Не в тягость, а в радость

Почему самый молодой фермер республики Алена Купэ даже думать не хочет о городской жизни?

Два года назад выпускница школы Алена Купэ выиграла грант Главы Республики Коми как начинающий фермер. Хозяйство семьи Купэ из Прилузья с годами грозит перерасти в серьезное предприятие. Можно ли разбогатеть на селе и почему в деревне лучше, чем в городе, Алена Купэ рассказала корреспонденту «Региона».

Работа и забота

Коржик и Компот уже поели и терпеливо ждут, когда их поведут на выпас. Хозяин цепляет соски доильного аппарата к вымени последней из «взрослых» – Комсомолки. Значит, сейчас откроются ворота. Пошли. Коровы идут степенно, бычки то прибавляют шагу, то плетутся в хвосте. На половине пути Сергей Купэ похлопывает по крупу Приму и поворачивает назад: маленькое стадо прекрасно знает дорогу к выпасу. Путь лежит на заливные луга в километре от объячевской деревни Калининская, где растет особенно вкусный клевер. В течение дня Сергей еще проведает своих питомцев, а в четыре погонит на вечернюю дойку домой.

Два года назад новость о том, что выпускница 11-го класса выиграла грант главы Коми по направлению «начинающий фермер» на обустройство фермы, разошлась по республиканским и федеральным информагентствам. На 800 тысяч рублей, 80 из которых – собственные средства, Купэ построили ферму, закупили доильный аппарат и бычков. Через год состоялось открытие новой фермы, ленточку перерезал даже заместитель председателя правительства Коми, министр сельского хозяйства и потребительского рынка региона Анатолий Князев.

Всего в семье Купэ шестеро детей, мама Ирина ждет седьмого. Старшая – Алена. Она, по словам мамы, всегда отличалась от остальных детей. Ее любимым детским занятием, скоро переросшим в серьезное дело, было возиться с животными.

– Лет в пять я уже пыталась помогать маме. Мне всегда очень нравились животные. Я всех их люблю одинаково, никого не выделяю, – говорит Алена, а Ирина вспоминает, как в восемь лет дочь нашла и привела сбежавшую лошадь, которую искали всей деревней. С тех пор Ирина смотрит на Алену не просто как на любимую дочь, но и как на первую помощницу. Всем развлечениям Алена даже подростком предпочитала хозяйство, успевая и поиграть, и почитать, и поспать. «Мне никогда не мешало и не надоедало хозяйство. Мама иногда просила отдохнуть, но мне не нужен отдых – я считаю, что не устаю», – говорит она. Да и остальные дети от забот не отлынивают, в общем-то и не считая их таковыми.

– Я их как в младенчестве на руки брала, несла лошадок смотреть, коровок, вот так мы и «смотрим» их до сих пор, работаем играючи, – смеется Ирина. – Вот сейчас сенокос, все трудятся, даже младшие Агата и Виолетта бегут помогать, ручками сено сгребают.

В семье Купэ никто никого не неволит. Работа, как говорится, не в тягость, а в радость, а на вопрос, как родители наказывают детей за непослушание, Ирина искренне удивляется:

– А за что их наказывать? Не за что!

Теорию педагогики тут не изучали, а детей, как завещали гуру педнауки, воспитывают собственным примером и любовью. Глава семейства Сергей Купэ сызмальства приучен к труду. Рано оставшись без родителей, уже в 15 лет в местном совхозе, развалины которого виднеются неподалеку от дома фермеров, уже отвечал за 50 лошадей, был и конюхом, и дояром, и бригадиром. Трудолюбивую девушку Ирину, приехавшую в Объячево из Костромы, приметил, когда та пришла в совхоз на практику.

– У меня планы иметь много детей, – сказал тогда ей. – Так что работать ты не будешь, надо семьей заниматься.

Но совхоз вскоре приказал долго жить, и семье пришлось заводить свое хозяйство. – Меня вот часто спрашивают: как ты все успеваешь? Столько детей, да еще и ферма! Я даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Когда делаешь это с желанием и не ленишься, то все успеешь, – рассуждает Ирина.

В октябре 2019 года в Москве, на I Всероссийском детском экономическом форуме «Зеленые стартапы» в числе 7 докладчиков выступила и Алена Купэ, учащаяся Коми республиканского агропромышленного техникума им. Н. Оплеснина. Она рассказала о своем проекте по созданию фермерского хозяйства.

 

Из-за парты – в фермеры

Сначала небольшим хозяйством занималась мама, потом стала помогать Алена. Постепенно подворье росло, маленький дом в начале улицы сменил побольше, по Елинской, 3. Дом старинный, но отец – мастер на все руки – постепенно ремонтирует и осовременивает его.

В 2017 году, когда Алена заканчивала школу, Ирина предложила дочери попробовать свои силы в грантовом конкурсе. На успех не очень-то рассчитывали: хозяйства конкурентов во много раз превышали их «домашнее». Алена зарегистрировала свое фермерское хозяйство, получила грант, а в прошлом году поступила в агротехникум на технолога.

– Хочу работать по профессии и одновременно заниматься фермой, – делится Алена планами.

– Доильный аппарат, который мы купили на грант главы, очень облегчил наш труд, – признается Алена. – До этого буренок, количество которых уже тогда превышало десяток, доили вручную. Я просыпалась в пять утра и перед школой вместе с мамой шла на дойку. Коровы, привыкшие к человеческим рукам, поначалу отвергли технику: все-таки аппаратная дойка отличается от ручной, аппарат шумит, коровы пугаются, норовят опрокинуть его, да и руки доярок приятнее бездушной машины. Но папа во всем этом разбирается и сумел их приучить.

Кроме грантовых средств, здорово помогают и республиканские субсидии на возмещение части затрат на содержание сельскохозяйственных животных и птицы. В 2018 году на эти цели хозяйство Купэ получило из республиканского бюджета 222 тысячи рублей, в 2019 году – уже 320 тысяч.

 

Земля кормит

Несмотря на то, что в Объячево закрылся местный молокозавод, проблем со сбытом продукции у Купэ нет: все расходится по соседям и знакомым. За молочкой фермеров приезжают и из райцентра. Сметана, масло, молоко раскупаются мигом. А вот мягкий адыгейский сыр пока до потребителя не дошел: деликатес с удовольствием едят дети и родственники семьи. Ирина и Алена в один голос говорят, что в селе жизнь богаче, чем в городе – земля кормит.

– Кто-то целый месяц за 30 тысяч работает, а мы иной раз в день на сто продадим. В день-то доим литров сто пятьдесят – двести. Все спрашивают: откуда у вас такие деньги? Как откуда? Работаем же. В селе можно жить очень состоятельно. Земля все дает. Когда мы сюда переехали, ничего тут не было, клочок земли какой-то. Наняли трактор, вспахали, и картошка на диво теперь родится, – улыбается Ирина.

– Говорят, в деревне скучно, нет интернета, – это уже Алена. – Все у нас есть, зато времени больше и день длинней. Я ничем не обделена. А если ты не лентяй, и у тебя есть хозяйство, то можно жить богаче, чем в городе. В Калининской еще несколько семей, где держат скот, люди у нас трудолюбивые, на пилораме тут работают, в Объячево ездят. Есть, конечно, и лентяи, и те, кто пьют, но они везде есть. У нас больше хозяйственных.

На вопрос, не тянет ли ее в город, отрицательно качает головой.

– Все стремятся в город, а у нас тут, я считаю, курорт. Всем хороша деревня: речка рядом, воздух чистый, можно пробежаться босиком по дороге, мало людей, а те, кто есть, доброжелательны, все знают друг друга. Здесь мне нравится больше, чем в городе.

Купэ не считают свою дочь уникальной, но все же очень гордятся первенцем. Утром стараются не будить, хотя Алена готова сутками возиться со скотиной.

– А вечером я даже не суюсь – все она. Сейчас она в силах сама потянуть целое хозяйство, потихоньку и с документами учу ее обращаться, – говорит мама.

Компот, Карамелька и другие

Уважительно и даже с восхищением к выбору Алены относятся и одноклассники, но ее примеру не последовал никто. Все ребята уехали в город, учатся на юристов, экономистов, менеджеров, кто-то даже по театральной стезе пошел. По сельскохозяйственной – только Алена. Несмотря на это, ее мама не питает иллюзий по поводу остальных детей: «Все равно улетят». 11-классница Полина вся в учебе, Тимофей собирается связать свою жизнь с военным делом. Шестиклассник Егор в силу возраста еще не определился, как и малыши Агата и Виолетта, хотя, по словам Ирины, обе похожи на Алену в детстве. Возможно, будущая соратница Алены подрастает сейчас у мамы в животе.

Пока мы говорим с Аленой, сиамская кошка притащила в зубах добычу. «Дуня, брось мышку!» – смеется фермер и поясняет: «Это она котенка своего ищет, чтобы покормить». А вот кошка Маня тем временем запрыгнула ко мне на колени. От забора на нас строго глядят три овчарки. «Они очень умные, прекрасные пастухи», – кивает на них Алена.

– Сколько же у вас всего животных? – спрашиваю.

– Чернушка, Прима, Маня, Рыжая, Березка. Компот, Карамелька, Коржик, – начинает перечислять Алена и сбивается. – А еще лошадка, свинюшки, куры, кролики, коты и собаки.

Выяснилось, что только дойных коров в хозяйстве одиннадцать, а еще бычки, три десятка свиней. Но в планах Купэ – значительно расширяться: во-первых, чтобы уйти от ручного труда, во-вторых, самим перерабатывать продукцию и не зависеть от молокозаводов. Для серьезной модернизации требуется миллионов десять. Это позволит ухаживать как минимум за пятьюдесятью дойными коровами и таким же количеством мясных бычков.

Может, и на этот раз будет помощь от государства?

Полина РОМАНОВА

Фото Леонида ДАНЬЩИКОВА, ТАСС и из семейного архива Купэ