Юрий Лисовский. Вне времени и пространства

Этнофутуризм давно и прочно занял место негласного культурного бренда целого ряда финно-угорских стран и регионов России, в том числе Республики Коми. Два самых ярких представителя этого направления – Павел Микушев и Юрий Лисовский – живут и творят в Сыктывкаре. Рассказом о творчестве последнего «Регион» открывает новую рубрику, в которой мы совместно с Финно-угорским культурным центром РФ будем рассказывать о художниках-этнофутуристах из финно-угорских регионов страны.

Выставка работ этнофутуристов из финно-угорских регионов. Сыктывкар, 2018 г. Фото museumkomi.ru

Новое художественное направление активно исследуется практически с самого момента своего зарождения. Наиболее полно результаты его изучения представили культурологи Александр и Ирина Котылевы. По свидетельству Александра Котылева, в 1990-е – 2010-е годы новое художественное движение возникло одновременно в разных регионах страны, а в культуре Республики Коми проявилось еще до оформления этнофутуризма в самостоятельное международное движение. Во второй половине 1980-х атмосфера перестройки побудила молодых и активных искать собственный творческий путь, отличный не только от советских идеологических установок, но и от бесцельных блужданий позднего авангарда. Молодые этнофутуристы в своем творчестве, сами того не подозревая, стали оригинальной частью мировой постмодернистской культуры.
Считается, что в 1994 году состоялась «официальная регистрация» этнофутуризма на конференции в Тарту в Эстонии, где он сразу приобрёл статус международного художественного движения. В основе понятия – два корня: этника и будущее. Используя современные материалы, художники-этнофутуристы «говорят» на языке мифов, легенд и сказаний. Однако в России ни один из городов пока не стал признанным центром этнофутуризма. Теоретически на это могут претендовать регионы, регулярно проводящие этнофутуристические фестивали. В конце 1990-х – первой половине 2000-х годов лидировал Ижевск, где удмуртские арт-менеджеры организовали несколько фестивалей с выездами в удмуртскую глубинку. Во второй половине 2000-х эстафету перехватила Пермь, ставшая центром этнофутуристического фестиваля «КАМВА». В Республике Коми, к сожалению, этнофутуристические фестивали пока организованы не были. Главным вектором развития этнофутуристического движения в республике стала выставочная деятельность, началом которой послужила международная выставка финно-угорских художников 1994 года в Сыктывкаре, оказавшая влияние на творческую жизнь всех регионов России. Последняя такая выставка прошла в столице Коми в 2018 году.
Художников-этнофутуристов в каждом отдельном регионе России немного, однако вместе они образуют самое масштабное на сегодня художественное направление в стране. В Республике Коми ядро этнофутуристического движения в 1990-е годы образовали трое художников: Павел Микушев, Юрий Лисовский и Ирина Федосова, ныне живущая в Санкт-Петербурге. В разные годы в той или иной степени соотносили свое творчество с этнофутуризмом Валерия Осташева, Александр Тимушев, Владимир Маслов.
Развиваясь в творчестве художников, музыкантов, поэтов, в выставочном и фестивальном движении, этнофутуризм стал за эти годы влиятельным художественным направлением, признанным в финно-угорских регионах России, Финляндии и Венгрии, но практически не замечаемым сообществом наших «культурных столиц».
Художники-этнофутуристы наиболее полно и последовательно освоили архаическое наследие европейской части России. Они сделали образы петроглифов и произведений бронзовой пластики одной из основ художественного стиля, придав им «второе дыхание». Важной частью творческой деятельности этнофутуристов стала неомифологизация культурного пространства, также опирающаяся на идеи и опыт модерна.
За два десятилетия этнофутуризм оформился в одно из немногих самостоятельных и признанных во всем мире художественных направлений современной России. Сегодня можно уверенно говорить о сложении особого этнофутуристического изобразительного стиля, который оказывает все большее влияние на процессы формо-творчества в финно-угорских регионах. Этот стиль проявился не только в изобразительном искусстве, но и в моде, в дизайне печатных изданий и т.д. Это художественное движение, формируя новое этнокультурное мировоззрение, уверенно противостоит глобализации.

Этнофутуристический неомифологизм в значительной степени основан на неприятии индустриального пространства современного города. У человека есть потребность выйти из своих квартир, считает этнофутурист Юрий Лисовский. «Современники родились и росли в городе, а летом жили у бабушек в деревне. Отсюда и ностальгия», – говорит он.

Один из основоположников этнофутуризма в России Юрий Лисовский родился в 1964 году в Шепетовке Украинской ССР. Учился играть на валторне и посещал художественную школу. В Республику Коми приехал в возрасте 14 лет учиться на рулевого-моториста. Позже закончил колледж искусств в Сыктывкаре.
«Этнофутуризм еще разложат по полочкам, – считает художник. – По сути, это соединение несоединимого – прошлого и будущего». В определении своего занятия он предпочитает слово «творчество»: оно шире, чем искусство, и позволяет находиться в постоянном развитии. Художник, изобретатель, фотограф – профессиональные и творческие интересы Юрия поистине безграничны.

– Творчество объединяет и обогащает, помогает людям понять друг друга. Это вдохновляет, – говорит Юрий Лисовский.
Свою задачу как художник он видит в том, чтобы быть полезным обществу, а идеи для творчества черпает в мифологии коми, а также из собственного детства, жизненного опыта, общения и в современных вызовах. Одна из последних работ Юрия Лисовского «Усыпление коронавируса» посвящена нынешней пандемии. В своем полотне этнофутурист, который сам перенес ковид, старается «заговорить», «убаюкать» вирус.
– Закончил сегодня работу в два часа ночи. Надеюсь, что коронавирусу хотелось спать так же, как и мне. Запустил процесс убаюкивания из центра Сыктывкара. Теперь осталось только наблюдать за статистикой. Верю в силу искусства и силу образа! «Спать, спать, спать, все от тебя устали, и ты устал от нас, пора на покой…», – написал он в посте в Фэйсбуке.

Художник активно ведет аккаунты в соцсетях и делится с подписчиками процессом и результатами своего творчества. В начале 2022 года он сообщил о новой странице своего творчества: «После издания альбома «Жернова времени», «Кад-изки», решил начать новый период творческого пути и основной упор сделать на цвет, не забывая о черно-белой графике. Материала на переосмысление накопилось очень много».
Юрию Лисовскому близка концепция искусства как сотворчества. Художник убежден, что нет людей, не умеющих рисовать. Поэтому в последние годы он практикует мастер-классы среди детей и взрослых, доказывая, что творчество присуще каждому человеку.

«В работах Ю. Лисовского каждая деталь – некий троп, а каждая работа – загадоч­ный текст со множеством подтекстов», – писала о раннем творчестве этнофутуриста Ирина Котылева. Исследователи сходятся во мнении о созданном в работах художника особом «космосе», где человек выведен за пределы индивидуального и повседневного и поэтому является персонажем, равным мифологическим образам вне времени и пространства.

Оксана ПЕТРОВА