Упасть и подняться

«Сытый гражданин» помогает людям, попавшим в беду

Три года назад в Сыктывкаре родился проект «Сытый гражданин», помогающая людям, попавшим в беду. Его организатор, общественник Илья Костин создает систему адаптации бездомных и разрушает стереотипы о них, сложившиеся в обществе.

В 2018 году Илья Костин стал обладателем всероссийской «Премии МИРа» в номинации «Народная премия». Награда вручается ежегодно за наиболее яркие дела в области общественных инициатив, волонтерства, благотворительности и другой деятельности на благо общества.

 

Впечатлили «Ночлежку»

Общественник Илья Костин никогда не теряет равновесия, он не выходит из себя, даже когда отвечает на оскорбительные комментарии к постам в группе «Сытый гражданин» ВКонтакте. Лишь один раз ему изменило хладнокровие, когда на заседании Общественного совета при главе республики, обсуждая подготовку к 9 Мая, один из депутатов предложил на время праздника наделать по городу деревянные пандусы из досок.

– Вот тогда я не сдержался, – признается Илья. – Что? Деревянные пандусы для людей с инвалидностью? Временные? Ребят, вы серьезно?! Я тогда даже крепкое словцо ввернул, так был возмущен тотальным равнодушием и непониманием проблем инвалидов. И еще в политике разочаровался: понял, что все партии «на одно лицо», – вспоминает Илья.

Однако когда речь заходит о взаимодействии общественников с властью, Илья не скупится на похвалы в адрес чиновников. Поэтому соратники, представляющие оппозицию, не всегда понимают его.

– Ну, правда, ни разу не было такого, чтобы мне отказали в поддержке в мэрии, в Минздраве или в администрации главы, – говорит он. – Они на связи круглосуточно. Бывало, нужно было попавшего в беду человека разместить поздним вечером – и это делалось.

Такое взаимодействие оценили и в «Ночлежке» – одной из самых авторитетных в России организаций по поддержке людей, попавших в беду. Старейшая в России благотворительная организация следит за коллегами в регионах. Вот они и приехали в Коми, чтобы помочь молодой организации «Сытый гражданин», как ожидалось, оказывающей бездомным людям «низкопороговую помощь». Низкопороговая – это накормить, помыть, одеть, обогреть. Пробыв в Сыктывкаре пять дней, коллеги из «Ночлежки» увидели и оценили четко выстроенную Ильей систему и попросили его и главу региона Владимира Уйба поделиться опытом по адаптации попавших в беду.

– Они назвали Коми «благоприятным регионом» и признались, что нигде не сталкивались с таким уровнем взаимодействия с властью. Чего только стоила встреча в правительстве республики. Мы не предупреждали их о встрече с Владимиром Уйба, в программе было лишь указано: встреча на Коммунистической, 8. То, что они оказались за одним столом с главой республики, министрами, представителями бизнеса и волонтерами, впечатлило их, – говорит Илья Костин.

 

На новый уровень

Следующий после низкопороговой уровень помощи – восстановление документов, поиск работы, предоставление жилья. Третий, самый высокий – создание реабилитационного центра, «выпускники» которого окончательно возвращаются к нормальной жизни. Именно ради этого и собрались волонтеры в Большом зале администрации главы. Еще в августе Илья Костин познакомил Владимира Уйба с проектом «Сытый гражданин» и с идеей создать в Сыктывкаре центр оказания комплексной помощи бездомным, где они имели бы возможность не только помыться и переночевать, но и пожить в течение времени, пока не восстановят документы, не найдут жилье и работу. Работать над осуществлением этой идеи Костин начал с приходом пандемии, понимая, что люди без крыши над головой могут стать ее жертвами и одновременно источником заражения. Прежний глава региона в ответ на просьбу энтузиаста о помощи включил «режим игнора».

– Тогда я пришел к мэру Сыктывкара Наталье Хозяиновой и попросил выделить землю под строительство реабилитационного центра с нуля. Она предложила поискать старое здание, и я нашел его напротив Мелькомбината. Это помещение нам дали в безвозмездную аренду на 20 лет. Еще одно будет располагаться напротив. Благодаря волонтерам там все готово к началу ремонта, и я рассчитываю, что в феврале-апреле мы его откроем, – делится планами Илья.

Проект Ильи Костина оценил и Владимир Уйба. «Об этом проекте я узнал несколько месяцев назад, – отметил он. – Этот центр – это не просто место для ночлега, но и место, где человеку помогут вернуть веру в себя и свою нужность, дадут понять, что он не безразличен и не брошен. И в этом отношении Илья Анатольевич и его коллеги достойны высокого признания и уважения. Вы даете стимул и понимание, что, кроме общепринятых норм, есть норма «помогать» и «менять отношение общества к бездомным людям».

К работе по обустройству центра подключились местные предприятия, а федеральная компания «ЛеруаМерлен» готова помочь со строительными материалами, несмотря на то, что в Коми сеть не представлена. «Таких регионов мало, – объяснили представители компании. – И в этом плане ваш регион удивительный».

 

Личная история

В свои 37 лет Илья Костин создал восемь общественных организаций. За плечами у него – строительный бизнес и богатая правозащитная практика. Активности Ильи можно позавидовать. Его коляска мелькает на всех заметных общественных мероприятиях, ее можно встретить и на митингах, и в коридорах мэрии. Одна из самых известных его организаций – «Аппарель» – защищает права людей с инвалидностью. Десятки пандусов, лифтов для колясочников появились в Сыктывкаре благодаря ей. При этом сам Илья пересел в инвалидное кресло не так давно: до последнего старался передвигаться на ногах, правда, спотыкаясь и падая. Прогрессирующее наследственное заболевание – миопатия – усадило его в коляску окончательно четыре года назад. Как и в истории с «Аппарелью», создание каждой следующей организации связано с личным переживанием и какой-то несправедливостью. Споткнулся, упал – понял, что тротуар не приспособлен для людей с инвалидностью, не смог преодолеть крыльцо – значит, человека тут не ждут. Темно в районе – значит, небезопасно. Занявшись проблемами людей с инвалидностью, Илья начал изучать, где система дает сбои и как их устранить, где нарушаются права человека. «Начав с себя», в организации «Аппарель» скоро переключились на все категории граждан, реагируя на любые обращения.

«Сытый гражданин» тоже связан с длинной личной историей и одним коротким дружеским вечером. Шестой из восьми детей, которых после смерти отца в 1995 году мама поднимала в одиночку, Илья не понаслышке знает, что такое недоедание и «трудная жизненная ситуация». Мама тянула детей, напрягаясь на двух работах, и соленый суп из свеклы часто был единственным блюдом, что могли позволить себе Костины. Сегодня Илья всерьез намерен поставить памятник – мамам девяностых. А пока не пропускает ни одного выходного, когда «Сытый гражданин» делает сытыми нуждающихся граждан Сыктывкара. Еще предпринимателем Илья часто завозил за гаражи на Ручейной, где обитают «лица без определенного места жительства», продукты. А однажды оказался за одним столом с правозащитником Игорем Сажиным, который за беседой параллельно искал, кто «приготовит еду».

– Какую еду, кому? – поинтересовался я. Игорь рассказал, что кормит бездомных, а назавтра обед приготовить некому. «Господи, я тоже хочу кормить бездомных! Приду на раздачу»,– сказал я. Вскоре Игорь Сажин подарил мне первую кастрюлю для «Сытого гражданина», – вспоминает Илья начало проекта.

У гаражей Илья встретил бездомного и пригласил его с товарищами на завтрашний обед. Видимо, тот не поверил или просто никому не передал, и пришел один, съел кастрюлю салата и почти все фрукты и сладости. Это было в январе 2018 года. С того дня раздачи стали еженедельными.

 

Они вам не бомжи

За горячим обедом – первым, вторым и третьим – к Стефановскому кафедральному собору по воскресеньям приходят несколько десятков мужчин и женщин разных возрастов и разных судеб. В старых шапках. В начищенной обуви или пыльных сапогах гармошкой. С рюкзаками за плечами. В теплых куртках. В капюшонах. В джинсах и в камуфляже. В ярких куртках и мятых пальто. В очках и без. Небритые и чисто выбритые. Заспанные. Улыбчивые. Расстроенные. Растерянные. Деловитые. Достают контейнеры, ведерки, тарелки. Тянутся за медицинскими масками, подставляют руку для измерения температуры. Встают в очередь. Кто-то не взял свою посуду – борщ ему наливают в высокий стакан, дают ложку. Кто-то быстро поглощает обед и уходит по своим делам, кто-то трапезничает неторопливо, ведя беседу с товарищами. Для многих, говорит Илья, даже вставших на ноги и выбравшихся «со дна», этот пятачок – место встреч со вчерашними товарищами по несчастью, пункт обмена новостями, неприятностями и радостями. Кто-то, как всегда, придет сюда в следующий выходной, кто-то не появится больше никогда.

– Это разные люди, – говорит Илья Костин. – Среди них есть рабочие, бывшие бухгалтера и даже летчики. Оказываются на улице по разным причинам. Но никто не хочет туда попадать. Чаще всего к этому приводит юридическая безграмотность, тянущаяся еще со времен Советского Союза. Когда Союз распался, началась приватизация, появились черные риэлторы и их жертвы. Сейчас их, к счастью, гораздо меньше, но все равно встречаются. Где-то поступала несправедливо администрация, как, например, с сиротой Галей, которая в 2004 году выпустилась из детдома, а в 2004 году ее незаконно сняли с очереди на получение жилья. 16 лет она жила на трубах, хотя как сирота должна была получить квартиру.

– Галя готовила еду на костре, подогревала ее на теплотрассе, стихи сочиняла, лежа на трубах и глядя на звезды. В прошлом году мы помогли ей устроиться в реабилитационный центр для зависимых людей. Через несколько месяцев Галю было не узнать – она научилась спать на кровати, готовить и вести хозяйство, бросила пить. Кроме того, мы восстановили ее документы и защитили право на жилье в суде. Сейчас ее восстановили в очереди, а пока дали жилье и работу фермеры Междуновы из Княжпогостского района, – рассказывает Илья.

Бывает, что на обед приходят горожане, которым просто не хватает сотни-другой до зарплаты. Но тех, от историй которых кровь стынет в жилах, гораздо больше. Илья Костин знает каждую. Вот бывший кассир крупного предприятия. В один год потеряла мужа и единственного сына, не справилась с горем, запила, рядом «вовремя» оказался сосед, который продал ее трехкомнатную квартиру, а саму выставил на улицу. Судьба «доброхота» незавидна. В 2015 году его осудили, через три года он вышел и разбился в автокатастрофе. Вот 72-летний Евгений Васильевич, погорелец, найденный на остановке. Пока он проходит лечение, но скоро отправится в Дом престарелых.

59-летний Юрий – бывший заключенный. В мае отсидел и оказался на улице. Как начать жизнь с чистого листа, когда нет ни жилья, ни родных? Юрий несколько ночей провел в центре социальной адаптации на ул. Маегова, 20, пока не встретил координатора проекта «Сытый гражданин». Волонтеры быстро сняли ему комнату, начали помогать с документами и искать варианты с трудоустройством. И тут произошло настоящее чудо: по фото в соцсетях Юрия нашли родные. Они думали, что мужчины нет в живых уже двадцать лет. Заново обретя родственника, забрали его в Сибирь.

– В Сыктывкаре таких людей сотни, я боюсь называть конкретную цифру: она постоянно растет. Как только я вижу на обеде новеньких, мы сразу приводим их в наш офис, изучаем их проблему, прорабатываем все вопросы, адвокат Юрий Строганов помогает им. В общем, делаем все, чтобы необходимость в таких обедах исчезла. Потому что привыкнуть к улице очень легко, достаточно несколько месяцев – и выбраться оттуда очень сложно. «Новеньким мы временно снимаем жилье, помогаем продуктами, находим работу», – говорит Илья.

Волонтеры никогда не называют своих подопечных «бомжами». В первую очередь Илья Костин видит перед собой человека, а потом уже без-домного или безработного. Человека, попавшего в беду, отчаявшегося, исторгнутого из общества. Их не пускают в магазины, в бани, их не обслуживают в поликлиниках, от них плохо пахнет, они ночуют на теплотрассах и в подвалах, замерзают, болеют, плачут от боли, становятся жертвами преступлений. Им положены льготы, но чтобы получить их, нужны документы. Замкнутый круг. В нашем обществе они стали абсолютно бесправными, и Костин с товарищами пытаются сломать этот стереотип, вернув попавшим в беду человеческое достоинство, а нам всем – потребность помогать ближнему.

– Они не бомжи и не маргиналы, они наши гости, друзья. Практически на каждого у нас заведена карточка, и мы отслеживаем их судьбу. Безвыходных ситуаций не бывает. Все они идут на контакт и хотят вернуться к обычной жизни. Часто в комментариях пишут: они сами виноваты, это их выбор, не стоят они того, чтобы помогать им. Не дай Бог комментаторам оказаться на их месте, а ведь пример есть: в начале пандемии в Эжвинском районе потребовали прекратить их кормить, а через какое-то время, когда район практически закрыли на карантин, кто-то из эжвинцев, потеряв работу, встал в эту же очередь за бесплатными обедами. Мы не знаем, в какой ситуации можем оказаться завтра, – рассуждает Илья. – Виноватых в том, что случилось с ними, мизерный процент. И такие, как правило, к нам не обращаются, им просто нравится этот образ жизни.

Над обустройством будущего реабилитационного центра для бездомных уже вовсю трудятся волонтеры организации «Сытый гражданин».

 

Дорогая пандемия

До эпидемии уличный обед для нескольких десятков человек обходился в четыре тысячи рублей. Пандемия вынудила «Сытого гражданина» перейти на сухпайки. Стоимость обедов сразу взлетела в десять раз. В первую пятницу, когда стало известно, что готовить больше не придется, Илья Костин обнаружил, что денег на ближайшую раздачу сухпайков в организации нет. А ближайшая раздача – завтра. Что делать? Садиться «на телефон».

На стене над столом руководителя благотворительной организации – галерея благотворителей. Рядом с высокопоставленными чиновниками – студенты, с известными бизнесменами – домохозяйки и простые работяги. В одном только волонтерском чате «Сытого гражданина» состоит 80 человек. Поэтому без всякой паники Илья сел обзванивать неравнодушных сыктывкарцев. За вечер нужная сумма была собрана. Всего таких дорогих пандемичных выходных выпало около трех десятков. И деньги, и продукты всегда находились. Лишь полтора месяца назад, когда было разрешено вернуться к привычным обедам, организация смогла вздохнуть свободней.

Помощь благотворителей Илья Костин пытается привести в систему, и ему это удается. Он показывает сложную и одновременно стройную схему на компьютере: десятки окошек, связанных стрелками – основа будущей организации «Дома жить», которая выросла из «Сытого гражданина».

– Моя цель – создание целостной системы адаптации бездомных. Должно быть четкое распределение обязанностей: кто за что отвечает, когда подключается медицина, а когда муниципалитет. Пока мы все это аккумулируем, но система должна заработать без сбоев, сама, – объясняет Илья. – Сегодня люди мерзнут, их обижают, выгоняют, обманывают, калечат, убивают. Система спущена на ноль. Вот пример – наша подопечная Татьяна, тотально слепая женщина, состоит на учете в пенсионном фонде, в поликлинике, на приеме в последний раз была еще при Советском Союзе. При этом никто не ищет человека, не интересуется, жива ли она, что с ней. А она десятилетия просила милостыню. Как-то пришла к нам на раздачу, мы узнали эту ужасающую историю и помогли ей.

Проектами Ильи Костина всерьез заинтересовались первые лица региона: председатель Госсовета Сергей Усачев и глава Коми Владимир Уйба.

 

«Мы даем людям надежду»

На сегодня к нормальной жизни с помощью организации «Сытый гражданин» вернулись сорок человек. Это капля в море, считает общественник.

– Мы бы сделали гораздо больше, будь у нас реабилитационный центр, чтобы всю работу проводить там – регулярно, на протяжении 3-6 месяцев, а не собирать их по съемным комнатам. После открытия центра цифры сразу вырастут, мы сможем адаптировать только за полгода 40-50 человек, – говорит Илья.

По планам, будущий реабилитационный центр – это женское отделение на 16 человек плюс комната матери и ребенка. Мужское отделение сможет принимать 40 подопечных. В год организация сможет обслужить сто человек, и это не просто проживание, а работа с психологом и обязательное трудоустройство для всех, кому позволяет состояние здоровья.

– Я провел много переговоров с предприятиями, которые готовы взять наших подопечных на работу и регулярно платить им. Это важно. Недавно мы устроили человека на работу. Ему не дали деньги, и через семь дней он пошел в другое место: еще три дня – там тоже не заплатили, а это значит, что ему просто не на что купить еду.

– Мы даем людям надежду, хоть иногда, слушая историю, ты внутренне обливаешься слезами. Справедливости мы добиваемся всегда, главное, чтобы у человека было желание что-то менять, – уверен Илья Костин.

Полина РОМАНОВА

Фото Сергея ЗИНОВЬЕВА и из архива организации «Сытый гражданин»