«Юность» Зинаиды Скарской

Актриса, педагог и режиссер театра при сыктывкарском Дворце пионеров дала путевку в жизнь многим известным в республике людям

Период жизни человека после выхода на пенсию и до его смерти социологи называют «возрастом дожития». Предполагается, что пенсионер уже выполнил свою миссию на земле, и теперь он может посвятить остаток жизни огороду или внукам. У Зинаиды Михайловны Головиной-Скарской вышло не так. Лучшие и, пожалуй, самые счастливые годы она прожила именно в этом возрасте, и связаны они с театром «Юность» сыктывкарского Дворца пионеров. Она этот театр создала и руководила им до последних дней. Созданием театра «Юность» Зинаида Михайловна замкнула круг своей творческой биографии,  начавшейся в юные годы в любительском театре при политотделе 6-й и 11-й кавалерийских дивизий Первой конной армии Буденного. О ее незаметном, но очень важном вкладе в театральное искусство республики знают немногие. В год 120-летия актрисы и педагога Зинаиды Михайловны Скарской мы восполняем этот пробел.

От Первой конной до Дворца пионеров

Зине Скарской едва стукнуло семнадцать, когда в стране заполыхала гражданская война. История о том, как девушка из Харьковской губернии оказалась в составе легендарной армии, могла бы стать увлекательным сюжетом для художественного произведения, но, увы, никаких сведений об этом отрезке жизни актрисы не сохранилось. Сама она не любила рассказывать о своем прошлом. Известно, что обе кавалерийские дивизии участвовали в советско-польской войне, сражались против Деникина, Петлюры и Махно.

Сведения про буденновскую армию весьма противоречивы. Одни историки пишут о ее доблести, другие – что ее бойцы в свободное время грабили, насиловали и истязали местное население, причем особенно в этом деле преуспела именно 11-я дивизия, куда входили кубанские казаки, военнопленные и перебежчики из армии Деникина. При этом есть сведения, что при Первой конной действовало одиннадцать любительских театров. Так, по крайней мере, сам Семен Михайлович Буденный докладывал прибывшему с инспекцией наркому просвещения Луначарскому. Возможно, любительские театры для того там и создавались, чтобы отвлечь бойцов от кровавых дел и привить им культуру. Спустя десятилетия история отчасти повторится: в коллектив Скарской будут приходить отпетые сыктывкарские хулиганы, но театр перевернет их жизни и убережет от дурных последствий, за что они сами будут Зинаиде Михайловне очень благодарны.

Практически вся биография Скарской до зарождения театра «Юность» – сплошное белое пятно. Остается тайной, как она оказалась в Сыктывкаре. По одной из версий, актриса была репрессирована и попала сначала в Воркуту. Другие предполагают, что в столицу Коми АССР она была эвакуирована во время войны. Известно только, что Зинаида Михайловна до этого выступала на сценах Саратова, Острогожска, где сыграла роль Любови Яровой в одноименном спектакле по пьесе К.Тренева, в Ойротском областном театре (Горно-Алтайск), в Пятигорске, пока не стала актрисой Коми республиканского драматического театра. На этой сцене она участвовала в спектаклях «Мещане» Максима Горького, «Гроза» Александра Островского, «Блудный сын». Когда-то ее мужем был актер и режиссер по фамилии Головин, но он, по некоторым сведениям, погиб на войне. Их сын вырос талантливым и ранимым молодым человеком, писал стихи, но из-за несчастной любви в семнадцать лет покончил жизнь самоубийством.

В 1959 году Зинаида Михайловна вышла на пенсию, и перед ней открылась совсем безрадостная перспектива – долгая одинокая старость. Смириться с этим она не пожелала и стала в разных школах города вести драмкружки, ставить детские сказки, новогодние представления. А в 1962 году ее пригласили на работу в сыктывкарский Дворец пионеров, в котором со дня его основания в 1936 году действовали детские драматические коллективы. Вели их, как правило, актеры местного драмтеатра, совмещавшие эту деятельность с основным местом службы. Пенсионерка Скарская могла себе позволить полностью отдаться работе с юными актерами, поэтому она нацелилась не на кружок, а сразу на пионерский театр, получивший вскоре название «Юность».

Зинаида Скарская играла на сценах Саратова, Острогожска, Горно-Алтайска, Пятигорска, Сыктывкара.

Воспитание сценой

Словосочетание «пионерский театр» вызывает в воображении стоящих или марширующих на сцене аккуратненьких мальчиков и девочек в красных галстуках, отдающих пионерский салют и бодро рапортующих: «Всегда готов!». Реальность, однако, была иной.

Это, конечно, преувеличение, но Сыктывкар начала 1960-х годов отчасти напоминал Нью-Йорк в киномюзикле «Вестсайдская история». Детские и молодежные группировки враждовали друг с другом, сходились на центральной площади, называвшейся тогда Красной, или в Кировском парке, чтобы с помощью кулаков выяснять отношения. Разница с героями популярного фильма была лишь в том, что объединялись они не по национальному признаку, а по территориальному. «Лесозаводские» враждовали с «дырносскими», «парковские» недолюбливали обитателей микрорайона Строитель, один двор многоэтажки сражался с другим двором. А чаще всего хулиганские компании просто нападали на тех школяров, кто не мог постоять за себя, и отбирали у них мелочь, которую родители давали на мороженое или школьный завтрак.

Наиболее ретивые попадали в колонии, вырастали в откровенных уголовников и заканчивали жизни в пьяных драках или за решеткой. Но были и те, кто сумел вовремя сойти с опасной дорожки и стать вполне успешными людьми. И помог им в этом театр, созданный Зинаидой Скарской.

Приходили туда разными путями. Двенадцатилетнего шалопая Валеру Подорова позвал приятель. Шестиклассника Сережу Катунина мама-учительница, узнав, что сын водит дружбу с хулиганами, за руку привела во Дворец пионеров. Поскольку мальчишка любил рисовать, то она хотела записать его в кружок изобразительного искусства. Но в тот день он не работал.

– Мы увидели на втором этаже дверь с надписью «Театр „Юность“», – вспоминает Сергей Михайлович Катунин. – Из двери вышла маленькая седая старушка, сказала: «Ой, какой красивый мальчик! Заходи, нам такой и нужен». Я тут же взбодрился, купился на комплимент и остался в театре. И мне там очень понравилось.

Понятно, что «маленькая седая старушка» – это Скарская. По воспоминаниям ее воспитанников, Зинаида Михайловна была очень мягким и добрым человеком, голос, как правило, не повышала. Но при этом справлялась с трудными подростками. Секрет, в общем-то, прост – она умела их увлечь.

А отчаянные хулиганы, выйдя в первый раз на сцену, зачастую утрачивали храбрость, зажимались, забывали текст. Приходилось преодолевать себя, чтобы не позориться перед сверстниками.

Катунину первая крупная роль досталась в инсценировке повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Он сыграл то, что ему тогда было близко, – главаря хулиганов Мишку Квакина. Потом пошли и другие роли.

И Подоров, и Катунин, окончив школу, пожелали продолжить театральную карьеру. Но Сергея отговорила мама, а Валерий не смог попасть в коми студию при ГИТИСе, поскольку не знал коми языка. Первый вместо театрального вуза окончил экономический факультет Сыктывкарского университета, сделал неплохую карьеру, став в «нулевые» министром внешних связей Республики Коми, а затем мэром Сыктывкара. Второй, решив, что лучше быть хорошим инженером, чем посредственным актером, получил диплом выпускника автоматики и электроники Горьковского политехнического института и на пенсию ушел топ-менеджером Центрального банка по Республике Коми.

А ведь все могло сложиться иначе.

– После того, как я в очередной раз попал в детскую комнату милиции, мне сказали: «Еще один привод, и поедешь в колонию для малолетних преступников, – признался автору этих строк Валерий Петрович. – Но театр полностью отшиб все мои криминальные наклонности.

Тоже самое сказал о себе и Сергей Михайлович:

– Если бы не театр и не футбол, я бы так и остался хулиганом. Все мои дружки стали впоследствии уголовниками.

И это далеко не единственные примеры такой трансформации характеров в театре «Юность».

Спектакль «Они и мы» был в репертуаре театра «Юность» несколько лет подряд. На левом снимке – Галя Микова и Валера Подоров в постановке 1966 года.

Путевка в жизнь

У многих школьников, успешно проявивших себя в самодеятельном театре, возникает вполне естественное желание стать профессиональным актером. Однако зачастую при поступлении в театральные вузы члены приемных комиссий ставят таким абитуриентам неутешительный диагноз – «испорчен художественной самодеятельностью». Так бывает, если руководители театральных кружков не занимаются со своими подопечными актерским мастерством, неумело навязывают им свою собственную интонацию и рисунок роли, чуждый личности самих актеров.

У Скарской все было иначе. По словам одной из первых актрис «Юности» Галины Миковой, Зинаида Михайловна никогда и ничего не навязывала. Ей было важно увидеть в каждом юном актере личность и дать ему возможность выразить на сцене самого себя и собственное понимание роли. Замечания же она делала порой довольно остроумные: «Что это тут у вас за похороны по седьмому разряду, когда покойник сам идет за гробом?» или «Хороший актер должен уметь талантливо сыграть шум падающего тела за кулисами».

В 1966 году, когда сразу несколько актеров «Юности» получили аттестаты зрелости, в Сыктывкаре проходил набор в коми студию при Государственном институте театрального искусства (ГИТИС). Для вчерашних школьников появился шанс навсегда связать свою судьбу с театром.

Зинаида Михайловна не просто благословила ребят – она активно им помогала, подбирала материал, подсказывала, как лучше его подать. Работа с абитуриентами не входит в обязанности руководителя любительского театра, но она иначе не могла. Все, с кем из участников «Юности» мне довелось поговорить, в один голос уверяли, что Зинаида Михайловна была для них второй мамой, хотя называли они ее Зинмихой, сокращая имя и отчество.

Поступили тогда не все. Но и после 1966 года ее воспитанники устремлялись в театральные вузы. А впоследствии Галина Микова, Лидия Цивилева, Людмила Мальцева и Татьяна Плихта стали ведущими актерами Коми республиканского драматического театра им. В.Савина. Все они начинали в «Юности».

Впрочем, и тем, кто не попал на профессиональную сцену, театр при Дворце пионеров помог состояться в той сфере деятельности, в которой необходимо уверенно держаться перед аудиторией, удерживать внимание людей, работать в большом коллективе. Во многом благодаря «Юности» Надежда Боброва сумела стать успешным телевизионным журналистом, вести различные ток-шоу, а со временем быть «своей» у творческих людей в качестве министра культуры Республики Коми. Валентина Жиделева, с веселым азартом игравшая когда-то Старуху в «Сказке о правде» Маргариты Алигер, стала профессором, восемь лет руководила Сыктывкарским лесным институтом, а с 2015 года она вице-спикер Госсовета Коми.

В радостях и горестях

Детский театр «Юность» работал по-взрослому. Зинаида Михайловна кропотливо занималась с юными актерами сценическим движением, техникой речи, ритмикой, предлагала темы для этюдов. И так подбирала репертуар, чтобы, как правило, ребята играли своих же сверстников.

В инсценировке популярной в те годы повести Льва Кассиля «Будьте готовы, Ваше высочество!» действие происходит в пионерском лагере, в который приезжает отдыхать юный принц из некой восточной страны Джунгахоры. Героями пьесы Андрея Кузнецова «Московские каникулы» были старшеклассники, стоящие перед выбором своего жизненного пути.

В занимательной комедии Сергея Михалкова «Сомбреро» актеры детского театра играли… актеров детского театра, участвовавших в постановке «Трех мушкетеров».

Лучшим спектаклем «Юности» стала постановка пьесы ленинградской писательницы и педагога Натальи Долининой «Они и мы». Она о трех днях школьной жизни старшеклассников, в течение которых были диспут, ссора, драка, заседание комитета комсомола и товарищеский суд. Основная идея пьесы заявлена уже в прологе в хоре школьников: «Мы хотим, чтобы каждый из вас задумался над своей жизнью!»

В эти же годы эту пьесу с успехом поставил в Центральном детском театре великий режиссер Анатолий Эфрос. В Сыктывкаре «Они и мы» были не менее успешны, шли при аншлагах.

Всего спектакль был сыгран 49 раз в течение пяти сезонов – своего рода рекорд для любительского театра провинциального города. Более того, его показали по республиканскому телевидению.

Посмотреть на представления «Юности» приходили такие же подростки, как и те, кто играл на сцене. Таким образом между актерами и зрителями складывались доверительные взаимоотношения и разрушалась невидимая «четвертая стена».

По словам Сергея Катунина, Зинаида Михайловна была вполне себе домашним человеком. И если актеры «Юности» воспринимали ее как маму, то и она видела в них своих детей.
Как рассказал Валерий Подоров, после каждой репетиции весь коллектив шел провожать своего руководителя домой. И дойдя до двухэтажного деревянного дома на улице Карла Маркса, где Скарская занимала комнату в двухкомнатной квартирке, шли к ней в гости. А там говорили о чем угодно, делились радостями и горестями, и каких бы тем ни касались, она всегда умела поддержать разговор.

Но еще более сплачивали их театральные гастроли. Свои спектакли театр показывал в клубах Сысольского, Койгородского и Княжпогостского районов. Поездки по совершенно разбитым проселочным дорогам без асфальта давались трудно, автобус неимоверно трясло, зимой в салон проникал холод. Молодые и сильные подростки уставали, а Зинаида Михайловна, казалось, легко переносила все тяготы и, увидев, что ребята приуныли, тут же начинала петь одну из любимых всем коллективом песен, которую подхватывали и остальные.

Ночевали гастролеры в школьных классах и в домах культуры. Однажды Скарская удивила всех. Приехав в село Визинга после очередной поездки по Сысольскому району, уставшие вконец ребята завалились на брошенные прямо на сцену матрасы. Там же стояло и пианино. Зинаида Михайловна, чтобы поддержать своих подопечных, села за инструмент и играла для них на протяжении двух часов. До этого никто и не подозревал, насколько музыкально одарена их руководительница, слушали ее на одном дыхании, просили играть еще и еще. И она не могла им отказать.

Несбывшиеся мечты

Само название театра «Юность» говорит о возрасте его участников. А между тем ребята вырастали, поступали в вузы в других городах, отправлялись на службу в армию. Но им очень хотелось сохранить связь с родным коллективом, и они писали Зинаиде Михайловне откровенные и доверительные письма. Студентки коми студии ГИТИСа сетовали на трудности учебы, спрашивали совета. Солдаты срочной службы, наоборот, бодрились, писали, что все идет нормально, но признавались, как скучают по прежним веселым временам.

В 1968 году театр «Юность» получил звание народного, а его руководитель – заслуженного работника культуры Коми АССР. В 1970 году театр стал победителем Всероссийского смотра детского творчества. Уже возник вопрос о создании при Дворце пионеров профессионального театра юного зрителя.

Однако возраст Скарской давал о себе знать, и в письмах, направленных на ее адрес, все чаще звучали тревожные нотки. «А насчет того, что вы меня не дождетесь из армии, то вы, Зинаида Михайловна, зря, – писал матрос Дальневосточного флота Сергей Катунин. – Я лично надеюсь еще после армии посмотреть спектакли главного режиссера Сыктывкарского ТЮЗа». Студенты коми студии мечтали показать Скарской свои дипломные спектакли.

Увы, ни одно из этих желаний не сбылось. В 1971 году вернувшиеся в Сыктывкар выпускники ГИТИСа и приехавший в отпуск Сергей Катунин застали Зинаиду Михайловну в больнице в тяжелом состоянии. В том же году она умерла.

Ныне живущие актеры театра «Юность» время от времени встречаются друг с другом в дни рождения своего руководителя. Последняя такая встреча произошла на ее могиле на Центральном кладбище Сыктывкара 6 февраля нынешнего года, когда Зинаиде Михайловне исполнилось бы 120 лет. Многие уже пережили ее по возрасту, и им всем было что вспомнить.

Игорь БОБРАКОВ

Фото из личных архивов В. Подорова, В. Жиделевой, С. Катунина, Национального архива Республики Коми