Точки роста учеников и педагогов

В 2019 году в Коми благодаря региональному проекту открылись Центры дополнительного образования для сельских школьников

На территории Республики Коми полным ходом идет реализация общефедеральных национальных проектов. В рамках федерального нацпроекта «Образование» разработаны и реализуются семь региональных. Один из них – «Современная школа», включающий проект «Точка роста»: в 22-х сельских школах из 12-ти муниципалитетов республики созданы одноименные центры цифрового и гуманитарного образования. Они призваны не только повысить качество преподавания, но и стать площадками для выявления одаренных детей, системной работы с талантливыми школьниками. Одна из «Точек роста» создана в средней общеобразовательной школе №2 им. В.П. Налимова в селе Выльгорт Сыктывдинского района. Туда мы и отправились.

В начале октября в Коми проходил Республиканский образовательный форум «Образование. Государство. Общество», и одной из его тематических площадок стала «Точка роста – путь к успеху учителя». Работала площадка именно здесь, в Выльгортской школе №2. Собравшиеся на форум директора школ, педагоги допобразования, работники местных управлений образования расспрашивали коллег об особенностях появления и работы «Точки роста» – активно перенимали опыт. Причем, участники форума были не только из нашей республики, но и из Удмуртии. Подобные «Точки роста» в этом году появились в ряде регионов страны, но не везде. К примеру, братья-удмурты планируют их запуск на будущий год. Вот и приехали из Ижевска посмотреть, как это устроено у нас. Участники форума обсудили вопросы учебы педагогов для «Точек роста» и использования этих центров для подготовки ребят к участию в олимпиадах, сетевое взаимодействие между общеобразовательными учреждениями и многое другое.

 

В пространстве техносферы

В Выльгортской школе № 2 «Точка роста» – это структурное подразделение, центр дополнительного образования. Представляет собой единое пространство, куда вошли два специально оборудованных кабинета и часть коридора. Все это выделено визуально и оформлено в едином стиле. В кабинетах – современная, удобная и яркая мебель, логотипы «Точки роста» на стенах, стильный дизайн в рамках утвержденной цветовой гаммы. Все это призвано привлечь детей, чтобы и учеба, и дополнительные занятия приносили не только знания, но и удовольствие. Но самое главное, конечно, – техническое оснащение кабинетов. «Точки роста» задуманы как центры, позволяющие применять новые методы обучения, использовать самые современные образовательные технологии при изучении информатики, технологии и основ безопасности жизнедеятельности для учеников с 1 по 11 класс.

В первом из кабинетов – для гуманитарного развития детей – установлены ноутбук, большая многофункциональная плазменная панель, манекены для отработки навыков спасения человека при нештатных ситуациях. Тут проходят учебные занятия по ОБЖ (основам безопасности жизнедеятельности), а также дополнительные занятия по шахматам, проектной деятельности, школьным газете и телевидению, театральному направлению «Скрытые занавесом» – для развития актерского мастерства и ораторского искусства.

Во втором кабинете, где ребята занимаются информатикой и технологией, разместились еще одна плазменная панель, два разных 3D-принтера для печати объемных моделей из специального пластика, 10 ноутбуков и даже беспилотные летательные аппараты – квадрокоптеры. Оказывается, современная программа предмета «технология» (когда-то это был «труд») включает в себя не только шитье и кулинарию для девочек и столярно-слесарные работы для мальчиков. Ныне это еще и техносфера: компьютерное моделирование, дизайн интерьеров жилого помещения в 3D-формате, проектирование на трехмерном принтере, логика построения отдельных видов проектов, геоинформационные технологии.

Ребятам нравится

Руководит «Точкой роста» преподаватель биологии Алена Александровна Шишкина. Она рассказала, что здесь реализуются девять направлений обучения. Часть этих программ работала в школе еще до открытия «Точки роста», а многие высокотехнологичные направления появились только сейчас. Пока тут, в основном, занимаются ученики среднего звена, но много и старшеклассников.

Первый месяц занятий показал: детям понравилось. Они охотно занимаются и по программам дополнительного образования (в рамках основного), и внеурочной деятельностью (проще говоря, на профильных факультативах и кружках, где более полно раскрываются темы уроков). Больше всего, конечно, ребятам нравятся занятия по робототехнике, с квадрокоптерами, с использованием очков виртуальной реальности и остальные высокотехнологичные направления.

Общими усилиями

Выльгортская «Точка роста» была официально открыта 29 августа, трудились над ней все лето. Директор школы Римма Степановна Торлопова рассказала «Региону», что во время каникул были проделаны ремонты в помещениях, закуплена мебель, принято и размещено поступившее оборудование. Летом же учителя технологии, которым предстояло работать в этом центре, прошли обучение на базе республиканского детского технопарка «Кванториум», остальные педагоги учились дистанционно. Уже приняты программы дополнительного образования посредством «Точки роста» (часть из них реализуется совместно с «Кванториумом»), сейчас составляются планы.

На «Точку роста» в выльгортскую СОШ-2 через Минобрнауки Коми поступило 1,6 млн. рублей на обновление материально-технической базы. Средства на мебель в сумме 200 тысяч рублей были выделены из муниципального бюджета Сыктывдинского района, а на ремонт, логотипы и прочие элементы оформления ушло около 100 тысяч из внебюджетного фонда самой школы.

В Сыктывдинском районе открыты три «Точки роста»: помимо выльгортской СОШ-2, такие образовательные центры открылись в средних школах Зеленца и Пажги. Четыре «Точки роста» появилось в Усть-Куломском районе, пять – в Ижемском. Всего же в Коми открылись 22 «Точки роста» в 12-ти муниципальных районах и городских округах: Усть-Цилемском, Усть-Куломском, Усть-Вымском, Удорском, Ижемском, Корткеросском, Койгородском, Сыктывдинском, Сысольском, Прилузском, Печоре и Усинске. Чтобы обзавестись «Точкой роста», сельские школы (а именно на них и школы малых городов направлен проект) в марте прошли конкурсный отбор. Перечень школ, каждая из которых получила субсидию в 1,6 млн. рублей на обновление материально-технической базы, был определен решением конкурсной комиссии Минобрнауки Коми.
Добавим, что в 2019 году Республика Коми получила на создание центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» федеральную субсидию в размере 35,2 млн. рублей. К 1 сентября открылись и начали работу все 22 республиканские «точки», в обновленных условиях информатике, технологии и ОБЖ обучаются более 7000 детей. В 2020 году в Коми откроются еще 42 «Точки роста», в 2021 году – 37. Таким образом, к 2024 году в регионе планируется создать 146 центров цифрового и гуманитарного профилей для учащихся из сельских районов и малых городов.

 

Ирина САМАР

Фото Дмитрия ГРИШИНА и Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ