Сентябрь: Вацлав Мастеница. Композитор, певец, аккомпаниатор…

Третьего сентября исполнится сто лет со дня рождения Вацлава Мастеницы – поляка по национальности, уроженца северной столицы СССР, вошедшего в историю как один из самых «народных» коми композиторов, музыкантов, артистов. Он, как и его коллега, фольклорист Прометей Чисталев – ровесник нашей республики. Коми стала ему второй родиной, а он воспел ее в песнях, самая известная из которых – «Марьямоль».

Вацлав Иосифович Мастеница родился 3 сентября 1921 года в Ленинграде. В детстве учился играть на виолончели, был запевалой в школьном хоре, играл на балалайке в оркестре русских народных инструментов Дворца пионеров. Окончил Ленинградский музыкальный техникум им. Мусоргского, во время учебы вечерами работал домристом в оркестре русских народных инструментов им. А.Андреева. До войны успел окончить и первый курс Ленинградской консерватории. Выступал в джазе как пианист и исполнитель жанровых песен, успел поработать в Ленинградском радиокомитете. Призванный на фронт, Мастеница окончил танковое училище, служил танкистом, после тяжелого ранения и лечения в госпитале демобилизовался и переехал в Уфу. Там руководил джаз-оркестром и выступал в кинотеатре как солист, а затем стал концертмейстером Башкирской государственной филармонии.

В 1946 году с эстрадно-цирковой группой он приехал в Коми АССР и тут остался. На протяжении 27 лет, с 1947 по 1984 годы, работал в Коми республиканской филармонии в качестве певца, конферансье, артиста эстрады, хормейстера, концертмейстера-аккомпаниатора, руководителя оркестра народных инструментов. Уже в 1960 году стал дипломантом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а в 1961-м – Заслуженным артистом Коми АССР. В 1961-63 годах был художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Коми АССР, ныне известного под названием «Асъя кыа».

В Коми Вацлава Мастеницу помнят как композитора, писавшего песни на коми и русские стихи. Как рассказал «Региону» композитор Михаил Герцман, приехавший в Коми в 1971 году, почти сразу по приезде он влился в творческую бригаду деятелей культуры и искусства в составе так называемых «Поездов искусств», которые проезжали с концертами по всей республике, заезжая в самые отдаленные уголки. Молодой выпускник Ленинградской консерватории исполнял свою музыку и был ведущим тех концертов. «Первым вопросом, который я задавал зрителям глубинки, был: «Каких вы знаете коми композиторов?, – вспоминает Михаил Львович. – И зачастую сразу же зал называл Вацлава Мастеницу, а уж потом Якова Перепелицу». И это при том, что Перепелица к тому времени уже был членом Союза композиторов СССР, автором прославленного балета «Яг-Морт», оперы «На Илыче» и оперетты «Ни пуха, ни пера!», а Мастеница так и остался самодеятельным автором.

Вацлав Иосифович написал более чем 600 песен, инструментальных пьес, обработок коми и русских народных песен, наиболее известные из которых – «Зарни чикыш», «Тöдса пилот», «Голубоглазая» (эта удостоена республиканской премии), «Родные места», «У нас на селе», «Тувсов вой», «Шуми, тайга!». Его первые сочинения «Нам без песен трудно» и «Ты со мной не расставалась» прозвучали еще на фронте. Работая в Башкирии, писал музыку на национальные темы. Его песню «Где-то плакала гармонь» на стихи Ф.Щербакова московская радиостанция «Юность» в 1961-м признала лучшей песней года, а «Песня северных новоселов» на стихи Н. Леонтьева годом позже была удостоена 1-й премии на Всесоюзном конкурсе массовой песни. В 1966 году Коми книжное издательство выпустило первый сборник В.Мастеницы «Сердцу близкая сторонка», куда вошла 31 песня. Тираж для песенника был огромным – 4500 экземпляров, но, по словам композитора Александра Осипова, он не смог удовлетворить и третьей части желающих его приобрести, что свидетельствовало о большой популярности автора. В 1973 году вышел второй сборник песен В.Мастеницы – его редактором стал М.Герцман, туда вошли 20 композиций.

Но есть в числе его произведений такая песня, что, напиши Мастеница за всю творческую жизнь лишь ее одну, он все равно остался бы в благодарной памяти коми людей. Это «Марьямоль», ставшая поистине народной, в какой-то мере неофициальным гимном Коми земли.

Автор слов к песне – народный писатель Коми Геннадий Юшков. В 2017 году вышла книга его вдовы Галины Юшковой «Пятьдесят один год любви. Воспоминания о Геннадии Юшкове». В ней Галина Евгеньевна вспоминает: «Одна из наиболее удачных песен на стихи Гены – «Марьямоль» (Лесной пион). Казалось бы, незатейливые стихи, незатейливая мелодия, но сколько в этой песне любви к родной земле, высказанной от души. Стихи «Марьямоль» имеют свою нежную историю. Как-то из поездки по Илычу Гена привез необычайно крупные черные семена, высыпал их передо мной и говорит:

– Я тебе на бусы привез, это семена цветка «Марьямоль» – дикого пиона. Мне о магической силе этого цветка рассказала женщина-травница из Подчерья. Там женщины носят бусы из таких семян, они, по древним поверьям, спасают от всякого рода напастей.

– Но они такие крепкие, жесткие, как их проткнуть да нитку продеть?

– Я тебе помогу их на нитку нанизать. Знаешь, после остановки в Подчерье и разговоров с травницей мы ехали по Илычу, и на одном из островов мой спутник увидел настоящие «заросли» этого редкого цветка, и я собрал для тебя эти семена.

Сами цветы дикого пиона очень простые, не произвели на Гену сильного впечатления, а вот большие торчащие стручки с такими крупными семенами и древние поверья об их магической силе очень его удивили. Там же, на Илыче, и сложились у него стихи «Марьямоль». Вернувшись в Сыктывкар, Гена показал стихотворение В.Мастенице, и вскоре по телефону Вацлав пропел ему песню. Мелодию Гена забыл. Некоторое время спустя Геннадий поехал в Усть-Вымь, на какой-то сельский праздник, по-моему, на День поэзии. Самодеятельные артисты давали в клубе концерт, и вдруг он услышал вроде знакомую песню. Приехав, он рассказывает: «Слушаю и ушам не верю, они же мою песню поют». Так неожиданно для Геннадия состоялась презентация его песни. Теперь эта песня стала почти народной, и поют ее не только в Коми, но и во всем финно-угорском мире. Даже пели нашему президенту, в то время – Медведеву, на встрече с представителями финно-угорских народов. В 2008 году Министерство культуры совместно с КРТК выпустило диск с популярными коми песнями, куда вошла и «Марьямоль», и Гена даже получил смешной гонорар, 700 рублей».

Супругой Вацлава Мастеницы стала Народная артистка Коми АССР, певица Валентина Есева. Супруги много работали в творческом тандеме. Вначале Валентина Васильевна была солисткой ансамбля песни и пляски Коми АССР, ставшего впоследствии «Асъя кыа». В 1963 году Есева ушла из этого ансамбля, создав вместе с мужем народный эстрадный коллектив «Эжва». Певица исполняла многие песни, написанные супругом. В состав этого коллектива входила также и их дочь Элла, которая начинала учиться на дирижерско-хоровом отделении республиканского училища искусств, но, по воспоминаниям современников, не завершила учебу. В коллектив «Эжвы», состоящий из 10-ти человек, входили три музыканта, в их числе и сам Мастеница, который играл на аккордеоне. Ансамбль гастролировал по всей республике и был очень популярен: его гастроли длились по восемь месяцев в году. Кроме того, В. Мастеница был организатором и художественным руководителем коми эстрадного ансамбля «Эстрада Севера» и инструментального ансамбля «Колип», а также создателем и участником популярного трио совместно с В. Есевой и Владимиром Козловым. В середине 1980-х годов даже руководил в Сыктывкаре самодеятельным ансамблем учебно-производственного предприятия Всероссийского общества слепых (УПП ВОС) – был там и хормейстером, и концертмейстером.

В 1969 году ансамбль песни и танца Коми АССР выехал в Ленинград, чтобы записать пластинку на фирме «Мелодия». Мастеница и Есева уже не работали в ансамбле, но решили воспользоваться возможностью записать с музыкантами коллектива сольные песни певицы. Удалось записать только пластинку-миньон с пятью песнями артистки, аккомпанировали ей на баянах Вячеслав Майсерик и Виктор Бирзул. Обработки песен делали ночи напролет. В итоге эта пластинка стала для поклонников таланта В. Есевой настоящим подарком, многие хранят ее как семейную реликвию.

Вацлав Мастеница скончался 1 сентября 1995 г. в г. Сыктывкаре, не дожив до 74-летия два дня. Похоронен на Сыктывкарском городском кладбище рядом с супругой Валентиной Есевой.

Ирина САМАР

Фото из фондов Национального музея Республики Коми

«Когда композитор аккомпанирует — это обычное дело. Но чтобы автор был превосходным исполнителем – певцом и аккомпаниатором – такое нечасто увидишь на эстраде. Мастеница объединяет собою композитора, чуткого к авторскому замыслу певца, и аккомпаниатора, знающего все слабости исполнителя. (А.Осипов, «О коми музыке и музыкантах», Коми книжное издательство, 1969 г.).