Кирьян-Варьян. Бескорыстный воин

Сюжет о богатыре Кирьян-Варьяне впервые записан в песенной и прозаической разновидностях в 1964 году в селе Ыб Усть-Вымского района от коми народной сказительницы Ирины Быковой. По содержанию, характеру разработки и трактовке образов этот миф близок к эпосу о знаменитом Пере-богатыре.

Василий Игнатов. Богатырь Кирьян-Варьян.

 

Помимо истории о подвигах героя, интерес вызывает и его необычное имя. По мнению известного ученого-фольклориста Анатолия Микушева, «закодированное» имя богатыря носит мифопоэтическую окраску. Этимологически, как предполагал фольклорист, имя Кирьян-Варьяна находится в ряду других известных дохристианских имен: Зук, Тунныръяк, Пам, Юрка, Йиркап. Есть версия, что его имя связано с нижневычегодскими диалектизмами «кирйыны» (распускать петли), «гирйыны» (рвать нить), а также «варйыны» (продавить), «варкöдны» (раздавить, проломить), «варöдны» (придавить). А это позволяет предположить, что имя Кирьян-Варьян синонимично словосочетанию «в пух и прах разрушающий». Это и отражается в действиях героя, когда он разбивает бесчисленное вражеское войско. Прозвище со скрытой этимологией становится по ходу развертывания сюжетных ситуаций именем собственным и отражает суть характера мифологического персонажа.

Эпическая песнь о Кирьян-Варьяне ценна еще и тем, что сохранилась в единственной записи. Сюжет песни складывается из следующих тем: призыв богатыря на войну, его сборы на войну, бой с врагами, пир у царя. Необычность сюжета заключается в развязке, когда герой отказывается от царского вознаграждения за свой ратный подвиг.

Сорока-стрекотуха
к окну прилетела,
К окну прилетел ворон, каркая:
«Спишь ли ты, Левонин-царь,
или бодрствуешь?
Идет на тебя рать несметная!»
Левонин-царь с кровати вскакивал,
Левонин-царь хватал
трубу подзорную:
«Так оно и есть! Слуги, вы, служаки
Верные, вставайте,
оденьтесь да обуйтесь.
Идите к Кирьян-Варьяну,
батюшке-защитнику,
Пусть поможет он
своею силой буйною
В битве снова головы
сохранить нам!»

Марина Кокорина. Кирьян-Варьян.

Далее в песне говорится о том, что слуги вскакивают и спешат к богатырю, жена которого как раз печет хлеба. Муж ее в это время, как истинный христианин, стоит в церкви на заутрене и обедне. Царские слуги следуют за ним в церковь, где молятся и с поклоном идут к богатырю:

«Земли хранитель русской,
Защитник Кирьян-Варьян,
Ты послужил бы снова
Левонину-царю».
За руки подхватили его и усадили
на быстрого коня.

В поле богатырь нагоняет царя с царицею, которые тоже бросаются ему в ноги с мольбой о спасении земли русской от захватчиков. Кирьян-Варьян не отказывается, но ставит условия: для битвы ему нужен не царский конь, а его вещий Сивка-Бурка, да седло пуховое, да узда, и платье, и стремена кольчужные, но главное – булатный острый меч. Экипированный согласно своим условиям, богатырь «вскочил на воронка и бросился на сечь»:

И где б ни проскакал он –
Там улица убитых.
Взглянул Левонин-царь,
а полчище побито.
Навстречу Кирьян-Варьяну
Выходит царь Левонин
И на колени падает,
благодарит за подвиг.

Во время пира в честь победы царь предлагает спасителю на выбор золото и серебро, но богатырь отказывается.

По мнению Анатолия Микушева, песня о Кирьян-Варьяне представляет собой переходный вид от жанра духовного стиха к собственно героической песне о подвиге богатыря, то есть содержит элементы классического государственного эпоса о народном герое.

Кроме того, сюжетный состав сказания, художественный образ Кирьян-Варьяна отражают также важнейший исторический этап в жизни прапермян – христианизацию и последующее вхождение в XIV веке Перми Вычегодской в состав Московской Руси. Кирьян-Варьян изображается как «роч мукутысь» – «земли русской держатель». Именно это время ознаменовалось укреплением восточных и северо-восточных рубежей Московской Руси благодаря в том числе усилиям финно-угорских народов Севера и Поволжья.

Василий Адамчук. Кирьян-Варьян.

Визуальных изображений Кирян-Варьяна в современном искусстве немного. Его живописный образ создал Василий Игнатов. Несколько лет назад появилась и скульптура, изображающая богатыря. Вырезанная из дерева мастером Василием Адамчуком, она украшает Финно-угорский этнокультурный парк в селе Ыб.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.