Кофе с улыбкой

Секреты бизнеса от создателей сети «Кофе Смайл»

По статистике, ежедневно в мире выпивается больше двух миллиардов чашек кофе. Финны и датчане потребляют в год почти 12 кг кофе на человека, итальянцы – пять, бразильцы – четыре, американцы отстают от них всего на сто граммов. Наши сограждане выпивают в год 0,6 кг кофе. Ничего удивительного: многие десятилетия кофе в стране был настоящим дефицитом, а культура его потребления была развита разве что в южных республиках СССР. Однако теперь кофе в российских городах можно выпить буквально на каждом углу. В Сыктывкаре с этим проблем точно нет, особенно с 2014 года, когда выпускники УГТУ Максим Шокало и Александр Сивергин зарегистрировали в столице Коми свое предприятие – сеть кофеен «Кофе Смайл».

Найти свою нишу

– Мы оба экономисты, менеджмент нам очень близок. Решили сами организовать свою компанию и полностью нести за нее ответственность. О кофе сначала не думали, но подошли к вопросу серьезно: начали с анализа ниш. Все теоретические знания, полученные во время учебы, переложили на практику, провели классический анализ рынка в рамках существующего бюджета – что можно открыть, в чем спрос постоянен, что актуально, – рассказывает Максим Шокало.

Ребята реалистично смотрели на свое будущее дело и не собирались изобретать велосипед, адаптируя под себя то, что есть. Из уже существующих рынков рассматривали свадебную тему, большой сетевой общепит, постепенно перешли к концепции еды с собой и, ориентируясь на доступный бюджет, остановились на поднише – кофе с собой.

– Все происходило естественно. Девять месяцев мы шли к открытию, разрабатывали свои технологические карты, и тут мы ни на кого не смотрели. В дизайне так же. С именем было все просто: название должно вызывать положительные эмоции. Более положительных, чем от улыбки, трудно от чего-то найти. Так родился «Смайл», – поясняет Максим, признаваясь, что кофе входит в число его любимых напитков.

Пройдя учебу в Городском центре предпринимательства и инноваций Сыктывкара, создатели бренда не только обобщили свои знания в области развития бизнеса, но и приобрели полезные знакомства, которые помогли им на стадии становления.

Пять лет назад в Сыктывкаре у них был единственный кофейный конкурент – сильная федеральная сеть, вскоре свернувшая свою деятельность в столице Коми. К слову, к сегодняшним сыктывкарским конкурентам «Кофе Смайл» относится, скорее, как к коллегам. «Мотивируют нас к развитию», – говорят предприниматели.

Не торопиться

«Кофе Смайл» предельно открыт. Быть честным и открытым – и жизненный принцип, и тренд, который обозначил более десяти лет назад основатель «Додо-пиццы», наш земляк Федор Овчинников.

– Он пример для подражания для нас. Постоянно черпаешь какие-то мысли у него. Он открыл «Додо», когда ему было 30, нам сейчас 30. Принцип открытости близок нам, – говорит основатель «Кофе Смайл».

И хотя свой бизнес-блог «смайловцы» не ведут, отзыв о них можно оставить и на сайте, и в соцсетях, можно позвонить, а то и просто зайти в гости в офис на пятом этаже столичного Дома быта.

Максим не скрывает, что по тем временам в бизнес было вложено 600 тысяч рублей. Это были, в основном, венчурные инвестиции, которые довольно быстро отбились: уже через три месяца «Кофе Смайл» открыл вторую точку возле ТРЦ «Парма». Поначалу основатели делали все сами. И хоть окупились вложения относительно быстро, принцип самих молодых бизнесменов – не спешить. Не случайно от определения своей ниши до открытия первого бара прошло столько времени, сколько нужно для вынашивания ребенка. «Это был долгий процесс, потому что мы никогда не спешим. И сейчас не торопимся», – говорит Максим.

Сейчас Максим и Александр могут поработать бариста редко, к сожалению, не всегда на это есть время. Штат специалистов по кофе у них полный и стабильный. В то же время предприниматели убеждены, что некоторая текучка кадров все же необходима.

– Нам очень нравится, когда люди стремятся расти. Как правило, без роста начинается эмоциональное выгорание. Конечно, есть исключения. Важно помнить, что каждый человек индивидуален и к каждому нужен свой подход. Мы стараемся создавать возможности развития для каждого человека в нашей компании, будь то перевод бариста на должность старшего на кофе-баре или на работу в офисе компании. Наша цель – чтобы самые опытные бариста открывали свои кофе-бары с нашей помощью как франчайзера, – объясняет Максим.

При этом молодые бизнесмены всегда думают об уровне зарплат и условий труда в «Кофе Смайл»: «Мы заинтересованы, чтобы каждый наш сотрудник был доволен работой, для нас это очень важно. От этого зависит очень много».

– Мы считаем, что период становления для нас не закончен, мы продолжаем развиваться. Одна из самых больших сложностей – управление денежным потоком и постоянная работа в условиях жесткой ограниченности ресурсов. Важно хорошо считать и прогнозировать. Мы не может исключить даже дождь – так же, как и налоги. Сложностей много, но выделять что-то не буду. Скажу одно: бизнес в России вести можно. Но не всем. Это непростая работа, – говорит предприниматель.

Создать франшизу

Через два года после старта, в 2016 году, у «Кофе Смайл» появилась франшиза. К бизнесменам обратились ухтинцы, пожелавшие присоединиться к успешному проекту. Первым партнерам «на раскачку» потребовался месяц – помог опыт франчайзеров в Сыктывкаре, и так же быстро в Ухте окупились вложения в кофейное дело. Сейчас ухтинцы открывают в своем городе уже пятый кофе-бар. Для сравнения, в Сыктывкаре их шесть.

Сейчас уже в 13 городах России «Кофе Смайл» работает по франшизе. За рубеж франчайзеры не торопятся, но российскую экспансию планируют развивать.

Чтобы использовать сыктывкарскую торговую марку, потенциальным партнерам необходимо разделять 33 четких и понятных принципа «Кофе Смайл». Во главе их, по словам Максима Шокало, стоят «человечность, ориентированность на потребителя, честность, взаимовыгода и трудолюбие».

– Мы любим свое дело, своих клиентов и своих работников. Во главе угла стоят отношения. Коллектив у нас молодой, но мы возьмем на работу и человека в возрасте, если он разделяет нашу философию. У нас строгий отбор, и начинается он еще на стадии первого общения: это пунктуальность и обязательность. Половина соискателей отсеивается еще на стадии заполнения формы и отсылки ее нам на почту. Следующим препятствием становится встреча в точное время, а третьим часто медосмотр. После недельного обучения и аттестации кофевары могут полноценно приступать к работе, – рассказывает Максим.

Попробовать на вкус

В мире известны сотни сортов кофе, и вместе с тем это один из самых консервативных продуктов на Земле. Поэтому создавать новые вкусы, отличаться от конкурентов – настоящее искусство. Ну, что тут еще можно изобрести? Однако – изобретают, и «Кофе смайл» в том числе.

– Мы все испытываем на себе, потому что новый вкус должен прежде всего нравиться нам самим. Прежде чем выбрать «свои» марки, мы перепробовали все, – рассказывает Максим. – Важно не затеряться в этом бизнесе, найти оптимальный вкус. У нас есть рецепты и для тех, кто любит крепкий кофе, и для тех, кому нужно помягче. Поэтому мы отошли от 100-процентной арабики. Я, например, люблю капуччино, наш генеральный директор Алексей Скворцов – ванильный раф. Чтобы прийти к любимому, мы перепробовали сотню вкусов. Каждый из них может стать любимым для наших клиентов.

В «Кофе Смайл» разработали свой собственный оригинальный бленд из смеси нескольких видов зерен. У компании есть постоянные поставщики, которые специально жарят зерна для «Кофе Смайл» и «Додо-пиццы». Зерна едут в далекую северную республику с плантаций Бразилии, Кении, Колумбии и Уганды.

У «Кофе Смайл» есть планы расширяться, выходить в другие города. Развивать аренду кофемашин для офисов. Стать номером один в этом бизнесе.

– Мы не ограничиваем себя в границах и возможностях. Мир большой, – улыбается совладелец «Кофе Смайл».

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА

Сайт: coffeesmile.biz

Тел.: 8(8212) 256530

E-mail: Foodsmile@ya.ru

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Городского Центра Предпринимательства и Инноваций г. Сыктывкара.