Технологии, меняющие бизнес

Александр Старицын рассказал о новых цифровых сервисах для предпринимателей Коми

В 2018 году у Сбербанка появилась собственная экосистема. Ее продукты давно доступны и жителям Республики Коми, причем, с каждым годом сервисов для физлиц и организаций становится все больше. В последние полгода развитие экосистемы Сбербанка идет особенно активно. Подробности читателям «Региона» раскрывает заместитель управляющего Коми отделением ПАО Сбербанк, куратор корпоративного блока Александр Старицын.

Александр Викторович, что такое экосистема Сбербанка?

– Сбербанк сегодня уже не просто банк, а целая технологическая платформа, объединяющая различные сервисы для физических и юридических лиц. На основе анализа данных и новейших технологий она позволяет формировать лучшее предложение для клиента – как из собственных продуктов и услуг банка, так и за счет подключения внешних провайдеров.

Ведь задача предпринимателя – создавать, производить какой-то продукт или услугу для своего клиента, развивать компанию и расширять бизнес. А текущие вопросы и рутинные задачи можно вывести на аутсорсинг и доверить специальным сервисам, которые теперь можно найти на одной площадке. Собственно, это и есть цифровая экосистема, то есть все услуги, которые закрывают потребности наших клиентов, собраны в одном месте. Она призвана сделать жизнь комфортнее и в «одном окне» предоставить им услуги в абсолютно разных сферах – начиная от классического банковского обслуживания и заканчивая проведением сделок с недвижимостью, услугами мобильной связи и так далее. 

Что входит в экосистему Сбербанка?

– Сегодня это около 50 различных компаний, которые предоставляют услуги в таких областях как: финтех (Яндекс.Деньги), телемедицина (СберЗдоровье), недвижимость (ДомКлик), телекоммуникации (СберМобайл), доставка продуктов (СберМаркет), облачные сервисы (SberCloud), поиск вакансий и сотрудников (Rabota.ru), логистика для бизнеса и доставка посылок физических лиц (Сбелогистика), бухгалтерия, бизнес-сопровождение и консалтинг (Сбер Решения), документооборот и управление В2В процессами (Корус Консалтинг СНГ) и так далее. Список компаний постоянно пополняется, расширяя возможности экосистемы для клиентов.

Какие направления для юридических лиц больше всего востребованы и развиваются в Республике Коми?

– По итогам второго квартала 2020 года в Республике Коми наибольшей популярностью среди представителей бизнеса пользуются услуги дочерней компании «Деловая среда» и «Сервис проверки контрагентов»(от компании Корус Консалтинг СНГ). На них пришлось 45,5% и 38,2% от всех продуктов, которые приобретали предприниматели в нашем регионе. Это отдельные площадки для малого и среднего бизнеса. На первой можно регистрировать бизнес и обучаться, вторая нужна для проверки благона–дежности партнеров, оценки рисков и обеспечения бизнес-процессов организации. Далее по популярности – электронный документооборот (E-invoicing), который сегодня очень актуален, потому что компании стараются меньше совершать физических контактов, подписывать и обмениваться документами удаленно, поэтому отказываются от бумажных носителей и уходят в «цифру».

Следующее популярное направление – страхование. Оно может включать в себя как защиту компании и ее залогового имущества от рисков, так и страхование жизни и здоровья сотрудников организации, а также собственности физических лиц. Замыкает пятерку лидеров в Коми сервис медицинских услуг «СберЗдоровье». Телемедицина заметно набирает популярность в России. В текущих условиях такие сервисы особенно востребованы: клиенты могут получать консультации профессиональных врачей в режиме реального времени просто через свой смартфон, без посещения поликлиники.

Какие из сервисов экосистемы могут быть полезны для бизнеса любого масштаба?

– Если говорить об объектах малого и среднего предпринимательства, для них, конечно, актуален сервис личного юриста «Юрист для бизнеса» – правовое сопровождение бизнеса в режиме «24/7». Этот пакетный сервис включает в себя целый спектр услуг: телефонные и письменные консультации, участие в переговорах, подготовка документов. Наши клиенты – индивидуальные предприниматели, не имея в штате личных юристов, могут подключаться к сервису и получать полноценную юридическую поддержку от профессионалов. Это гораздо дешевле, чем держать в штате юриста или приобретать разовые юридические услуги. Кроме того, этот сервис предоставляет услуги в разных областях права (тогда как штатные юристы специализируются, как правило, на каком-то одном направлении). Он создан, прежде всего, для бизнеса и предпринимателей, и помогает решать деловые вопросы. Однако, если у клиента появляется потребность в решении личных вопросов, как физического лица, он может получать юридическую поддержку и по ним.

Период самоизоляции повлиял на развитие сервисов экосистемы Сбербанка? Может, какие-то из них стали развиваться наиболее активно?

– Сервисы нашей экосистемы стали более востребованы именно в связи с последними событиями, и это совершенно разные услуги. Например, DeliveryClub (совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group), который с конца марта этого года заработал и в столице Коми: когда рестораны были закрыты, и все больше людей пользовались этой услугой по доставке еды. Сегодня уже более 20 сыктывкарских ресторанов предлагают доставку своих блюд через DeliveryClub.

Следующий пример – система электронного документооборота. Раньше было больше физического общения и документов, подписанных на бумаге, а весной часть офисов закрылась, вышла на самоизоляцию, удаленную работу, и тут очень помогло онлайн-взаимодействие, подписание актов, договоров и так далее электронными цифровыми подписями. Так что и в этом сервисе мы наблюдаем значительный рост числа клиентов.

Онлайн-кинотеатр Okko в период пандемии значительно расширил программу, добавив образовательные модули для детей и взрослых, онлайн-тренировки, виртуальные экскурсии в музеи, онлайн-концерты и спектакли.

Основное преимущество сервисов экосистемы Сбербанка в том, что большинство этих услуг наши клиенты могут подключить, не выходя из дома.

А по какому принципу идет отбор сервисов для экосистемы, какова стратегия их включения в эту единую платформу?

– Основная логика – в востребованности продуктов, потребности наших действующих или потенциальных клиентов. Если какой-то сервис на рынке сейчас востребован, зачем клиенту нашего банка получать его где-то, искать, тратить время, если мы можем сами его предложить? Мы смотрим на тренды мирового рынка и приглашаем наиболее интересные нашим клиентам компании к сотрудничеству, выбираем среди лучших в каждом сегменте или создаём сами.

Классический банкинг, когда кредитная организация занимается только финансовой деятельностью, – это хорошо, но дальше развиваться будут те технологичные компании, которые смогут максимально закрывать потребности своих клиентов, превосходить их ожидания. Это могут быть не только банки – например, сейчас многие компании из сферы IT или телекоммуникаций переходят в банкинг, а банки уходят в IT и экосистемы. Это общий тренд.

Беседовала Ирина ИВАНЕНКО

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ

Публикация подготовлена при поддержке ПАО Сбербанк.