Жон-Жон Сандыр. Творчество как игра

Жон-Жон Сандыр, а по паспорту Александр Пушин, – один из самобытных художников Удмуртии. Совместно с этнофутуристом Кучыран Юри (Юрием Лобановым) в 2010 году он организовал творческую группу «Эмноюмно», которая вошла в известное удмуртское творческое объединение «Ижкар».

С начала своего творческого пути в 2004 году Жон-Жон проводил эксперименты в области современного искусства, в которых сочетались перформанс, видео-арт, инсталляции и нескончаемый поток художественного шума. Неуемный творческий поиск кидал автора из одной области в другую. Жон-Жон был диджеем, участником театра перформанса и даже директором передвижной радиостанции, с волн которой звучал диалог культур, джинглов, мантр и молитв.
По мнению Жон-Жон, принципы этнофутуризма в Удмуртии схожи с детской игрой. В нем звучит тема безвременья, новые обряды и ритуалы, героический эпос в бесконечных звуковых, видео-, фото- и текстовых материалах.

– Всё началось в детстве, когда хотелось проникнуть в новые пространства и создавать свои в порыве с другими творцами, при этом бесконечно доверяя друг другу. Завораживающий процесс подкреплялся отсутствием бытовых проблем. И сегодня можно найти настолько удалённые «игровые площадки», что сотовая связь там появляется только на священной горе в хорошую погоду! – говорит художник.
Было время, когда Жон-Жон собирался поехать в Северную Америку, чтобы встретить там матерого индейца. Но встреча с таким аксакалом произошла в родном Ижевске, где Александр познакомился с Кучыран Юри. Творческие имена художников не склоняются. «Юри» – удмуртский вариант имени по паспорту. «Кучыран» с удмуртского значит «сова» – это родовое имя, которое передаётся по наследству. Отца и бабушку Юрия Лобанова тоже звали «Кучыран»: старожилов в деревнях всё ещё называют родовыми именами.
Кстати, среди городских удмуртов также пошла мода брать новые этнофутуристические имена, если родовое утеряно. Такое имя взял себе Александр Пушин. «Жон-Жон» – это звукоподражание колокольному звону, по-русски звучит как «дзынь-дзынь» или «бом-бом». «Сандыр» произошло от «Александр». Сейчас это не просто псевдоним, а уже бренд. Художник надеется, что его дети подхватят эту игру и примут имя Жон-Жон.


– Этнофутуризм выходит за рамки классического понимания живописи и графики. Идёт поиск новых форм, видов и жанров, для которых ещё не придуманы подходящие названия. В современных картинах вместо кистей, краски и холста используются видеокамера, компьютер и монитор. В наших произведениях зашифрованы знаки и символы, которые прочитываются подсознательно, на генетическом уровне, – поясняет Жон-Жон.

 

В творческом сотрудничестве и одновременно соперничестве художники видят мощную силу. В их тандеме родились необычные, даже эпатажные творческие проекты. Среди них серия работ концептуальной живописи из 13 картин – стоп-кадров из видео-арта, где Кучыран Юри произносит личностную молитву. Камера отсняла только артикулирующие губы, после чего эти кадры перенесли на холст.
Ещё один проект – «Личная переписка». Экспозиция состоит из детали ткацкого станка (бердо) и писем молодой девушки своему возлюбленному в армию и его ответа ей. Композиция передаёт невероятную драматургию двухгодичной переписки и позволяет зрителю погрузиться в любовную историю с размышлениями о смысле жизни.
Несмотря на разницу в возрасте и характере, Жон-Жон и Кучыран образовали нерушимый творческий союз и уже много лет проводят в удмуртских деревнях этнофутуристические симпозиумы, участники которых создают видеоработы на основе мифов и легенд. Там же художники устраивают у костра самобытный театр – « Финно-угорский шаманский оркестр», или УМПУ: от удмуртского «пу» – дерево и «ум» – сон. Получается: сны деревьев. Все инструменты в оркестре изготавливаются вручную в бесконечных этнофутуристических экспедициях.

– Для удмуртов храм – сама природа. Два дерева, соединённые перекладиной, становятся своеобразными воротами в мир богов и предков. Привязывание полотенец к этой конструкции уже стало культурологическим маркером. В старину этот обряд продолжался весь день с жертвоприношениями, молитвами, почитанием удмуртских богов. Мы же взяли только один элемент и в игровой форме повторяем его в священных рощах, тем самым пробуждая глубинные процессы, – объясняет художник.
Основные участники таких симпозиумов – люди в возрасте и дети. Так у художников появилась задумка организовать этнофутуристический лагерь для ребят из глубинки.
– Мне кажется, нам и самим надо учиться у детей быть более открытыми и невинными, сохранять утончённое восприятие, – уверен Жон-Жон, и его творческие опыты подтверждают, что он отлично владеет этим навыком.

Анна БАЖЕНОВА

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».