Чипсан. Коми флейта

На ней продолжают играть в прилузском селе Черныш

Велосипеды сбили нас с толку. У ограды длинного одноэтажного дома в разных позах застыла стайка железных коней. Дом веселого зеленого цвета. В утопающем в зелени дворе – скамейки, качели, горка, мосточек, муляж колодца. «Школа», – подумали мы, представив, как скучающая по урокам детвора собирается во дворике, и проехали дальше. Как бы не так. Через полкилометра на вопрос, где тут у вас дом культуры, местная бабушка развернула нас обратно. «Да там как раз репетиция идет», – подсказала бабуля. Оказалось, на великах приехали чипсанистки. Так мы попали на их концерт.

Под веселый коми говор и смешки готовящихся к выступлению чипсанисток мы беседуем с руководителем ансамбля «Чернышские чипсанистки» Екатериной Сердитовой. Впервые она заиграла на чипсане в 23 года, когда вышла на работу в Дом культуры после декретного отпуска. Пригласила в коллектив сестру, а вскоре сформировался и весь нынешний состав ансамбля. И вот уже почти тридцать лет «девочки», среди которых учителя, библиотекарь, работницы торговли, медик, хранят старинные музыкальные традиции Черныша. Многие исполнительницы – родственницы. Те, кто подтягивались позже, «росли» на фоне первого состава. Костяк ансамбля – десять человек. Самой молодой чипсанистке 51 год. Обновление коллектива – больной для Черныша вопрос.

– Маленькие девочки играть на чипсанах еще не могут, у девочек постарше и есть желание, но после школы они уезжают поступать в город. Да и детей в селе мало осталось, – вздыхает руководитель ансамбля.

Сегодня Екатерина Сердитова не просто администратор и исполнительница, но и главный поставщик уникального музыкального инструмента. Все чипсаны участниц ансамбля изготовлены ее руками. Умение не только играть, но и мастерить чипсаны из гума – северного трубчатого растения, по-русски дудника – когда-то перешло к ней от старейшей участницы коллектива Кристины Лаврентьевны Костылевой, которой уже нет в живых.

– Кристина Лаврентьевна проводила мастер-классы для студентов, этнографов, ее снимало телевидение, а я просто сидела и наблюдала, – вспоминает Екатерина Александровна. – Потом на основе готового чипсана, распотрошив его, я стала мастерить их сама.

Кстати, с тех времен звук чипсана стал отличаться от прежнего, считает мастерица. Виной тому, по ее мнению, экология.

Руководитель ансамбля «Прилузские чипсанистки» Екатерина Сердитова.

– Природа тоже меняется. Раньше косили, теперь косить перестали, и гума нет. Борщевик пожрал гум. У нас, кстати, пробовали и из борщевика делать, но это не то. В этом году уже приглядели материал. Искали гум вдоль трассы, приметили одно местечко, – говорит она. – Гум очень хрупкий, а делать чипсан надо из сухого стебля. Заготавливают его не раньше Ильина дня, он к тому времени созреет, отцветет и начнет сохнуть, а еще лучше – в конце августа. Есть гум шершавый, а есть гладкий – вот надо брать его. Стебли тоже разные – есть толстостенные, есть тонкостенные – эти лучше.

Материал для чипсанов подбирать надо бережно и с умом. Главное в нем – перемычки. Часто они «дырчатые», немузыкальные.

– Звука тогда нет. В полой трубочке чипсана должна быть перемычка, – объясняет Сердитова. – Вы играли в детстве на колпачке от ручки? Вот тут тот же принцип: сквозь полую трубку воздух проходит без звука.

Чипсаны продолжают традицию многоствольных флейт, на которых играют в Мексике, Перу, в других странах. В Коми они трехствольные. Неслучайно в Эстонии, куда приглашали чипсанисток, их представляли как музыкантов, играющих на флейтах Пана. Три трубочки разной длины настраиваются и соединяются между собой.

– Настрой такой: ичöт – маленькая, шöр – средняя и ыджыд – большая. Маленькие и средние должны звучать в унисон. Средний должен быть в созвучии с большим. Чипсаны в ансамбле тоже должны звучать в унисон. Я наблюдала, как делает инструмент Кристина Лаврентьевна. Трубочку отрезала, подудела. Взяла вторую, сравнила звук. Голос красивый – пойдет. Потом берет третью, – рассказывает мастерица.

Музыкального образования у Екатерины Сердитовой нет, но слух чуткий, малейшую фальшь услышит и дальше не пропустит. «Неправельный» чипсан летит в корзину. Еще одна проблема – инструмент этот недолговечный. Упал, треснул, отсырел – и приходится коми флейту менять на новую.

– Вроде и денег-то чипсан не стоит, а бесценный. Как будешь хранить – столько и проживет, – улыбается Екатерина Александровна.

Раньше, вспоминает она, всюду брали чипсаны с собой. Идут с сенокоса – играют, а мужчины поют. Еще в 1990-е на многоствольных полевых флейтах играл коллектив в Объячево, в деревнях Калининская и в Тыдоре.

– По-моему, и в Читаево играли, – припоминает Екатерина Александровна. – Сейчас, видимо, уже ушло то поколение, не передали следующему. Остались одни мы. В Черныше ревностно относятся к этому мастерству, в другую местность передавать его не хотят, хотя мы охотно проводим мастер-классы.

Хоть чипсан и является своеобразным брендом Черныша, но дарить инструмент туристам бесполезно: во-первых, сломается быстро, а во-вторых, не сыграть на нем в одиночку, разве что подудеть. Чтобы чипсан зазвучал, нужен ансамбль. Особый принцип игры – диалоговый, группами, перекликающийся – воспроизводит атмосферу северной природы. Чипсанистки не записывали свои композиции, да и не знали нотной грамоты, а вот музыковеды проанализировали их игру и сделали свой профессиональный вывод.

«На трехствольных ансамблевых флейтах исполняются простейшие звукоподражательные наигрыши, например, Кöк кöкöм моз (Как кукушка кукует), Пон увтчöм (Лай собаки), а также наигрыши, имитирующие характер движения — Мöс лысьтöм (Доение коров), Чеччыштöм—ворсöм (Игра—скакание) — или подчеркивающие особый прием исполнения: Торйöдöмöн (Раздельно, по одиночке), Ислöдлöм (букв. «катание», т. е. скольжение дудок)», – гласит раздел, посвященный чернышским чипсанисткам, на портале Культура.рф.

Кстати, в советское время чипсаны на время замолкали. Вот и Екатерина Александровна признается, что когда была маленькой, не знала, что такой коллектив есть в Черныше. Впервые в советское время чипсанистки вышли на сцену в красный день календаря, 7 ноября 1951 года. И снова замолчали до 80-х годов – «может, руководитель уехал, может, не до того было». Тишина стояла до 1989 года, когда в Объячево прошел первый фестиваль «Луза дорса гаж», на котором и выступили после долгого молчания чернышские чипсанистки.

Однако за эти годы в Черныш нет-нет да и наведывались этнографы и фольклористы. В 1964, 1971 и 1976 годах музыкальных бабушек даже записывали на студии грамзаписи «Мелодия».

– Нас тоже записывали в 2000-м, обещали прислать кассету, но, видимо, забыли. Пластинки с записью бабушек мы пытались раздобыть, наводили справки, но нам сказали, что записи испорчены и не сохранились. Позже случайно я встретилась с женщиной из Сыктывкара, которая поделилась со мной записью 1974 года. Но звучание на ней отличается от нашего. Воспроизвести его мы не смогли, – говорит лидер ансамбля.

… В зале ДК нарядные чипсанистки в расшитых вручную костюмах встречают нас шутками. Пересмеиваясь, выстраиваются на сцене. Умолкают, становятся серьезными, подносят чипсаны к губам и… вдруг запела кукушка, за ней затрещал клест, зазвучали другие лесные птицы – кто поближе, кто подальше, заспорили, затараторили, отозвалось эхо, лес ожил, защебетал. Лесная перекличка лилась из обычных сухих трубок, выросших под северными ветрами, дождем и солнцем…

Полина РОМАНОВА

Фото Леонида ДАНЬЩИКОВА и Районного Центра ИИиПТ при главе МР «Прилузский»

Выйти из забвения чипсанам, как и всей музыкальной культуре коми, помог композитор и музыковед Прометей Ионович Чисталев. Результатом его долгих изысканий стал в 1970-е годы труд «Коми народные музыкальные инструменты». П. Чисталев был одним из организаторов фольклорных фестивалей, оказывал помощь мастерам народных музыкальных инструментов. Его задачей было не просто сохранение национального инструментария, но и внедрение его в концертную практику. Инструментальные композиции самого Чисталева, например, «Танец с чипсанами», вошли в золотой фонд Государственного ансамбля песни и танца Республики Коми
им. В. Морозова «Асъя кыа».