От музучилища до колледжа искусств

Старейшему творческому учебному заведению Республики Коми исполняется 80 лет

В этом году Колледж искусств Республики Коми отмечает 80-летний юбилей. Основанное в разгар Великой Отечественной войны, это учебное заведение стало первым в регионе, где начали готовить профессиональных музыкантов и артистов. Самое время вспомнить о том, как складывались творческие традиции колледжа.

Первые шаги

Несмотря на трудности военного времени, в 1943 году Управление по делам искусств при Совете народных комиссаров Коми АССР предложило организовать в Сыктывкаре музыкальное училище. Его открыли в октябре 1943 года. Это событие имело огромное значение в культурной жизни республики: закладывались основы подготовки кадров для развития музыкального образования.

Первое здание училища.

Первоначально в училище работало шесть профильных отделений – народных инструментов, академического пения, струнных инструментов, фортепиано, духовых и ударных инструментов, хорового дирижирования. В те голодные времена стипендию студентам не платили, а педагоги помимо преподавания должны были заготавливать 200–300 кубов леса и на лошади вывозить его из поселка Трехозерка.

– В год основания училища получать профессию сюда пришли дети-сироты, дети спецпереселенцев. Впоследствии завуч Евгения Степановна Мурзина ездила по всей республике, по селам, деревням собирала одаренных детей – будущих студентов-музыкантов, – рассказывает основатель и хранитель музея истории колледжа Светлана Рузова. – Перед педагогами стояла сверхсложная задача: за 4 года обучения сделать из ребят – а большинство не были знакомы с музыкальной грамотой – музыкантов.

Сергей Дмитриевич Пятиев стал первым руководителем музучилища. И хотя он не имел специального музыкального образования, но умел играть на разных народных инструментах, собирал народные песни.

С.Д. Пятиев

Сначала училище работало при музыкальной школе. В классах отсутствовали репродукторы и даже ноты. Нотный стан, не говоря уже о партитурах, педагоги чертили на обрывках упаковочной бумаги от руки при помощи чернил и спичек. Оперы и оперетты студенты слушали и запоминали, прильнув к динамику радиоприемника.

В год открытия в училище работало всего 11 преподавателей. Большей частью это были спецпереселенцы и бывшие узники Воркутлага и Инталага, музыканты, артисты, которые до ареста работали на сценах Большого и Мариинского театров, Киевского театра оперы и балета. В столицу Коми их пригласили работать в концертно-эстрадное бюро – прообраз современной филармонии – и заодно преподавать в училище. Именно эти люди – Софья Ричардовна Зоммер-Хорст, Рафаил Федорович Вечтомов, Эдмунд Карлович Талу, Владимир Владимирович Микошо, родственницы Марианна Федоровна Фрейндлих и Марианна Артуровна Фрейндлих – заложили учебные традиции, которыми колледж славится до сих пор.

Одна из них, Софья Ричардовна Зоммер-Хорст – спецпереселенка из Трехозерки. Уроженка Риги получила музыкальное образование частным образом, была пианисткой с прекрасной практикой, экстерном сдала экзамены в 1939 году при латышском министерстве образования. Софья Ричардовна хорошо владела французским и немецким языками, свободно разговаривала на английском и латышском, знала итальянский. Те, кто ее помнят, говорят о ней как о человеке высокой культуры и душевной красоты.

В «очереди на музицирование»

Тяжелым было материальное положение учащихся, особенно в военные и первые послевоенные годы. Одна из первых студентов училища Лидия Дмитриевна Леканова вспоминала: «Были первые послевоенные годы. Голод. Хлеба получали 400 грамм и 0,5 кг сахара на месяц. Этот сахар мы съедали за два дня и оставшиеся 28 дней ждали. Жили впроголодь. Хотя мы и много голодали, тяга к знаниям была огромной».

Л.Д. Леканова

После окончания училища Лидия Дмитриевна получила диплом Московской консерватории им. Чайковского и вернулась в Сыктывкар, где 20 лет руководила хоровым отделением. За это время она воспитала более 150 дирижеров-хоровиков, большинство из которых затем окончили консерватории.

Первым завучем училища был Пантелеймон Александрович Осипов. Он одним из первых в Коми сумел получить музыкальное образование, закончил Ленинградскую консерваторию по классу вокала.

Студенты и педагоги училища на заготовке дров. 1940-е гг. Фото из архива Колледжа искусств РК.

После окончания войны с фронта стали возвращаться педагоги. Многие из них получили в боях ранения и увечья. Константин Васильевич Козлов до войны возглавлял оркестр и отделение народных инструментов в музыкальном училище Вологды. На войне осколком мины музыканту перебило обе руки. Только чудо уберегло его от смерти. Дальше были семь месяцев госпиталей, гангрена, угроза ампутации… Военный хирург спас руки музыканта, но несколько пальцев все же пришлось ампутировать. Казалось бы, о карьере музыканта и сценической деятельности можно забыть. Но нет – вернувшись с фронта, Константин Козлов разработал руки и восстановился в любимой профессии, начал работать в музучилище. Коллеги и ученики удивлялись, как виртуозно двумя пальцами ему удавалось играть Шопена. Впоследствии Козлов организовал в Коми первый симфонический оркестр, заведовал учебной частью в училище, работал в театре, написал несколько симфонических произведений.

К.В. Козлов

Первым зданием, в котором размещались музыкальная школа совместно с музыкальным училищем, было одноэтажное деревянное здание по улице Ленина, 88 (перекресток с нынешней улицей Пушкина). В нем было всего четыре классных комнаты, преподавательская и небольшой коридор с фанерной перегородкой, в котором проводились учебные занятия с 9 часов утра до 9 часов вечера. В подвале этого дома находилось и общежитие для учащихся. В одной комнате ютились по 10 человек.

Здание музучилища. 1946 г. Фото из фондов Национального музея РК.

В 1945–1946 годах музыкальное училище разместилось уже в трех зданиях. Вся учебная и методическая литература помещалась в одном шкафу. Из инструментов имелось лишь 3 пианино и 1 рояль, 4 баяна, несколько духовых и струнных инструментов.

Занятие ведет преподаватель училища В.Н. Козлова. 1946 г. Фото из фондов Национального музея РК.

Конечно, инструментов не хватало. До сих пор сохранились приказы 1946 года, в которых прописывалась «очередность музицирования». На репетиции, а они шли семь дней в неделю, студенты записывались заранее, и часами, порой до позднего вечера, в коридоре ждали своей очереди к инструменту.

В этой очереди можно было встретить будущего главного режиссера и художественного руководителя Музыкального театра (ныне Театр оперы и балета Республики Коми), основателя фестиваля «Сыктывкарса тулыс» Ию Петровну Бобракову. Она в 1947 году окончила дирижерско-хоровое отделение и стала одной из первых выпускниц училища.

И.П. Бобракова

Мэтры педагогики

Процесс обучения в училище сочетался с активной концертной деятельностью. Были созданы оркестр народных инструментов, ансамбль баянистов, сформирована концертная бригада. Музыкальные коллективы давали концерты на предприятиях города, в колхозах, на сплавных участках.

Хор училища исполняет песню «Партия – наш рулевой». 1950-е гг.

К 1953–1954 учебному году в два раза – до 22 человек – увеличилось число преподавателей. Основной педагогический состав училища состоял из музыкантов, приехавших из других городов. Удивительные трансформации происходили с людьми, которые попадали в стены музучилища. В середине 1950-х годов фронтовик, школьный учитель, выпускник пединститута Прометей Ионович Чисталев поступил в музыкальное училище в качестве учащегося и… преподавателя математики. Позднее Чисталев возглавит училище и в его стенах откроет в себе талант композитора, искусствоведа, ученого-фольклориста.

П.И. Чисталев

В 1958 году в Сыктывкаре открыли Музыкальный театр. Это знаковое для региона событие определило новую задачу для училища: подготовку специалистов для театра. Кроме того, готовили преподавателей музыкальных школ, руководителей художественных самодеятельных коллективов. В это время удалось укрепить материальную базу и педагогический коллектив училища. Педагог Николай Николаевич Маегов, в разное время руководивший Музыкальным училищем и Музыкальным театром, создал ансамбль скрипачей, который многие десятилетия принимал активное участие в концертной жизни города и республики.

В общежитии музыкального училища. 1956 г. Фото из фондов Национального музея РК.

В 1975 году музыкальное училище становится Республиканским училищем искусств. Тогда же открываются художественное и актерское отделения, где начинают готовить художников-оформителей и актеров драматического театра.

Редколлегия III курса музучилища за выпуском стенгазеты. 1956 г. Фото из фондов Национального музея РК.

Многие преподаватели училища искусств посвятили долгие годы работе со студентами, внесли огромный педагогический и исполнительский вклад в создание и развитие учебного заведения. Сегодня большую работу по воспитанию молодых творческих кадров проводит высокопрофессиональный педагогический коллектив колледжа, большинство которого – бывшие выпускники училища. Его костяк составляют выпускники ведущих вузов страны: Московской, Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Нижегородской и других консерваторий.

Ансамбль народной песни им. Лидии Даниловны Чувьюровой «Коми сьылан».

Высокая миссия

В 2005 году образовательное учреждение обрело свое современное имя – Колледж искусств Республики Коми. Сегодня его возглавляет Степан Кубик.

Степан Кубик: «Наши студенты представляют республику на самом высоком уровне».

– Наш колледж активно вводит в образовательный процесс федеральные государственные образовательные стандарты, осваивает новые направления и формы обучения, развивает контакты с соседними регионами – Архангельской и Кировской областями, Ненецким автономным округом. Студенты и преподаватели колледжа активно гастролируют по республике и другим регионам, выезжают на всероссийские и международные конкурсы, представляют республику на уровне Северо-Западного федерального округа. В апреле 2023 года, в преддверии празднования 80-летнего юбилея колледжа, студенты готовятся представить концертную программу и выставку художественных работ в Российской академии музыки им. Гнесиных в Москве, – рассказывает директор.

Сегодня колледж искусств – это не только учебное, но и творческое учреждение, ведущее огромную художественно-просветительскую работу. На площадках города проходят сольные концерты инструменталистов, вокалистов, хоровых коллективов, ансамблей различных направлений, составов и стилей, тематические лекции-концерты, посвященные памятным датам и личностям, прославившим как мировое, так и национальное искусство.

Постоянно действующие при колледже творческие коллективы – академический хор, духовой, народный, эстрадный, симфонический и камерный оркестры, эстрадный ансамбль и вокальный ансамбль хорового отделения, хор вокалистов, ансамбли скрипачей и народной песни «Коми сьылан», студенческий театр «АртМас» и оперная студия – служат украшением крупнейших республиканских событий в области культуры. Ни одна театральная премьера, открытие выставки или значимое музыкальное событие не обходится без выступления студентов и преподавателей колледжа.

На базе колледжа искусств проводятся курсы повышения квалификации для педагогов школ искусств, детских музыкальных и художественных школ, занятия на которых ведут преподаватели учреждения и других творческих учебных заведений страны. Многие преподаватели специальных дисциплин колледжа выезжают в районные школы, где проводят мастер-классы и консультации, участвуют в работе жюри конкурсов.

Огромен список талантливых артистов и художников, которых взрастил колледж искусств. Однако его миссия куда шире. Сегодня здесь обучают будущих профессиональных инструменталистов и хоровиков, вокалистов и теоретиков, дирижеров и актеров, дизайнеров, педагогов для музыкальных школ и школ искусств, артистов музыкальных коллективов. В сентябре 2023 года колледж начнет реализацию образовальной программы «Мастер по ремонту и обслуживанию музыкальных инструментов».

Колледж искусств Республики Коми готовит профессионалов, чьи имена звучат по всей России и за ее пределами. Выпускники колледжа работают во всех районах и городах Республики Коми, блистают на ведущих музыкальных и театральных сценах, преподают в консерваториях и колледжах, концертируют на престижных музыкальных площадках. Стоит задуматься над потрясающей цифрой: за время существования колледж искусств подготовил и выпустил более 3 700 специалистов!

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото предоставлены Колледжем искусств Республики Коми, Светланой Рузовой