Между небом и землей

В республике набирает популярность дрон-рейсинг.

Миниатюрные беспилотники в последние годы стали использоваться не только в военных или хозяйственных целях, но и нашли более массовое применение. Коптеры, или дроны (от англ. drone — трутень) превратились в модное ныне хобби, причем для многих – довольно прибыльное. Об особенностях беспилотников, дрон-рейсинге и его развитии в Республике Коми нам рассказал Олег Кнутов, организатор Фестиваля высоких технологий КОПТЕРФЕСТ 2017.

Олег Кнутов переехал в Сыктывкар из южного Ростова-на-Дону в конце 2016 года. Работает коммерческим директором ООО «МАБИН» – научно-производственного предприятия, занимающегося разработкой высокотехнологичных продуктов. Параллельно учится в Московском финансово-промышленном университете по специализации «Экономика горной промышленности».

– Ростов-на-Дону – это купеческий город, – рассказывает Олег, – там большое смешение культур и высокая деловая активность населения. Наверное, поэтому я с 14 лет начал активно интересоваться возможностями, которые дают бизнес и Интернет.

Интернет-проекты, разработка приложений, игры для социальных сетей, розничная торговля и даже издательское дело – это неполный перечень того, в чем Олег находил свое призвание. Коптерами начал увлекаться сравнительно недавно, всего полтора года назад, но это хобби принесло свои плоды – Олег вел прямую трансляцию с «Велоночи-2017», для чего специально приобрел квадрокоптер DJI Phantom 4, а 12 августа в Сыктывкаре прошел КОПТЕРФЕСТ, в роли организатора которого выступил Олег Кнутов.

На мой вопрос, чем его так привлекли коптеры, Олег отвечает просто:

– Я наблюдал за современными блогерами, которые делают видеообзоры автомобилей. И мое внимание привлекли красивые кадры, пейзажи, снятые с воздуха. Меня заинтересовало, при помощи какой техники это можно сделать. Так я и узнал о коптерах.

Коптеры делятся на два вида: гоночные и тяжелые беспилотники. Гоночные коптеры легкие (500-600 граммов), небольшого размера, они довольно проворные и способны набирать большую скорость, что играет главную роль в дрон-рейсинге (гонки на беспилотных летательных аппаратах). Тяжелые беспилотники используются для съемок, они весят больше. Сюда входят и гексакоптеры, и октокоптеры – большие тяжелые машины с шестью или восемью винтами, которые люди собирают самостоятельно.

Но коптеры – это далеко не дешевое удовольствие.

– Приобретение «Фантома 4» обошлось мне примерно в 100 тысяч. В эту стоимость входят дополнительные аккумуляторы и аксессуары, – говорит Олег. – Продаются коптеры в основном в интернет-магазинах, причем есть магазины, специализирующиеся отдельно на дрон-рейсинге и отдельно на съемочных дронах.

Классический коптер имеет следующие составляющие: винты, которые являются главным расходным материалом, их приходится менять довольно часто; камера; батарея; корпус, где установлены все датчики. Управление коптером происходит через пульт, в который устанавливается мобильное устройство с соответствующей программой, а Wi-Fi сигнал передается через антенны. Все это работает в связке.

Самым большим преимуществом коптера является его способность за считанные секунды взлетать на двести, а то и на триста метров и охватывать большие расстояния без существенных затрат.

– Раньше кадры с воздуха могли получить только крупные телекомпании, у которых были свои вертолеты. А сейчас это может сделать практически любой человек, приобретший дрон. Такое хобби может стать еще и очень прибыльным делом, – считает Олег. – Владелец коптера может заняться аэросъемкой, его могут привлекать для сотрудничества блогеры, компании, снимающие музыкальные клипы, сериалы и фильмы. Заработать можно и на дрон-рейсинге. Сегодня он становится официальным мировым видом спорта, а призовой фонд в гонках дронов может составлять до 1 миллиона долларов. В Великобритании в Лигу дрон-рейсинга вложено около 20 миллионов долларов, туда инвестируются деньги и Формулы-1, и международных валютных фондов.

Главной сложностью в использовании дронов является программное обеспечение. Его необходимо освоить, чтобы без затруднений поднять коптер в воздух. Как правило, такое ПО – англоязычное. Помимо прочего, нужно разбираться в компьютерах и установке приложений на мобильное устройство. Важно правильно настроить коптер, чтобы он смог вернуться в точку, с которой слетел. Для этого нужно правильно настроить все датчики и откалибровать их.

Многие владельцы гоночных беспилотников самостоятельно полностью собирают дроны, даже изготавливают комплектующие.

– Здесь, в Сыктывкаре, некоторые печатают комплектующие дронов на 3D-принтерах. После этого владельцы уделяют много времени настройке коптера и зачастую сами пишут уникальные программы. Именно поэтому первый КОПТЕРФЕСТ назвали фестивалем высоких технологий, – поясняет Олег.

Дрон-рейсинг – явление для России достаточно новое, но уже набирающее популярность, поэтому проведение КОПТЕРФЕСТА было необходимо, чтобы Республика Коми не отставала от веяний времени.

– С помощью КОПТЕРФЕСТА приблизилась главная цель – создание профессиональной команды гонщиков на беспилотных летательных аппаратах, – делится планами Олег Кнутов. – Формирование республиканской команды будет немаловажным этапом в основании Федерации дрон-рейсинга. Но для успешных выступлений на федеральном уровне команде необходимы постоянные тренировки. Причем пилотов нужно тренировать по существующим международным регламентам, но это невозможно сделать без специальной трассы. В этот раз у нас была маленькая площадка (около 80 квадратных метров). По стандарту она должна быть хотя бы 400-500 квадратных метров. Необходимо и специальное оборудование – приемники и передатчики сигналов и специализированные датчики, которые засекают момент прохождения стартовых и финишных ворот.

В следующем году в Сыктывкаре вновь планируется провести КОПТЕРФЕСТ, но уже на более высоком уровне. Будут приглашены команды из других регионов, повышена зрелищность, а полоса препятствий будет соответствовать международным стандартам.

Александра Кравчук
Фото Александры Кравчук и Евгении Шиховой

Вы также можете просмотреть полную версию публикации в формате PDF

(С) «Регион» 09/2017