«Йолога»: с рождения до зрелости

Молодежному коми журналу — 30 лет

В конце октября в Москве подвели итоги Седьмого Всероссийского фестиваля детской прессы «Волшебное слово». Лучшим СМИ для старших школьников и абитуриентов был признан журнал «Йолога» – единственное издание для молодёжи на коми языке. «Йолога», в переводе на русский язык «Эхо», родилась в эпоху перестройки, росла в девяностые и стремительно менялась с развитием интернета, выйдя в новом формате в феврале 2020 года. В октябре года нынешнего издание отметило тридцатилетний юбилей.

Редакция журнала «Йолога». Издание входит в холдинг «Издательский дом Коми». Кроме молодёжного издания «ИДК» выпускает журналы «Би кинь» («Искорка»), «Чушканзi» («Оса»), «Войвыв кодзув» («Северная звезда») и газету «Коми му» («Земля Коми»).

 

В младенчестве – газета

История «Йологи» началась в конце восьмидесятых, тогда литературный клуб «Ордым» («Тропа») при союзе писателей Коми выступил с инициативой создания национальной молодежной прессы. Идея была горячо поддержана комиязычным журналистским сообществом. Изначально «Йолога» не была самостоятельным изданием и выходила в формате рубрики для школьников на страницах общественно-политической газеты «Югыд туй» («Светлый путь»), нынешней «Коми му» («Земля коми»).

Пилотный, восьмистраничный выпуск «Йологи» тиражом в 3000 экземпляров увидел свет в октябре 1991 года. Главным редактором новой газеты назначили журналиста и писательницу Валентину Васильевну Иванову – редактора детского журнала «Би кинь», созданного пятью годами ранее.

Времена, в которые родилась «Йолога», диктовали условия работы. Еще в 1991 году шли разговоры о необходимости открытия журнала. Но безденежье, сложности с поставкой бумаги, только формирующийся коллектив определили «Йологу» как газету.

– Когда возглавила редакцию, мне было 35 лет. Да, я умела писать статьи и рассказы, много общалась с коллегами-журналистами, писателями, но ничего не понимала в экономике, распределении средств и документообороте. Всему училась на ходу,– вспоминает Валентина Васильевна.

– К счастью, вокруг «Йологи» быстро сформировалась настоящая команда. В редакцию пришли поэтесса Александра Мишарина, журналист Виктория Чугаева, только окончившие журфак ленинградского университета Павел Симпелев и Лариса Попова. Между прочим, секретарем-машинисткой в редакции работала Лидия Логинова – ныне народная артистка республики.

Мы не только писали, но и находили деньги на печать, договаривались со спонсорами… Подвести читателя не могли. Многим «Йолога» полюбилась, и в скором времени ее тираж составлял уже 8000 экземпляров. Такие впечатляющие для национальной периодики цифры объясняются находчивостью и предприимчивостью редакции. Подписчики газеты имели возможность покупать дефицитные книги «Коми книжного издательства».

Система работала как некий абонемент, но была не без изъянов: уже в марте 1991 года подписчики, в том числе и те, кто коми языком не владел, обнаружили на страницах газеты следующее обращение: «К сожалению, чтобы получить книги А.Дюма, читателям необходимо доплатить 25 рублей, за обещанные 10 р. «Коми книжное издательство» книги продать не может»…

Трудное счастливое детство

Жизнь редакции шла своим чередом. Газета выходила каждую пятницу, на страницах освещались финно-угорские новости, публиковались статьи о коми языке, стихи и рассказы, комиксы, не забывали и о развлекательной рубрике.

В 1997 году редакцию возглавил Александр Павлович Юдин, занимавший до этого пост министра печати Коми. С его приходом газета стала значительно «взрослее» по содержанию и солиднее по формату: с А4 перешли на А3. В конце 1990-х финансирование национальной прессы было довольно скудным. Тем не менее газета сумела пережить и этот сложный период – несколько лет «Йолога» выходила на тоненькой газетной бумаге и только в черно-белом цвете. Несмотря на все трудности, молодежная периодика развивалась, тираж газеты был стабильным, а читатели видели «Йологу» как трибуну, на которой можно высказаться.

Листая подшивки тех времен, невольно ловишь себя на мысли, что редакции приходилось экономить на всем. И даже текст, словно чувствуя ограниченность ресурсов, располагался плотно, а небольшие изображения и фотографии почти задыхались между строчек. И только благодаря упорству редакции «Йолога» продолжила издаваться и вступила в новую эру, когда появились интернет и современная полиграфия.

Пубертат и его последствия

В апреле 2002 года главным редактором «Йологи» стала Виктория Пименова. Пожалуй, именно в годы ее руководства газета менялась чаще, чем когда-либо. Логотип сменился трижды за несколько лет, а в ноябре 2002 года «Йолога» впервые вышла в цвете. В нулевых комиязычного читателя не удивляли соседствующие на полосе материалы о девятикласснице из Усть-Куломского района и сестричек Олсен из Голливуда, первые полосы со знаменитостями, «прифотошопленными» на фоне коми пармы, или, наоборот — со школьницей из коми села, вдруг «оказавшейся» у подножья Ниагарского водопада.

На страницах издания публиковали новости из жизни звезд, многочисленные тесты, статьи о жизни коми молодежи и материалы для детей. Редакция часто выезжала в районы и целые выпуски посвящала ребятам из сельских школ.

В начале двухтысячных доступ к интернету был далеко не у каждого, а потому «Йолога» публиковала материалы из сети по запросу читателей. Тогда же в газете начали печатать такие желанные для подростков, но недоступные на селе постеры. Многие сверстники «Йологи», нынешние тридцатилетние, до сих пор вспоминают о них с ностальгией.

На базе «Йологи» начали развивать проекты, связанные не только с публикацией материалов. Газета сотрудничала с  Сыктывкарским государственным университетом, внештатные корреспонденты-школьники могли поступить на финно-угорский факультет вне конкурса.

Безмятежная юность

В 2004 году должность главного редактора заняла Галина Макарова. После ярких, богатых на нововведения лет наступил период стабильности. Газета вновь издавалась А4-м форматом и больше напоминала тоненький журнал.

Публикации про российских и мировых звезд ограничили одностраничной рубрикой «Кодзула зэр» («Звездный дождь»), а все остальные полосы занимали новости и материалы, популяризирующие коми язык, культуру и традиции. Все чаще героями первых полос становились звезды местные – те, кто проявлял себя в школе или вузе, коми исполнители, артисты и спортсмены.

На страницы вернулась поэзия и проза от молодых и уже известных авторов. Вторая половина нулевых и начало десятых дали редакции возможность развиваться: тиражи еще держались, национальные СМИ финно-угорских регионов активно сотрудничали. Команда редакции часто ездила в командировки по России и за рубеж, участвовала в грантах Фонда М.Кастрена, проводила праздники, конкурсы и мероприятия для читателей.

Но годы относительного комфорта ушли в прошлое вместе с приходом в жизнь смартфонов, доступностью любой информации в любом месте, где есть интернет.

Новая жизнь

Нынешнюю редакцию с ноября 2019 года возглавляет Мария Игушева. С ее приходом «Йолога» претерпела очередные, но необходимые изменения. В феврале 2020 года в сыктывкарском Доме печати прошла презентация  первого выпуска теперь уже журнала «Йолога». Изменилась периодичность – ныне «Йолога» выходит раз в месяц. Редакция практически отказалась от публикации новостей, предпочтение отдается большим интервью и аналитике, а также материалам экспертов.

Нововведения коснулись дизайна, он стал более современным. Изменилось отношение и к онлайн-площадкам, которые до этого воспринимались как конкуренты печатного издания. Теперь у «Йологи» есть аккаунты в соцсетях, где, как выяснилось, все еще жива связь с читателем, казавшаяся утерянной. Прямые эфиры, подкасты, короткие ролики, внутренняя кухня редакции в режиме реального времени набирают популярность среди комиязычного сегмента рунета. Многому приходится учиться, пусть и набивая шишки, но редакция уверена, что коллеги из 1991-го не зря затеяли «авантюру», которой исполнилось уже 30 лет.

Михаил МИШАРИН