Пывсянса. Дух бани

Имя этого мифологического персонажа произошло от слова пывсян – баня. Зыряне во все времена уделяли «банным» ритуалам много внимания. Центральной фигурой в них и был Пывсянса – дух бани, ее хозяин.

Аркадий Мошев. Совсем как человек.

Отношение зырян к бане красочно описал в своем очерке «Лесные люди» писатель Александр Васильевич Круглов в 1883 году: «Зырянский клуб» – этим именем по всей справедливости может быть названа баня… Баня для зырянина не только место мытья, нет, это любимое место отдохновения, его клуб, кафе-ресторан, если хотите, что-то вроде земного рая… Без бани зырянин немыслим. Ему кажется нечеловеком тот, кто не любит бани и относится к ней небрежно или совершенно равнодушно. Даже прозаического, так сказать, отношения к бане зырянин не простит…».

Баня входила в число основных хозяйственных построек у коми. Она представляла собой сруб из хвойных пород высотой обычно 2 метра; длиной и шириной сторон 3–4 метра, с односкатной крышей. Иногда имелся предбанник в виде прируба или загородки из жердей и досок. Чаще предбанника не было, раздевались на улице или внутри основного помещения. Отапливалась баня «по-черному» – печами-каменками, сложенными сбоку от входа из крупных плоских камней и мелких булыжников. Дым во время растопки выходил в открытую дверь и дымоволок, прорубленный в стене под потолком. Свет проникал сквозь небольшие оконца. Для подогрева воды в каменке укрепляли чугун.

Мария Кокорина. Пывсянса. Для проекта Мифологическая карта РК.

Баня очень высоко ценилась у коми как средство для поддержания чистоты тела, снятия усталости после тяжелого физического труда, закаливания и укрепления организма. Ходили в баню не реже одного раза, а обычно 2-3 раза в неделю. Первыми мылись мужчины, затем женщины с детьми. Основу мытья в бане составляло парение березовыми вениками. Парполучали, плеская воду на каменку. В качестве мыла использовали настой древесной золы (щёлок). Использовались мочалки из грубого конопляного волокна – пеньки, специальные деревянные скребки. Кроме того, баня широко применялась в народной медицине для лечения простудных, кожных, травматических заболеваний. Особое место баня занимала в ритуальной практике, являясь местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов.

Хозяином бани у коми считался Пывсянса, наиболее грозный из всех духов-хозяев дома и хозяйственных построек. Где же в бане обитал Пывсянса? Пывсян гор, «банный очаг», повсеместно считался излюбленным местом его пребывания.

С происками Пывсянса и его плохим настроением связывали угар или даже смерть после помывки в плохо проветренной бане «по-черному». Именно поэтому, чтобы задобрить злобного духа, ему ставили угощение – воду и печёный лук. Кроме того, посещение бани с обитающим в ней Пывсянса, шло в строгом соответствии с правилами: входя в баню, следовало попросить у ее хозяина разрешения помыться; после «третьего пара» мыться в бане было нельзя. Нарушивших первое правило Пывсянса просто изгонял из бани, не давая им мыться. За нарушение второго могла последовать смерть. Опасным для жизни считалось и посещение бани в ночное время. Схваченного банником несвоевременного посетителя мог спасти вовремя подоспевший на помощь дух-хозяин овина (Рыныш айка), который считался противником Пывсянсы.

Но не стоит считать Пывсянсу исключительно злым духом: он был жесток только в отношении нарушителей норм общения между людьми и духами. Печальное исключение представляли маленькие дети, которых до появления зубов, до того, как они из переходного младенческого возраста переходили в разряд «людей», нельзя было одних оставлять в бане. Безнадзорных младенцев Пывсянса похищал, оставляя вместо них подмену – вежöм.

Виталий Оньков. Чуд банный.

В определенной ситуации из обще ния с Пывсянса можно было даже извлечь пользу. У коми-зырян существо-вало поверье: чтобы хорошо научиться играть на гармонике, вечером на Святки, во время наиболее плотного контакта мира людей с миром духов, следовало прийти в баню, захватив с собой невыделанную коровью шкуру, петуха, нож, иголку без ушка и гармо- нику. Там, расстелив на полу шкуру, смельчаку следовало сесть на нее, очертить ножом вокруг себя замкнутый круг, воткнуть в свою одежду иголку без ушка (шкура, нож, замкнутый круг, иголка без ушка – традиционные обереги от нечистой силы) и вызвать Пывсянсу. Банный дух, появившись, сначала ломал гармонику, потом со- бирал ее заново и начинал играть всевозможные мелодии. Этот ночной «концерт» продолжался до пения петухов, после чего Пывсянса падал оземь и исчезал, а смельчак усваивал все услышанные мелодии. Аналогичные представления о том, что банник может научить игре на гармонике, существовали и у русских.

У духа бани существует множество имен: Пывсянса – «банник», Пывсян айка – «банный хозяин», Пывсян олысь – «банный жилец», Гуранька – «очага женщина», Пывсян горань – «банного очага женщина», Вежа гурань – «священного очага женщина», Пывсян гажтöм – «банная жуть», Пывсян чуд, баня чуд – «банный чуд», Байник – «банник».

Фото kaminia.ru

У коми-пермяков, как и у большинства коми-зырян, Пывсянсу чаще представляли в мужском облике – маленьким старичком в красной шапочке. Однако у нижневычегодских коми-зырян наряду с представлениями о духе-хозяине бани существовали представления и о хозяйке. Причем даже в тех местах, где общепринятым именем Пывсянса было Пывсян айка – дух мужского пола, при обращении к нему пользовались словом «матушка». Этого духа представляли в виде пожилой женщины небольшого роста.

У коми-ижемцев Пывсянсу представляли исключительно в женском облике. Появлялась своенравная Гуранька в виде женщины в сарафане, при ней мог быть и ребенок, в пищу которому она обещала припозднившегося посетителя. Если ей что-либо не нравилось, она могла сжечь баню и перейти в баню другого хозяина. Чтобы смягчить грозный характер банной хозяйки, ее старались задобрить подарками: обязательно оставляли в бане воду, мыло и веник, чтобы Гуранька в любое время могла париться. Повсеместно распространен обычай просить у банной хозяйки разрешения, чтобы помыться, а после бани – благодарить ее за хороший пар. Иногда искали защиты у сил природы – земли и воды, которым подвластны не только люди, но и духи. «Когда заходишь в баню, нужно обратиться к воде и к земле. Входя в баню: «Вода-матушка, помоги мне, смой все грехи». Из бани выйдешь на улицу босиком: «Земля-матушка, помоги, пошли здоровья и огради от нечистой силы». Тогда Гуранька не тронет, можно спокойно париться» – отмечали в беседах жители ижемского села Сизябск во время фольклорных экспедиций.

До сих пор в некоторых районах республики сохраняется традиция, при которой последний моющийся в бане ставит веник листьями вверх, ручкой вниз, приглашая тем самым духов помыться-попариться.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.