11 юридических ошибок малого бизнеса

Некоторые предприниматели, начиная бизнес, полагаются только на собственные силы, интеллект и находчивость. Им не хватает юридических знаний, без которых невозможно предусмотреть ошибки в правовом поле. Эти ошибки препятствуют развитию бизнеса, а некоторые из них связаны с серьёзными рисками. Перечисляем шаги малого бизнеса, с которыми стоит быть осторожнее.

Отказ от услуг хорошего юриста

Консультация опытного юриста с большой вероятностью убережёт от большинства ошибок. Легко скачать пример устава и любого другого документа из интернета. Но так же легко по незнанию закрепить подписью и печатью положения, которые приведут к убыткам или помешают работе бизнеса. Специалист поможет не только не допустить этого, но и сделать из каждого документа эффективный инструмент для решения проблем. Экономия на юридических услугах обойдётся дороже, чем своевременные консультации.

Неправильный выбор между ИП и ООО

У каждой из организационно-правовых форм есть свои минусы. Отталкивайтесь от перспективы на будущее: каким будет ваше предприятие через год? А через 7 — 10 лет? Берите в расчёт не только позитивные сценарии. Если вы ИП и не смогли выплатить кредит — ответите по задолженности своим имуществом. Решили ликвидировать ООО — заявлением не обойтись, готовьтесь к затратной волоките.

Бизнес в равных долях

Уставный капитал ООО нельзя делить на равные части — доля одного из соучредителей обязательно должна быть больше. Если доли равны, и участники не пришли к решению с перевесом голосов, работа предприятия «встанет» до тех пор, пока ситуация не изменится. Чтобы права соучредителей были сопоставимы, несмотря на размер доли, можно прописать в уставе дополнительные условия. Например, обязанность соучредителя с большей долей компенсировать убытки, если он настоял на неудачном решении, которое остальные не поддержали.

Бессистемный документооборот и отказ от услуг бухгалтера

ИП на упрощённом налоговом режиме не обязаны вести бухгалтерский учёт, ограничиваясь налоговым. Но систематизировать документооборот нужно любой компании. И бухгалтер — полезное звено этого процесса, так как внушительная доля документооборота — первичная документация, проходящая через бухгалтерию. Выработайте принципы документооборота, удобные для бухгалтера, это сделает процесс организованнее и осмысленнее. Если нанять опытного бухгалтера пока не можете, воспользуйтесь услугами аутсорсинговой компании, а в штат возьмите операциониста для работы с первичной документацией.

Работа не по месту регистрации

ООО или ИП имеют право работать не по юридическому адресу, только если зарегистрировали обособленное подразделение (ОП) по адресу фактической работы. Нарушение грозит штрафом в размере 10% от всех доходов подразделения, но не менее 40 тысяч рублей. Обязательно также получать корреспонденцию по адресам, указанным в документах, потому что отправленные на них письма автоматически считаются вручёнными. Не получая почту, легко пропустить важные документы, например, досудебные претензии или акт сдачи-приёмки.

Деятельность без лицензии

Прежде чем открывать новое предприятие — впервые или меняя профиль компании, выясните, нет ли желаемого вида деятельности в списке тех, для которых обязательно оформлять лицензию. Полный перечень таких видов деятельности указан в статье 12 Федерального закона 99-ФЗ. Работа без лицензии — административное или уголовное нарушение, влекущее за собой крупные штрафы и урон для репутации компании.

Деятельность вне кодов ОКВЭД

Для контрагентов, государства и налоговой инспекции любое ООО или ИП с юридической точки зрения — это то, что написано о них в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (реестрах, где содержатся данные обо всех ООО и ИП соответственно) . При регистрации все ИП и организации выбирают коды ОКВЭД — Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, соответствующие их деятельности. И если реальная деятельность не совпадает с кодами ОКВЭД, указанными в реестрах, не стоит рассчитывать на господдержку, доверие партнёров и отсутствие подозрений у ФСН: компанию сочтут неблагонадёжной.

Незнание своих прав

Органы, уполномоченные проводить проверки и контролировать ведение бизнеса другими способами, могут превышать полномочия. Не зная своих прав, вы позволите им сделать это и косвенно навредите предприятию. Например, по приказу откроете сейф и покинете помещение во время оперативно-розыскных мероприятий. Заранее осведомитесь, как действовать в случае проверок, обысков, ареста банковского счёта и т.п., проконсультируйтесь с юристом и дайте инструкции сотрудникам.

Непроверенные контрагенты

То, что контрагент никогда вас не подводил, — не гарант его благонадёжности, особенно в глазах банков и налоговой инспекции. Заподозрив партнёра в мошенничестве, банк может приостановить операции по вашему счёту, а налоговая — отказать в вычете НДС по сделкам с этим контрагентом. Проверяйте каждого контрагента до начала сотрудничества, чтобы не вступить в экономические отношения с фирмой-однодневкой или банкротом.

Нарушение законодательства о рекламе

Все преимущества компании и её продукта, о которых заявлено в рекламе, должны иметь подтверждение. Эпитеты «лучший», «самый», «главный», неэтичные высказывания в адрес покупателей и конкурентов — всё это привлечёт внимание Федеральной антимонопольной службы и приведёт к штрафам. У потребителей недостоверная и недобросовестная реклама уважения к бренду также не вызовет.

Нарушение трудового законодательства

Предприниматель несёт ответственность за соблюдение условий труда, режима отдыха, процедуры найма и увольнения сотрудников. Пренебрежение нормами, даже по договорённости с сотрудниками, чревато штрафами и уголовным наказанием. Многократное заключение договоров ГПХ с одним и тем же работником трудовая инспекция также сочтёт нарушением — подменой трудовых отношений ради ухода от страховых выплат. И выпишет штраф.

Источник: www.sberbank.ru