Золотые годы «столицы мира». Роман Юнитер

[ads_color_box color_background=»#7A231C» color_text=»#ffffff»]В проекте «Запечатлевшие время» наш журнал знакомит вас с наследием известных и не очень фотографов, в разное время – от дореволюционного до наших дней – снимавших жизнь региона, его людей, его достижения и беды. Проект «Запечатлевшие время» реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.[/ads_color_box]

[ads_color_box color_background=»#eee» color_text=»#444″]Фотографа и журналиста Роберта Дмитриевича Юнитера читатели воркутинской газеты «Заполярье» более двух десятков лет знали по творческому псевдониму Роман Митин. Впрочем, Романом его называли все – и коллеги, и начальство, и даже его мама. Будем и мы называть его так. Роман Юнитер застал и запечатлел в тысячах фотоснимков и золотые времена заполярного города, и его упадок…[/ads_color_box]


Р. Юнитер. 1998 г. Из фондов ВМВЦ.

[ads_dropcap]Р[/ads_dropcap]оман Юнитер, молодой профессиональный художник, единственный сын милиционера, возглавлявшего в послевоенной Одессе отдел по борьбе с бандитизмом, приехал в заполярную Воркуту 26 лет отроду. Вскоре его незаурядные творческие способности заметили: в проектном институте «ПечорНИИпроект», куда Юнитер был принят на работу в мае 1966 года, уже через два месяца он был назначен литературным редактором, а затем – старшим художником.

Именно в то время начинался самый благодатный период в истории Воркуты. Из лагерного поселка, которым Воркута долго оставалась даже после обретения статуса города в 1943 году, «заполярная кочегарка» превращалась в промышленный центр с развитой социальной инфраструктурой. Шло техническое перевооружение старых и строительство новых шахт, увеличивалась добыча угля, не случайно в 1966 году комбинат «Воркутауголь» был награжден орденом Ленина.

Преображался и сам город, где шло гражданское строительство, действовали завод крупнопанельного домостроения, рассчитанный на производство 30 тысяч квадратных метров жилья в год, цементный завод и завод железобетонных изделий, дерево­обрабатывающий комбинат. В 1967 году всего за 11 месяцев был построен Дворец пионеров и школьников, третий по величине среди подобных на территории Советского Союза. Вообще, слово «пионер» можно отнести и к самой Воркуте. Многие объекты и начинания здесь появлялись раньше, чем в столице Коми. Например, первая в республике телестудия появилась именно в Воркуте, а в 1967-м здесь вступила в строй система «Орбита», позволившая горожанам смотреть передачи центрального телевидения. Первый плавательный бассейн, первый дом быта, даже первый ликероводочный завод появились сначала в Воркуте. На всю республику славилась знаменитая кондитерская «Лакомка», воркутинские торты вез с собой в Сыктывкар чуть ли не каждый командированный.

К 1970-м годам Воркута имела не только все необходимые для развития города промышленные объекты, но и свои животноводческие совхозы, тепличное хозяйство. Научные учреждения, драматический и кукольный театры, музей, прекрасный Дворец культуры шахтеров, филиал Ленинградского горного института и средние специальные учебные заведения – все это и многое другое было в городе за Полярным кругом. Кроме того, комбинат «Воркутауголь» и другие предприятия строили собственные дома отдыха и пионерлагеря на Черноморском побережье Крыма и Краснодарского края, в средней полосе России. Воркутинцы (или воркутяне, как называли себя жители города) благодаря северным коэффициентам получали более высокую зарплату и могли себе позволить ежегодный отдых на море и другие блага советской жизни. Заполярный город снабжался товарами и продуктами гораздо лучше других в Коми. С гордостью называя свой город «столицей мира», воркутяне имели в виду не только его многонациональный состав.

Фотокорреспондентом городской газеты «Заполярье» Роман Юнитер начал работать с февраля 1973 года. «Заполярка» была официальным печатным органом Воркутинского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. Многие ее публикации, разумеется, выходили в русле советской идеологии и твердой приверженности коммунистическим идеалам. Прославлялись рекорды воркутинских горняков и других трудящихся города, соответствующими должны были быть и фотоиллюстрации. Стараниями Романа Юнитера-Митина со страниц «Заполярки» на читателей газеты смотрели передовики производства самых разных предприятий города, молодежь и ветераны, представители всех без исключения профессий, видные партийные и советские деятели, обычные горожане и, конечно, счастливая воркутинская детвора.

Между тем в газете то и дело появлялись критические материалы. «Наша «Заполярка» является отдушиной и последней надеждой для многих жителей нашего города», – писал в 1980 году историк и публицист, старый воркутинский лагерник Павел Негретов. В книге «Все дороги ведут на Воркуту», которая вышла в США в 1985 году, он упоминает многие пороки, которые таились за фасадом воркутинского изобилия.

«Новая Воркута озабочена проблемами, которых не знала старая, это прежде всего пьянство и рост преступности, особенно среди молодежи, – отмечал Негретов. – В пьянство во все более угрожающей степени вовлекаются и женщины. «Променяли детей на водку» — такие статьи время от времени появляются в нашей газете». Или: «Подъезды в наших домах грязны, ободраны, двери разбиты, дворы между однообразными, унылыми пятиэтажными домами утопают в грязи, потому что коммунальные службы чистят только две-три центральные улицы, а жители бросают мусор где попало. Весной, когда сходит снег, — у нас это бывает в июне, – мы выходим на субботники убирать наши дворы, чтобы на другой же день снова их загадить».

Роман Юнитер – остроумный, ироничный, эдакий эстет в неизменных джинсах и кожаном пиджаке, с подлинно одесским чувством юмора, далекий от всякой парадности, – конечно же, прекрасно знал о тяжелом прошлом Воркуты, где все еще оставались живые свидетели лагерной эпохи, видел изнанку на первый взгляд сытой и счастливой жизни, но до поры до времени вынужден был молчать. В конце 1980-х такое время настало.


Воркута, улица Ленинградская, памятник С.М.Кирову. 1973 г. Фото Р.Юнитера. Из фондов Воркутинского муниципального архива.

[ads_dropcap]В[/ads_dropcap] 1990-м Роман Юнитер был назначен ответственным секретарем «Заполярки», а затем – редактором отдела. Одновременно проявились и талант художника, и незаурядные журналистские способности. В газете часто публиковались его графические работы – портреты, пейзажи, праздничные открытки, лирические рисунки, шаржи и карикатуры. С 1993 года он основательно занялся публицистикой. Важнейшее место в его журналистской работе к тому времени заняли публикации о судьбах политзаключенных. Юнитер был в числе первых организаторов и активистов общественного движения по восстановлению справедливости к жертвам политических репрессий, которое тогда развернулось в Воркуте и по всей стране.

Роман Дмитриевич считал своим нравственным и профессиональным долгом сохранить для истории имена и судьбы рядовых узников, так же страдавших от каторжного труда и лишений. Поиску и сбору сведений о тех, кто отбывал наказание в Воркуте, он до последних дней посвящал все свое время, свободное от выполнения обязанностей заместителя редактора газеты, забыв о личной жизни, о проблемах со здоровьем и накопившейся усталости. Его публикации получили широкий отклик у родных и близких бывших заключенных. Из самых разных уголков большой советской страны в Воркуту шли десятки писем с благодарностями за драгоценные сведения о судьбе давно потерянных родственников.

В 1999 году по инициативе Романа Дмитриевича в газете «Заполярье» из номера в номер публиковался «список Юнитера» – имена 1158 политзаключенных, работавших на комбинате «Воркутауголь», с полными сведениями из их чудом сохранившихся служебных карточек. Сами эти карточки – подлинные свидетельства человеческих судеб – Роман Дмитриевич еще при жизни передал в краеведческий музей Воркуты, где они и хранятся сейчас.

В апреле 2000 года Роман Митин готовился отметить свое 60-летие. Планы перечеркнул страшный диагноз – рак легких, неожиданно выявленный в ходе планового обследования. Вместо юбилейных торжеств – сложная операция и долгий путь реабилитации… Он все время поддерживал отношения с коллегами и продолжал писать. В это время в газете появилась его новая рубрика – «Фотомемуары». В ней Роман Дмитриевич вспоминал о командировках и встречах с удивительными людьми за все долгие годы работы фотокором «Заполярки».

После перенесенной операции близкие уговаривали Юнитера перебраться в более комфортные условия – в Москву или родную Одессу. Но он выбрал Воркуту.
Роман Дмитриевич не дожил 2,5 месяца до выставки его работ, которая открылась в зале Музейно-выставочного центра Воркуты 26 апреля 2001 года, в день рождения автора.

Наталья БОГУШ, Евгений ХЛЫБОВ


Пять миллионов тонн угля на-гора – менее чем за год! Горняки ночной смены участка № 3 шахты «Воргашорская» выносят глыбы угля с символическими цифрами. Декабрь 1981 г.


А.М. Сахаров – Герой Социалистического Труда, бригадир проходчиков шахты «Воргашорская». 1980 г.


Скульптор Игорь Пылаев работает над созданием памятной стелы А.А. Чернову. Июль 1980 г. 


Производственная гимнастика на Воркутинской швейной фабрике. Август 1978 г.


А.С. Полуэктов – сварщик-монтажник ДСК, проработавший четверть века на стройках Воркуты.


Огород под стеклянной крышей совхоза «Тепличный» радовал горожан уже в марте свежими огурцами. Октябрь 1975 г.


На летних пастбищах треста совхозов «Воркутауголь». Лето 1979 г.


Инженеры Печорской геофизической экспедиции В. Варфоломеев и А. Грызлов. 1977 г.


Сцена из спектакля «Тартюф» Воркутинского драмтеатра. Декабрь 1983 г.


Магазин «Детский мир». Продавцы помогают выбрать маленьким покупателям нужную игрушку. Июль 1977 г.


Семья Сорокиных в день торжественной регистрации 200-тысячного жителя Воркуты – дочери, родившейся 7 марта 1980 г.


Команда торгово-кулинарного училища, победительница конкурса «А ну-ка, девушки!» Февраль 1977 г.

Фото Р.Юнитера предоставлены Воркутинским музейно-выставочным центром и Воркутинским муниципальным архивом.