Остросоциальный и инвестиционный
Таким называют бюджет региона на 2020 – 2022 годы
В конце ноября Госсовет Коми принял закон «О республиканском бюджете Республики Коми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов». В соответствии с ним, в следующем году бюджетные доходы составят 86 млрд рублей, расходы – 93,4 млрд рублей. Значительное увеличение расходов предусмотрено на повышение качества жизни населения. В приоритете – социальная сфера, национальные проекты и дороги. Об особенностях трехлетнего бюджета, финансировании национальных проектов «Региону» рассказала министр финансов Республики Коми Галина Рубцова.
– Галина Зиславовна, бюджет, принятый на ноябрьской сессии, называют остросоциальным. В чем это выражается?
– Действительно, порядка 70% расходов бюджета на 2020 – 2022 годы приходится на социальную сферу. Мы существенно увеличили ассигнования даже по сравнению с 2019 годом. К 2020 году – это плюс 10 млрд рублей. Основная часть пошла на меры соцподдержки, которые мы проиндексировали опережающими темпами с 1 января на 4,8 процента. Это практически все льготы, пособия, поддержка малоимущих граждан, все обязательства республики перед гражданами.
– В какой сфере вливания ощутимее?
– У нас определены приоритеты – это наши национальные проекты, которые как раз и затрагивают основные направления социальной сферы: демографию, образование, здравоохранение. В бюджете также нашло отражение и приведение в нормативное состояние дорожной сети.
Мы существенно увеличили расходы на здравоохранение – они составили 17,8 млрд рублей, в образовании объем госпрограммы – 24,3 млрд, в соцзащите – 14,8 млрд.
– А можно конкретнее? Вот на образование выделено 24 миллиарда. Что в них входит?
– 15,7 млрд составляет субвенция на школьное и дошкольное образование. Здесь как раз основное – средняя заработная плата педагогов, которая соответствует майским указам. Большой объем средств в образовании заложен на модернизацию в рамках национального проекта, на завершение строительства школ в Красном Затоне, в Дутово, Помоздино, детских садов в Выльгорте и Эжве. В 2020 году начнется строительство школы с пришкольным интернатом в поселке Приуральский, школыдетсада в деревне УстьИжма, детского сада в селе УстьКулом. В 2021 году у нас появляется новый объект – школа в Объячево. Сейчас муниципалитет разрабатывает проектносметную документацию, и в 2021 году, когда мы увидим объем ассигнований от федерального центра, начнется ее строительство. Также с участием федеральных средств в 2021 году будет строиться еще один садик в Сыктывкаре.
В бюджете предусмотрены средства на завершение реконструкции отделения радиологии онкодиспансера и строительства школы в Красном затоне.
– Как распределяется объем средств в здравоохранении?
– В этой сфере у нас около шести миллиардов составляет платеж на неработающее население, который уходит в ФОМС, потому что все содержание медицины осуществляется за счет этих средств – это обеспечение полисов ОМС.
В рамках нацпроекта мы выделили дополнительные ассигнования на здравоохранение. Здесь заложены крупные объекты строительства – долгожданный проект инфекционной больницы в Сыктывкаре: это практически полтора миллиарда на первый этап строительства в 202021 годы, на второй заложено 100 миллионов рублей. В 2022 году в эксплуатацию будет введен первый этап. Уже прошли конкурсные процедуры, и в апреле начнется строительство.
Хорошо реализуется проект по реконструкции радиологического отделения онкодиспансера. Мы ожидаем, что в 2020 году первый этап реконструкции будет завершен. Вообще, предусмотрено целое направление по онкологии, по сосудистым центрам, по передвижным диагностическим центрам. Это существенный финансовый поток на развитие медицины.
Начинается строительство лечебного корпуса в УстьЦильме. Готова проектносметная документация с заключением экспертизы, и на 202021 годы порядка пятисот с лишним миллионов уже предусмотрено.
Кроме того, с участием средств федерального бюджета планируется построить шесть ФАПов.
– А где брать кадры для всех этих лечебных заведений, чем привлекать их для работы в республике?
– Основой подготовки кадров у нас является Сыктывкарский госуниверситет. В части целевой подготовки, возможно, нам придется расширять подготовку кадров в соответствии с возможностями бюджета. Будем ждать студентов из районов, которые потом вернутся работать на родину.
Кроме того, впервые мы выделили средства в объеме 48,5 млн рублей на приобретение 19 квартир для привлечения квалифицированных кадров в отрасль здравоохранения. Посмотрим, насколько это повлияет на ситуацию. В этом году Минздрав за счет собственных ассигнований самостоятельно приобрел две квартиры в рамках госпрограммы.
– Что предполагается бюджетом в рамках соцподдержки?
– Это 4,8процентная индексация, о которой я уже говорила выше. По поручению Главы региона Сергея Гапликова предусмотрены средства на реализацию закона о дополнительных мерах поддержки семей с детьми. Это наш региональный семейный капитал при рождении первого ребенка, который составляет 150 тысяч рублей, также мы увеличили пособия семьям с детьми. Весь этот «плюс» составляет миллиард триста миллионов рублей.
– Насколько распространен в российских регионах семейный капитал на первого ребенка?
– На самом деле очень мало регионов приняли такие меры поддержки. Нам важно, чтобы молодежь оставалась в регионе. Мы, например, посчитали, что 150 тысяч рублей достаточно для первоначального взноса, чтобы вложиться в ипотеку. Думаю, это повлияет на то, чтобы молодежь оставалась на родине.
Ну, и за счет регионального бюджета мы сохраняем выплату и на третьего ребенка также в размере 150 тысяч.
Объем средств на дорожную отрасль в ближайшие три года увеличен на 2,7 млрд рублей.
Посредством «Народного бюджета» решаются вопросы по благоустройству поселений, реализуются небольшие проекты в агропромышленном комплексе.
Вслед за благоустройством парка им.Кирова будет закончена и реконструкция набережной.
Благодаря финансированию народных проектов в городах и районах республики появляются площадки для занятий физкультурой и спортом.
– Бюджет принят с семимиллиардным дефицитом, в то же время у нас масса планов в области соцполитики. Не помешает ли их реализации бюджетный дефицит?
– Дефицита бояться не надо. Когда он управляемый и в пределах нормативов, то это нормальная ситуация. Достаточно сравнить размер дефицита – он у нас 7,4 млрд – и нашу инвестиционную программу на 2020 год – это свыше 8 млрд. По большому счету, мы заимствуем под инвестиции. Эти цифры выше дефицита.
– А нормативы по бюджетному дефициту какие?
– По норме бюджетного законодательства дефицит может составлять 15% годового объема доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений. Только по итогам не очень благополучных 20132014 годов мы допустили его превышение. В настоящее время с учетом реализации соглашения с Минфином России для республики этот норматив составляет 10%, и мы в него укладываемся.
– Социальный бюджет на 2020 – 2022 годы одновременно называют инвестиционным. Что это значит?
– Это государственные инвестиции в рамках бюджета: прямые инвестиции в рамках адресной инвестиционной программы, их большая часть приходится на строительство социальных объектов – здесь и федеральное софинансирование, и наши средства. Это гарантированные инвестиции, которые предусмотрены в бюджете. Это и концессионные соглашения, а также небольшая сумма на приобретение недвижимого имущества в 2020 году.
– Каков сейчас государственный долг республики, как мы с ним справляемся?
– Государственный долг по итогам 2019 года составит 26 миллиардов. Если смотреть на саму структуру госдолга, то 18,5 млрд у нас приходится на ценные бумаги, остальная часть – задолженность по бюджетному кредиту. В привлечении коммерческих кредитов в этом году мы не нуждались, потому что были остатки на счетах. В текущем году мы смогли размещать их на депозитах и зарабатывать на этом. По итогам десяти месяцев дополнительно получено 312 миллионов рублей – это практически стоимость строительства детского сада.
Долг мы сокращаем, и за последние годы существенно. Начинали мы с семидесяти с лишним процентов в 2016 году и завершили его 34 процентами в нынешнем.
В предстоящий трехлетний период долг возрастет, поскольку бюджет дефицитный, и мы будем производить коммерческие заимствования. В 2022 году долг составит 47 процентов, но это в пределах нормы. Когда долг управляемый, как у нас, а мы всетаки относимся к категории субъектов с высокой долговой устойчивостью с долгом до 50 процентов, то это нормально.
– Есть регионы, в которых ситуация хуже?
– Есть даже регионы, в которых долг превышает сто процентов от бюджета. Вот это плохо. И у нас было непросто, когда долг в 201314 году превышал 70 процентов. Под риском в этом случае оказывается выполнение обязательств, которые республика взяла на себя, а их львиная доля – это социальные обязательства.
– Дороги – наша извечная проблема. Какие средства в новом трехлетнем бюджете предусмотрены на дорожную отрасль?
– Дороги – извечная проблема, от них зависит наша экономика и наш комфорт. При формировании бюджета на 20192022 годы Главой Республики Коми перед нами была поставлена задача увеличить объем дорожного фонда. Мы это сделали, и на дорожные нужды в ближайшую трехлетку средств предусмотрено больше на 2,7 млрд рублей: на 2020 год – 6,2 млрд, 2021 – 6 млрд, 2022 – пока 4,1. Это значительно выше, чем в предыдущий период. Предусмотрена дополнительная финансовая поддержка муниципальных образований на ремонт их дорожной сети. Акцент будет сделан на райцентры, чтобы потом заняться и другими поселениями. Проблем, конечно, много, и мы не говорим, что сразу их все решим, но ситуация будет меняться.
– Как республика поддержит свои муниципалитеты?
– По сравнению с 2019 годом, мы увеличиваем поддержку муниципалитетов на 5 миллиардов. Межбюджетные трансферты существенно увеличиваются.
– Какие районы требуют наибольших вложений?
– Если вы имеете в виду Воркуту и Инту, то мы понимаем, что за счет средств республиканского и местного бюджетов мы не покроем вложения, необходимые Заполярью. В связи с этим сейчас разрабатывается в рамках поручения Президента России план развития Воркуты и Инты в части развития угольной отрасли. 15 декабря мы сдадим его в Правительство Российской Федерации. Рассчитываем на поддержку федерального центра, потому что суммы там колоссальные, мы сами их не потянем.
– В последние годы удалось подключить граждан к процессу формирования народного бюджета. Почему это так важно и как выбираются проекты, достойные финансирования?
– Мы, финансисты, очень приветствуем этот проект, видим его эффективность и, самое главное, заинтересованность граждан. А когда сами граждане заинтересованы, то эти объекты на особом контроле. Средства по народному бюджету распределены в государственных программах по направлениям: образование, культура, физическая культура и спорт, занятость, строительство, ЖКХ, агропромышленный комплекс, транспорт, развитие малого и среднего бизнеса. В большинстве случаев народные проекты касаются создания комфортных условий проживания. И эти средства мы постоянно увеличиваем. Начинали мы в 2014 году с 32 миллионов. На 2020 год предусмотрено 124 миллиона, а на 2021 – уже 200 миллионов, увеличена и сумма на реализацию одного проекта. Раньше она ограничивалась 300 тысячами, со следующего года сумма в зависимости от направления расходов составляет от 600 тысяч до миллиона. Население готово участвовать и в реализации крупных объектов.
При проведении отбора проектов, который, кстати, осуществляется на конкурсной основе, учитывается соответствие приоритетным направлениям «Народного бюджета», целям и задачам государственной программы, по которой будет реализовываться проект, актуальность решаемой проблемы, реалистичность поставленных в проекте задач, устойчивость и социальная эффективность проекта, обоснованность расходов и участие населения в исполнении проекта. Для того, чтобы проект получил финансирование, необходимо соблюсти все эти критерии.
– Вы упомянули о создании комфортных условий проживания. Насколько успешно мы двигаемся в этом направлении?
– Мы начали развиваться. Если не будет комфортных условий, порядка на улицах, мест, где можно погулять с детьми, позаниматься спортом, то не захочется тут оставаться. Если взять столицу республики, то здесь впервые за долгие годы обустроен Кировский парк, дойдет дело и до набережной, которая пока обустроена частично, сделан сквер в микрорайоне Строитель, появится площадка «под часами» у центрального бассейна. И таких мест должно быть как можно больше.
Помимо национального проекта, на который выделяет средства федеральный центр в объеме 225,4 миллиона, мы дополнительно добавили 470 миллионов на создание комфортных условий в районных центрах муниципалитетов республики. Общий объем средств на эти цели составит 829,8 миллиона.
Для меня лично создание комфортной среды – это создание красоты и удобства городов и других населенных пунктов республики, где хочется жить и гордиться своей родиной.
Беседовала Полина РОМАНОВА