы.

На исходе пятидесятых Федоров берется за историческую тему: создает роман о судьбе героини коми народа Домны Каликовой. Он исследует судьбу Домны с 16 лет до самой мученической смерти от рук белогвардейцев. В оригинале символическое название романа «Кыа петiгöн» переводится на русский как «На заре». В 1959 году издается первая часть романа, через три года – вторая и третья. Через четыре года роман о Домне Каликовой выходит в авторском переводе с русским названием «Когда наступает рассвет». В 1967 году всесоюзный Гослитиздат выпускает роман в массовой серии «Роман-газета».

Спустя двадцать лет обладатель Куратовской премии, ордена Дружбы народов, Заслуженный работник культуры РСФСР, Федоров берется еще за одну историческую фигуру. Главным героем его романа «Востым» («Зарница») становится первый коми поэт Иван Куратов. Сам Федоров называл «Востым» своей самой любимой книгой. Может быть, потому, что имел отношение к ключевой для коми литературы фигуре не только как создатель произведения. Он был связан с Куратовым кровными узами: прадед Федорова Афанасий Алексеевич Куратов – родной брат первого коми поэта. Выходит, Федоров – правнучатый племянник своего героя.

Роман публикуется не только на родине автора, но и в московском издательстве «Современник» небольшим по тем временам тиражом в 50 тысяч экземпляров. Федоров – один из тех, кто стал невольным «виновником» многолетней куратовской «мифологии». Современному исследователю творчества Куратова Павлу Лимерову стоило немало трудов перелицевать образ основоположника коми литературы, освободив его от спуда антиклирекальных и псевдореволюционных настроений, какими наградила его советская литературная пропаганда. Роман украсил и лирический образ –возлюбленной поэта Сандры, не вышедшей за него замуж якобы из-за отказа поэта заключать брак по церковному обычаю. В реальной жизни Сандра была слишком юна для Куратова и сам он вряд ли был влюблен в девушку настолько, чтобы связывать с нею свою жизнь. Однако у Федорова личность легендарного предка приобретает трагические черты из-за «свинцовых мерзостей», в окружении которых он оказывается.

Вершиной творчества Геннадия Федорова современные исследователи считают повесть «Багульник». Ее героиня – деревенская женщина Сандра, потерявшая в войну сына и пережившая все трудности становления колхозов и военного лихолетья. Сюжет закручивается вокруг воспоминаний Сандры о пропавшем на охоте муже Петре. Композиция повести усложняется воспоминаниями и снами, перемешанными с явью. Первые могут служить «пособием» по изучению этнографии и коми мифологии: охотничий быт, заговоры, пасы, охотник Йиркап и его волшебная лыжа, Орт как двойник человека и предвестник смерти, сельские обычаи. Психологическая повесть трагична: спустя десятилетия убийца мужа признается Сандре в содеянном и сводит счеты с жизнью.

Сам Геннадий Федоров, удостоившийся высоких наград, получивший признание в коми литературе, снискавший славу и почет у читателей и коллег, умер в Сыктывкаре 2 января 1991 года.

Вскоре после смерти писателя его вдова Надежда Осиповна вместе с семьей дочери переехала в Израиль. Когда в 2008 году вышел двухтомник произведений Федорова, она распорядилась весь гонорар – 30 тысяч рублей – передать Литературному музею И. А. Куратова в Сыктывкаре и центральной библиотеке села Троицко-Печорск.

Полина РОМАНОВА

«Есть писатели, которые, оставаясь верными одной теме, находят все новые и новые ее аспекты, все новые и новые ее грани. Так возникает идейно-художественный полифонизм их творчества. В числе таких писателей можно назвать и народного писателя Коми АССР Геннадия Александровича Федорова».

(Анатолий Микушев, литереатуровед, профессор).