В прилузских селах с богатой историей

открылись новые гостевые дома для любителей этнотуризма

Прилузье издавна славилось народными умельцами. С постсоветских времен в числе первых жители района начали возрождать исконные промыслы плетения из бересты и лозы, ткачества, музыкальные традиции. В Прилузье уже в течение нескольких лет действует информационно-туристический «Визит-центр», создано множество этнотуристических маршрутов: «Тропою предков», «Воралан лунпас» (Промысловый календарь), обустроены этнотуристический парк «Тарачево», площадки «Поляна невест», «Мельница». С реализацией проекта «Северное сияние» под кураторством фонда «Серебряная тайга» (внесен Министерством юстиции РФ в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента) в Прилузье начался новый виток развития сельского туризма. Один из самых значимых результатов проекта – открытие гостевых домов в Ношуле и в Чёрныше.

Там, где шел
торговый путь

У села Ношуль – богатая история. Небольшой населенный пункт был известен далеко за пределами Зырянского края благодаря своей пристани. Сейчас немногие жители Республики Коми знают, что через Ношуль проходили всемирно известные торговые тракты. В XVII–XIX веках здесь действовала торговая пристань. Зимой в Ношуль свозили гужевым транспортом товары (преимущественно зерно, кожу, рогожи, меха) и складировали в амбарах, расположенных на берегу Лузы. На другом берегу располагались купеческие гостиные дворы. Весной после ледохода свезенные товары грузили в деревянные барки и сплавляли по Лузе и Северной Двине до Архангельска. В память о тех временах на берегу Лузы теперь установлен небольшой арт-объект «Баркас Ношульской пристани». Воображение оживляет образы тех времен: огромные деревянные барки длиною в 30 метров, затейливые постройки гостиных дворов, прибрежный кабак, кичливые, напыщенные вятские купцы и суетливо снующие в толпе работного люда приказчики… К сожалению, постройки на месте пристани до наших дней не сохранились.
Сейчас в селе живут коренные коми и русские, потомки спецпереселенцев, сосланных в эти края в военные и послевоенные годы советского периода. Одной из самых значимых достопримечательностей села стала восстановленная Стефановская церковь. Словом, в Ношуле есть что показать и рассказать туристам. Есть народные экскурсоводы, собравшие примечательные исторические данные, и они готовы принимать туристов. Есть мастера, владеющие исконными ремеслами. Ношуль располагается рядом с автомагистралью федерального значения. Так что все предпосылки для развития туризма имеются. Но до недавнего времени негде было размещать гостей на ночлег. С открытием гостевого дома это препятствие устранили.

Гости села возле арт-объекта «Баркас Ношульской пристани» на берегу Лузы.

Гостевой дом в Ношуле обустроен в здании бывшего придорожного кафе. За восстановление изрядно обветшавшего за шесть лет здания взялась предпринимательница Лидия Пашнина. Она выиграла грант в конкурсе, который проводил Фонд «Серебряная тайга» в рамках проекта «Северное сияние». Средств гранта не хватило, и теперь Лидия Витальевна инвестирует в реконструкцию и обустройство здания уже собственные накопления.
Первая группа туристов в ношульском гостевом доме «Бруховский» (так называется одно из местечек в Ношуле) побывала на Крещенских праздниках, 19 января. В тестовом турмаршруте приняли участие активисты Прилузского землячества из Сыктывкара. Когда они перешагнули порог ношульского гостевого дома, то не смогли сдержать невольный возглас изумления. Как красиво, как стильно, как уютно!

Всем активом

Трудно поверить, что отделку помещений «Бруховского» выполнила всего за два месяца маленькая бригада, в которой кроме хозяйки гостевого дома Лидии Пашниной были еще руководитель местного ТОС «Пионер» Светлана Есикова и глава администрации сельского поселения «Ношуль» Сергей Елдин. Чтобы привести в порядок дом, пришедший в полное запустение, пришлось менять не только все тепловые и электрические сети, канализацию, но и изрядно обветшавший фундамент здания.


Гостевой дом «Бруховский» должен стать ключевой составляющей туристических маршрутов, разрабатываемых энтузиастами села Ношуль. Идеей развития туризма увлечен не только глава администрации поселения Сергей Елдин, но и весь актив села. На первых порах гостевой дом «Бруховский» в Ношуле намерены использовать как сельский центр досуга. Здесь можно будет устраивать праздники для малышей и школьников, различные мастер-классы. Пока Лидия Пашнина занимается обустройством спальной комнаты для гостей, на базе «Бруховского» можно организовывать только однодневные туры.
Первая группа из числа активистов Прилузского землячества в Сыктывкаре приезжала как раз на однодневную программу. В течение дня они побывали на экскурсии по селу, которую провела сотрудник Ношульской библиотеки Марина Сырбу, посетили местный музей, расположенный в здании бывшего Алексеевского училища, осмотрели храм святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, заглянули на лыжную базу, научились плести сувениры из бумажной «лозы» на мастер-классе Ларисы Иевлевой, приобрели продукцию местного фермера Зои Комиссаровой. Первый пробный тур был организован усилиями Светланы Есиковой. Жители Ношуля очень надеются, что вскоре благодаря организаторским способностям руководителя ТОС «Пионер» группы туристов станут обычным явлением в селе.

По инициативе чёрнышской чипсанистки

Чёрныш в Республике Коми известен благодаря фольклорному коллективу «Чёрнышские чипсанистки». В 2001 году ансамблю было присвоено звание народного самодеятельного коллектива. Жительницы села сумели сохранить народные традиции игры на простых духовых инструментах – чипсанах, которые мастерили из обычного лугового дудника. В стародавние времена женщины перед выходом на сенокосные работы собирались и пели, подыгрывая себе на таких двуствольных «флейтах». Традиция была распространена в большинстве южных районов Коми, но мало где сохранилась до наших дней.
Чёрныш – исконное коми поселение. По письменным документам основано в начале XVII века. Испокон веков люди кормились здесь тяжелым крестьянским трудом. Скудные земли хлеба давали мало, зажиточных крестьян было раз-два и обчелся. Известно, что до Октябрьской революции зимой крестьяне промышляли лесозаготовками. Древесину сбывали архангельским купцам. Бревна свозили на лошадях на катище к берегу Лузы, а дальше древесина сплавлялась по реке.


До 90-х годов прошлого века в Чёрныше был совхоз, часть жителей работала в Ношульском леспромхозе. В постперестроечное время начался отток населения из села в Сыктывкар или в районный центр – Объячево. Три года назад среднюю школу в Чёрныше закрыли, осталась только начальная школа-сад, в которой обучается чуть больше дюжины ребятишек.
Идея открыть гостевой дом в Чёрныше у руководителя фольклорного коллектива «Чёрнышские чипсанистки» Екатерины Сердитовой зародилась, когда во время выступлений к ней стали подходить земляки, выходцы из Чёрныша. Сетовали, что у них в селе не осталось никакой родни. Между тем летом, в отпускную пору, хотели бы провести хотя бы недельку в тех местах, где прошли их детство и юность. Спрашивали, кто бы мог пустить на постой. Но охотников принимать гостей не нашлось, практически у каждого летом полон дом детворы – внуки проводят каникулы у бабушек-дедушек.
Гостевой дом в селе Чёрныш – это обычный бревенчатый сельский дом, обшитый сверху по советской моде вагонкой. Екатерина Сердитова выкупила его у одной из местных жительниц на средства гранта, выигранного по проекту «Северное сияние». Несмотря на то, что дом в течение десяти лет оставался нежилым, а значит неотапливаемым, строение хорошо сохранилось. Правда, протекающую кровлю все-таки придется менять. Да и немудрено: как выяснилось, этот дом был построен еще в 1873 году. Сначала здесь в начале прошлого века размещалась первая школа для крестьянских детей, а в годы Второй мировой войны – так называемый «Кустпром». Сельские мастерицы, входящие в это объединение, шили теплые вещи для фронта. Кроме того, здесь же находился приемный пункт. В частности, в доме складировали сыромятные шкуры.

  
Икона под печкой

С чёрнышским гостевым домом связана еще одна, почти мистическая история. Как рассказала прежняя хозяйка этого дома, оказывается, в подполе более 30 лет прятали старинную икону. В годы гонений на церковь лик святого Николая Чудотворца закопали в землю, предварительно завернув в старые холстины. О тайнике стало известно лишь в 90-е годы прошлого века. Свекровь прежней хозяйки незадолго до ухода в мир иной открыла тайну и указала «координаты» – икону зарыли под печкой. Когда икону нашли, удивились, что она отлично сохранилась. И дело не только в божественном провидении: тайник был выбран в укромном и сухом месте. Сейчас, к сожалению, в гостевом доме иконы нет – прежняя хозяйка передала святыню родственникам. Но Екатерина Александровна сейчас хлопочет по поводу того, чтобы добыть копию лика святого Николая Чудотворца и поместить в красный угол гостевого дома.
В гостевом доме планируется сохранить традиционный интерьер коми крестьянской избы. Дополнить его намечается лишь «особинками» фольклорного коллектива: чипсанами, сухими или свежими букетами из дудника, куколками, обряженными в костюм чёрнышских чипсанисток. Решили даже занавески сшить из ткани, расцветка которой напоминает пестрядь коми сарафана в красно-белой цветовой гамме.

Посиделки у «тёщи»

Впечатления первых туристов от пребывания в чёрнышском гостевом доме, по их признанию, превзошли все ожидания. Больше всего активистов прилузского землячества поразили деревенские посиделки, которые устроили гостям участники фольклорного коллектива «Чёрнышские чипсанистки». Напевы и наигрыши на чипсанах, доставшихся в наследство нынешним участникам коллектива от старожилов села, пробудили у гостей воспоминания об ушедшей деревенской юности на малой родине. Приправленное шутками и прибаутками выступление фольклорного коллектива заставило зрителей и плакать, и смеяться. Как рассказали чёрнышские чипсанистки, сценарий представленной юморной вечорки им помог составить их земляк, сотрудник прилузской газеты «Знамя труда» Константин Сердитов. И за это ему особая благодарность.
«Чёрнышские чипсанистки» выступали на самых разных сценах районного, республиканского, российского и международного масштаба, но никогда ещё, по их признанию, у них не было такого приподнятого настроения и единения со зрителем, как на этих посиделках в деревенском доме.


В гостевом доме внимание туристов привлекла деревенская печь, которую хозяйка дома Екатерина Сердитова любовно называет «тёщей». Кроме этой заботливой «кормилицы» в доме есть ещё две печки: чугунная буржуйка по имени Шурик и белая печь, именуемая «невестой». Шурика надо все время «шуровать», иначе дрова в буржуйке не полностью прогорают, а возле опрятной Невесты всем хочется присесть – погреться, поговорить.

Туристов умилило то, что «тёща» до отказа была заставлена валенками. Иные видавшие виды пары были латаные-перелатаные, но это только усиливало ощущение домашнего уюта. Всем гостям хозяйка дома предложила переобуться с дальней дороги, чем они и не преминули воспользоваться.
«Тёща» и стряпать оказалась мастерица: обед и ужин, предложенные гостям, были приготовлены в деревенской печи. Первые посетители гостевого дома по-достоинству оценили угощение, как и деревенскую баню с березовыми вениками.

Ольга САЖИНА

Фото Натальи Шаховой