Сверхзадача – помнить! В Санкт-Петербурге открыта выставка, посвященная Воркутинскому музыкально-драматическому театру

В первый день лета в филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Особняк Румянцева), что на Английской набережной, состоялось открытие выставки «Сверхзадача — выжить», посвящённой 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра. Выставка проходит в рамках Дней Республики Коми в Санкт-Петербурге, приуроченных к празднованию 100-летия региона.

Авторы выставки бережно отобрали и представили посетителям уникальные материалы, проливающие свет на первое десятилетия жизни театра. Среди них редкие фотографии, документы, личные вещи актёров, а также основателя театра Бориса Мордвинова. Курирует выставку внучка Бориса Аркадьевича Надежда Михайловна Мордвинова, которая открыла вернисаж, обратившись с приветственным словом к посетителям:

— Сегодня театральный музей имени Бахрушина уже в четвёртый раз представляет выставку «Сверхзадача — выжить», посвящённую 75-летию Воркутинского музыкально-драматического театра, — сказала она. — Этот театр был создан невероятным способом на месте шахтёрского посёлка, который образовался вокруг большого лагеря, созданного в конце 30-х годов. Совершенно невероятный случай, когда столкнулись два человека — начальник лагеря Михаил Митрофанович Мальцев и бывший главный режиссёр Большого театра Борис Аркадьевич Мордвинов. Режиссёр подал записку: «Давайте организуем театр. Здесь томится множество замечательных профессиональных артистов, певцов, танцоров». И это невероятно — Мальцев даёт разрешение на создание театра. Подписан указ был 8 августа 1943 года.

Более подробно история создания выставки отображена в книге за авторством супругов, которую Надежда Мордвинова презентовала на вернисаже. Книга называется «Сверхзадача — помнить». Она была опубликована при поддержке Министерства культуры РФ и Бахрушинского музея.

Как известно, первой премьерой Воркутинского театра, носящего тогда звание музыкально-драматического, стала оперетта Имре Кальмана «Сильва», в честь чего артисты Петербургского театра музыкальной комедии Оксана Крупнова и Алексей Штыков исполнили для посетителей дуэт Сильвы и Эдвина «Помнишь ли ты».

Затем посетителей поприветствовала директор ВДТ имени Б.А. Мордвинова Елена Пекарь.

— Я очень рада приветствовать вас от лица нашего театра, а также от лица всех воркутинцев. У нас только что закончились большие гастроли в столице, которые проходили в рамках Дней Республики Коми в Москве, приуроченных к 100-летию региона. Это вторые за последнее время гастроли в столице нашей Родины. Конечно, представлять свою республику дело очень ответственное, — подчеркнула директор ВДТ. — Это большая ответственность ещё и потому, что мы приехали выступать на родину основателя нашего театра. И у нас была уникальная возможность представить свой театр, показать, чем он живёт и чем он дышит. За эти четыре дня мы получили неимоверное количество тёплых отзывов. Когда мы узнали, что будут Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, первое, о чём мы подумали — как привезти эту выставку в Северную столицу. Потому что многое связывает эти два города: Воркуту и блокадный Ленинград. Мы готовились к ней больше года, преодолевали всевозможные препятствия, но и чувствовали поддержку всех тех, кто принимал участие в её создании. Для нас это новый виток обращения к нашей истории, которая уже начинала стираться. Когда в 2018 году мы открывали эту выставку впервые, мы только шептались, чтобы она стала передвижной. Наконец, сегодня мы видим, что она таковой стала.

С приветственным словом к присутствующим обратился экс-министр культуры Коми, а ныне директор Александринского театра Сергей Емельянов.

— Я испытываю очень трепетные чувства, потому что сегодня по большому счёту открываются Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, которые буквально вчера завершились в Москве, — отметил он. — Я прекрасно помню, как в 2019 году мы открывали эту выставку в Москве, в Бахрушинском музее. Я прекрасно помню, как мы открывали эту выставку в Сыктывкаре и в Воркуте, после того как она довольно триумфально прошла в столице. Я прекрасно помню какие эмоции мы испытывали, когда встречались с непосредственными участниками тех событий, с воспоминаниями, которые звучали в течение всего того года, потому что тот год был связан с 75-летием со дня основания Воркутинского музыкально-драматического театра. Когда говоришь слово Воркута, то всеми без исключения представителями всех поколений оно воспринимается одинаково. Когда мы говорили Республика Коми, когда мы говорили Сыктывкар, не все проводили ассоциации. Но, когда мы говорили Воркута, все точно знали, что это за точка на карте, где это место находится и с какими историческим событиями связана Воркута. Конечно, Воркута это не только гордое имя, это много гордых имён тех людей, которые славили этот город и эту страну. Во многом история Воркуты связана с историей театра. История легендарных Воркутинцев связана с историей театра. Мне сегодня очень приятно открывать эту выставку в Санкт-Петербурге. Я всех вас поздравляю.

Сергей Витальевич вручил руководству Мордвиновского театра поздравительный адрес от имени театра Александринского.

Тёплые приветственные слова в адрес авторов выставки прозвучали также из уст директора Бахрушинского музея Дмитрия Родионова, директора музея истории Санкт-Петербурга Владимира Кириллова, заведующей филиалом «Особняк Румянцева» Татьяны Шмаковой, жертвы ленинградской блокады Михаила Тверского и многих других.

Помимо директора Елены Пекарь Мордвиновский театр представляли режиссёр Юрий Нестеров и актриса Марина Юлдашева, которая придумала и представила вниманию зрителей композицию «Театральный ангел».

Композиция логически связана с историческим проектом актрисы «На крыльях памяти. Легенды театра», в рамках которого Марина Абдуллаевна регулярно рассказывает о людях, причастных к созданию уникального «Театра за колючей проволокой». На этот раз в фокусе внимания актрисы оказались истории Евгении Добромысловой и Михаила Носырева.

— Театральность нашей выставки поддержала замечательная артистка Воркутинского драматического театра Марина Юлдашева. Ее выступление на вернисаже в роли Театрального ангела Воркутинского театра было неожиданным и очень проникновенным, — поделилась впечатлениями куратор выставки Надежда Мордвинова. — Образ был дополнен символическим костюмом — белые одежды ангела с искрами снега завершали темные крылья из грубого солдатского сукна, как бы припорошенные угольной пылью шахт Воркутлага. Театральный ангел — все помнит: вдохновение, жизнь, смерть, отвагу, предательство — и на сцене, и за кулисами. Он преподнес розы к портрету погибшей в лагере певице Мариинского театра Евгении Добромысловой, мечтавшей в заснеженной тундре вдохнуть ещё хоть раз запах розы… Марина Юлдашева также вспомнила ещё одного ленинградца — Михаила Носырева. Студент консерватории и артист оркестра театра музкомедии, он был арестован и приговорен к расстрелу за свой блокадный дневник. После месяца ожидания, приговор изменили, и молодой человек был отправлен в лагерь, а позднее нашел свое спасение в театре.

Стоит отметить, что на вернисаже присутствовал сын артиста Михаил Михайлович Носырев. Трогательный и искренний рассказ ангела глубоко взволновал публику, привнеся сердечную ноту в официальную в целом тональность вернисажа.

— Кульминацией мероприятия для меня стало выступление актрисы театра Марины Юлдашевой в роли театрального воркутинского ангела, — призналась Юлия Дмитриева. — Очень к месту прозвучали стихи Александра Вертинского и Александра Блока. В какой-то момент Марина повернулась и продемонстрировала костюм: оказывается, что у ватника сзади приделаны крылья ангела из одеял заключенных. Белые варежки на резиночке относили нас мысленно в советские времена. Марина возложила цветы к портрету одной из воркутинских актрис, создававших театр, и этот символический жест незримо соединил времена и людей, сделал нас причастными их подвигу — подвигу творчества.

Одним из тех, для кого творчество являлось подвигом был репрессированный художник Адам Шмидт, работам которого посвящена отдельная экспозиция, органично вписанная в рамки выставки.

— В 1952 году мой отец был приговорен на 20 лет к каторжным работам за самовольный отъезд с места своей высылки и стал заключенным Воркутлага, — рассказывает дочь художника Маргарита Шмидт, также присутствовавшая на открытии выставки. — Попав в Воркутлаг, он продолжает рисовать. Казалось бы, его талант мог пригодиться в музыкально-драматическом театре. Но, согласно правилам, в труппу можно было брать только простых заключенных, но не каторжан, к числу которых принадлежал отец. Поэтому путь в этот театр был для него закрыт. Тем не менее Адам Шмидт нашел применение своему творчеству – в лагерной самодеятельности. Он оформлял спектакли самодеятельного лагерного театра, существовавшего параллельно профессиональному, все роли в котором исполняли мужчины-каторжане. Костюмы шили из мешков, краски делали из лекарств, мела, глины, угля и других подручных средств. Таким образом художник Адам Шмидт стал частью сообщества тех, кому творчество помогло выжить в страшные годы заключения в Воркутлаге.

Выставку по достоинству оценили и в региональном министерстве культуры:

— Воркутинский театр — наша гордость и подлинное национальное достояние. Отрадно, что в год 100-летия творческая делегация театра смогла рассказать свою историю жителям Северной столицы, чья летопись тесно переплетается с нашей республикой: в суровые годы блокады Ленинград обогревался воркутинским углём, а в заполярном театре служило немало ленинградцев, которым лагерная сцена спала жизнь. — поделилась и.о. министра культуры Республики Коми Мария Балмастова.

Познакомиться с историей создания уникального ГУЛАГовского театра можно будет на протяжении всего июня — выставка «Сверхзадача — выжить» продлится до конца месяца.

Артемий ОРЛОВ