Петербуржцы познакомились с историей создания Воркутинского драматического театра имени Б.А. Мордвинова
В филиале Государственного музея истории Санкт-Петербурга «Особняк Румянцева», что на Английской набережной, завершилась выставка «Сверхзадача — выжить», посвящённая истории создания Воркутинского музыкально-драматического театра.
Напомним, что вернисаж выставки состоялся 1 июня текущего года. Предполагалось, что экспозиция будет открыта для ознакомления в течение месяца, однако высокий интерес со стороны публики подтолкнул организаторов к принятию решения о продлении сроков до 25 июля.
Выставка «Сверхзадача — выжить» была впервые представлена зрителю в 2019 году. Первый вернисаж состоялся в Москве на площадке Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина. Уже тогда было очевидно, что экспонаты вызывают неподдельный интерес у публики. Успех проекта подтолкнул организаторов к расширению географии выставки. Прозвучала идея сделать её передвижной, чтобы с уникальными материалами могло ознакомиться возможно большее количество посетителей. Сегодня ясно, что идея стала реальностью — менее чем за три года выставка побывала в Воркуте, Сыктывкаре и, наконец, в Санкт-Петербурге.
— Как только мы узнали, что в рамках 100-летия региона будут проводиться Дни Республики Коми в Санкт-Петербурге, первое, о чём мы подумали — как привезти эту выставку в Северную столицу. Очень многое связывает эти два города: Воркуту и блокадный Ленинград, — говорит директор Воркутинского драматического театра имени Б.А. Мордвинова Елена Пекарь. — Мы готовились к ней больше года, преодолевали всевозможные препятствия, но всегда чувствовали поддержку всех тех, кто принимал участие в её создании. Для нас это новый виток обращения к нашей истории, которая уже начинала стираться.
На сегодняшний день выставка «Сверхзадача — выжить» является едва ли не единственным культурным событием, посвящённым слабо разработанной в отечественном и зарубежном театроведении теме театров ГУЛАГа. Авторы выставки бережно отобрали и представили посетителям уникальные экспонаты, проливающие свет на первое десятилетие жизни «театра за колючей проволокой». Среди них редкие фотографии, документы, личные вещи актёров, а также основателя театра Бориса Мордвинова. Есть все основания полагать, что предметы, легшие в основу экспозиции, предоставят богатый материал для научных изысканий. Начало им уже положено. Так, доминантой экспозиции стал граф — математическая абстракция, модель, которая позволяет наглядно увидеть взаимосвязь судеб тех людей, что причастны к созданию воркутинского театра. Это плод совместного труда куратора выставки Надежды Мордвиновой, которая приходится внучкой основателю ВДТ, а также её супруга Дмитрия Журова. Более подробно история создания графа и выставки в целом отображена в книге «Сверхзадача — помнить» за авторством супругов, которую Надежда Мордвинова презентовала на вернисаже. Она была опубликована при поддержке Министерства культуры РФ и Бахрушинского музея. Книгу Надежды Мордвиновой можно с полной уверенностью назвать первым шагом в направлении анализа и систематизации данных, полученных при работе с экспонатами.
Впрочем, выставка интересна отнюдь не только научными перспективами. Отзывы посетителей свидетельствуют о том, что интерес к обозначенной теме назрел в самых широких слоях общества. Вот, например, что пишет посетительница, подписавшаяся как «Алёна Mot»:
«Наконец-то у нас заговорили о советских концлагерях и людях, которые туда попали, даже не будучи врагами Отечества. А то некоторые считают, что там сидели сплошь враги советской власти. Мамин родной брат тоже прошел через этот лагерь. Освободили в 1948 году, ему удалось вернуться на Родину в Польшу».
А вот довольно пространный отзыв Татьяны Демидовой:
«Выставка нужная. ВСЕ надо помнить. Историю надо учить, а не переписывать. Насколько я знаю, никто и не скрывал, что у нас было много ГУЛАГовских лагерей. Это общеизвестный факт. Через это прошли и Русланова, и Окуневская, и многие другие… И все прекрасно знают, что это было. Что тут замалчивать? В Союзе всего было поровну: и хорошего, и плохого… Но хорошего все-таки хоть на чуточку, но лучше)) Другое дело, что сейчас активно стали давить на воспоминания живших в Союзе и на формирование мнения о нем у молодых. Почитать некоторых блогеров, так, ну все было плохо! И дети несчастные были, и страх кругом и все голодали все 75 лет, и прочее… Я еще раз подчеркну, что было всякое… Но не было одного сплошного негатива. А было много хорошего…Иначе бы не вспоминали, не ностальгировали».
Авторы экспозиции ставили перед собой задачу добиться от посетителей живого эмоционального ответа. Менее всего им хотелось, чтобы выставка воспринималась как набор пусть уникальных, пусть исторических, но сухих экспонатов. Этой цели также удалось достичь:
«Друзья, оказывается, выставка «Сверхзадача — выжить» продлится еще 10 дней. Это история о красоте искусства, ужасе страданий и доброте многих людей в делах, а не просто на словах. А еще — о любви детей и внуков к своим родным. Очень рада, что уже несколько раз там бывала» — пишет Анастасия Наконечная.
Это явно свидетельствует о том, что выставка нужна, востребована и своевременна. Создатели экспозиции вынашивают планы по дальнейшему распространению своего детища. В этом направлении есть некоторые подвижки. Сегодня ведутся переговоры с ярославским Домом художника, который предварительно согласился выделить свои площади для размещения экспозиции. Если переговоры увенчаются успехом, выставка состоится в Ярославле в 2022 году.
Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми