Между прошлым и будущим

Архитектурный облик столицы Коми: что сохранить, а от чего отказаться?

О том, как влияет на нас городское пространство, а мы на него, «Регион» поговорил с людьми, которые хорошо разбираются в архитектуре и часто сами творят облик Сыктывкара. Это член Союза архитекторов России, главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг и искусствовед, дизайнер, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института культуры и искусств СГУ им. П. Сорокина Анелия Лянцевич.

Хаотичное наследство

Любой город, как живой организм, переживает разные этапы своего развития. При этом каждая историческая эпоха накладывает отпечаток на его облик, формируя градостроительную эклектику. Сыктывкар в этом смысле не исключение и даже живой пример. Здесь сплошь и рядом соседствуют каменные постройки XIX и начала ХХ века, деревянные домики и двухэтажки эпохи советской индустриализации, добротные «сталинские» дома и хрущевские панельки, современные многоэтажки и жилые комплексы. Хорошо еще, что до наших дней полностью сохранилась планировочная структура екатерининского плана исторической части города. Напомним, что именно указом императрицы Екатерины II в 1783 году был утвержден первый генеральный план Усть-Сысольска. Та же, что и два века назад, планировка улиц сегодня четко читается в геометрии исторической части города и является центральным ядром современного Сыктывкара.
В 1990-е годы город поразил «вирус» точечной застройки, многоэтажные дома возводили хаотично, будто спешили закрыть пустые пространства. Анелия Лянцевич уверена, что сейчас самое время остановить этот градостроительный хаос, иначе Сыктывкар превратится в безликий город «где-то на Севере».
Главный архитектор Сыктывкара Владимир Рунг, впрочем, вовсе не разделяет переживания дизайнера и уверен: исторический вид Сыктывкара не исчезнет, поскольку в последние годы ведется серьезная работа по его сохранению.

В охранной зоне

– Если мы говорим об исторической части Сыктывкара, то еще в 1990-х годах была зафиксирована территория исторической части города. Под охрану государства попало большое количество объектов культурного наследия. Речь идет о пространстве от набережной до улицы Первомайской, которое ограничивается улицами Домны Каликовой и Орджоникидзе. Помимо этого, уже разработан и сейчас находится на утверждении в Министерстве культуры России план объединенных охранных зон объектов культурного наследия. Документ предполагает среди прочего строительство на этих территориях только тех объектов, которые поддерживают архитектурный облик исторической части города, – отметил Владимир Рунг.
Важно, что план не позволяет возводить в исторической части города высотные объекты. И хотя на федеральном уровне документ еще не принят, город уже старается придерживаться этих правил. Так, в архитектурный код улицы Орджоникидзе внедрили здание в стиле сталинского ампира на пересечении улиц Орджоникидзе и Ленина. Вписавшийся в сыктывкарский ландшафт дом очень нравится горожанам.
Через три года подобное строение появилось на улице Карла Маркса недалеко от Вечного огня. В ближайшие годы на месте уже снесенного здания поликлиники по улице Бабушкина возведут новое четырехэтажное здание. Новострой также будет выдержан в стилистике исторической части города.
На подходе третий этап благоустройства исторического центра – территории вокруг Стефановской площади с захватом близлежащих улиц.
– Сейчас эта зона монотонная и скучная, мы хотим разнообразить среду. Заменим все освещение, мостовые, обновим лавочки и скамейки, поставим качели, станет больше зелени. Обустроим фудзоны и торговые точки. Площади позволяют разместить здесь небольшое здание туристического центра. Важный момент: после трансформации благоустроенные и обновленные пространства становятся не только притягательны для горожан, но и интересны для бизнеса, что дает дополнительное развитие городу, – оценивает перспективы главной площади города архитектор.

«Коми панельки»

В последние годы Сыктывкар периодически мелькает в постах федеральных блогеров, которые очень по-разному оценивают внешний вид города. Часто выделяют национальный колорит в оформлении уличного пространства. Так, по интернету гуляют фото типовых пятиэтажек, торцевая часть которых оформлена панно с национальными сюжетами, и девяти-этажек, украшенных коми орнаментом. Архитекторы находили вдохновение для такого декора в местной традиции советского авангарда 1920-х. В сети даже появился новый термин – «коми панельки». Сыктывкарские власти, похоже, также оценили художественную ценность панно, которые украшают пять домов по улице Коммунистической. После этого вокруг настенных изображений включили подсветку. Теперь сюжетами, прославляющими покорителей Севера, можно любоваться даже вечером.
– Эти мозаики мы уберегли от закрытия сайдингом. Но некоторые элементы советского прошлого безвозвратно потеряны. На торце здания Республиканского колледжа культуры долгие годы висело металлическое панно, выполненное Владимиром Афанасьевичем Рохиным. В ходе ремонта здания панно сняли и выкинули на помойку. Таких ошибок повторять нельзя, – напоминает Анелия Лянцевич.
Дизайнер предлагает городским застройщикам чаще обращаться к орнаментам, которые наши предки наносили на домотканые половики, льняные полотенца, вывязывали на носках, и трансформировать эти мотивы в современные материалы. Тогда безликие дома сразу преобразятся, приобретут национальный декор. Кстати, такой подход успешно апробирован в оформлении сквера перед центральным городским бассейном.
При этом важно не переборщить с орнаментами, ведь, как известно, переизбыток вызывает отторжение. Поэтому важно применять их умеренно и только там, где они уместны.

Великаны наступают

Последние исследования, которые проводились по заказу Минстроя России, гласят: оптимальная высота домов в городе не должна превышать 6–9 этажей, отмечает Владимир Рунг. Неудивительно, что современные новостройки травмируют многих горожан. Сегодня в Сыктывкаре застройщикам официально разрешено возводить дома высотой до 12 этажей. Однако в погоне за финансовой выгодой авторы подобных проектов не учитывают важный аспект: как в таких «человейниках» жить людям?
– Жителям домов, где, например, 300 квартир, физически трудно объединиться в сообщество этого дома, а стало быть, об эффективном решении вопросов по управлению домом, благоустройству территории говорить не приходится, – отмечает Владимир Рунг.
Комфорт проживания предполагает баланс территории вокруг дома, включая число парковочных мест, пешеходных и игровых зон. Главный архитектор справедливо полагает, что такой баланс необходимо соблюдать. Но закрепить его на законодательном уровне можно только при помощи депутатского корпуса. Экологичные правила застройки и землепользования следует отразить в нормативных актах. Понятно, что не все в городе с этим согласны, и сопротивление в этом вопросе сильное.

Сносить нельзя восстанавливать

Отдельная тема для Сыктывкара – деревянные многоквартирные дома. Парадоксально, но факт: у нас есть красивые двухэтажные дома в деревянном исполнении, но многие из них находятся в крайнем запустении.
Изначально Усть-Сысольск был деревянным. Но со временем и горожане, и власти позабыли, что за любым деревянным строением нужен уход. В итоге дома, которые при строительстве предполагались как образцово-показательные, превращаются в покосившиеся «деревяшки». Однако чертежи этих домов сохранились. Анелия Лянцевич считает, что имеет смысл воссоздавать архитектуру этих строений. Тем более что современные технологии обработки дерева позволят домам из живого материала сохраняться дольше.
– Такие примеры в России есть. Недавно я побывала в библиотеке архангельского села Яренск. Библиотека располагается в деревянном здании, которое построили век назад. Практически разрушившееся и неприглядное здание при должном уходе даже спустя столетие является образцовым, – говорит искусствовед.
Подобное здание есть и в прилузском селе Ношуль. Сельчане спасли от сноса здание старой Алексеевской гимназии. После ремонта деревянное здание, возведенное в 1909–1910 годах, стало украшением села.
В Сыктывкаре эту концепцию, по мнению Лянцевич, можно было бы реализовать в микрорайоне Лесозавод. Здесь все строения всегда возводили именно из дерева. Теплый природный материал может создать неповторимую ауру уюта во всем микрорайоне. Другое дело, что многие деревянные двухэтажки уже давно превратились в развалюхи и для нормального комфортного проживания попросту не пригодны.
– Действительно, деревянные здания имеют свой неповторимый образ и многие можно восстанавливать. Но далеко не все. Часть деревянных строений в городе не выдерживают высоких критериев архитектурной эстетики. Однако те, что соответствуют ей, нужно сохранять и реставрировать, – уверен Владимир Рунг.
Он однозначно «за» снос аварийных двухэтажек в Лесозаводе и в районе Октябрьского проспекта. Именно там сконцентрированы очаги проблемных строений. Эти дома не представляют архитектурной ценности: их изначально проектировали и строили как временное жилье, как здания барачного типа, чего не скажешь о деревянных домах в исторической части города. Вот их-то нужно сохранять. Современные разработки позволяют обеспечить комфорт жителям таких строений даже выше, чем в каменных домах.
– Пока не все верят, что деревянный дом способен быть комфортным и долговечным. На деле это так. Благодаря тому, что воздухообмен, экология внутри дома гораздо лучше, такой тип жилья очень ценится в Европе, а стоимость квадратного метра в доме из живого материала выше, чем в кирпичном или панельном, – говорит главный архитектор.
Концепция развития города предполагает популяризацию деревянного многоквартирного домостроения. Это новшество, кстати, планируют зафиксировать и в федеральном законодательстве.

Пространство будущего

Неуютность города, отсутствие зон отдыха, обветшание жилфонда, по мнению Анелии Лянцевич, встают в один ряд с безработицей и другими факторами, которые влияют на массовый отъезд людей из Сыктывкара. В результате молодежь уезжает в города, где кроме перспектив, связанных с работой, больше красоты и уюта.
– Мои знакомые, которые переехали в Питер, рассказывают о пруде рядом с их домом, куда они ходят кормить уток. Мне становится грустно. Сыктывкар со всех сторон окружен лесом. Неужели у нас нельзя организовать такой пруд? Можно! Пора перестать бездумно застраивать город высотками и задуматься, как и где человек будет отдыхать. Вот тогда город станет дружелюбнее и перспективнее для молодых людей, – объясняет дизайнер.
Универсальным средством перерождения пространства Сыктывкара Анелия Лянцевич считает внедрение малых архитектурных форм. Замена фонарей, установка современных скамеек, организация зон отдыха и небольших скверов – тот ключ, который позволит гармонизировать ландшафт. Если таких элементов будет больше, то город станет дружелюбней по отношению к своим жителям.


С этим согласен и Владимир Рунг. В каждом районе города в перспективе обязательно должен быть свой парк, прогулочные, развлекательные и спортивные площадки. Это поможет сделать жизнь горожан комфортнее, а сами преобразования наполнят местность новой атмосферой, отмечает архитектор. Такие примеры у нас есть – парк в микрорайоне Строитель. Один из главных проектов 2022 года – благоустройство бульвара по улице Свободы. В будущем преобразиться должно все пространство вокруг кафедрального собора. Здесь появятся малые архитектурные формы: качели, скамейки, детские площадки, а также новое освещение и удобная пешеходная логистика. В оформлении будут использованы этнические мотивы, основанные на стефановской азбуке анбур.
– Горожане видят, что мы сносим деревянные дома в этом районе. Сразу предупрежу: высотки на их месте не появятся. Территория зарезервирована, и впоследствии здесь будет бульвар. Новая пешеходная зона свяжет микрорайон Париж с парком имени Кирова сетью дорожек, – разъясняет концепцию проекта Владимир Рунг.
Верхняя часть города также не останется без внимания. Этим летом состоится обустройство сквера по улице Коммунистической за зданием студенческого общежития СГУ им. Питирима Сорокина. Новое пространство обещает быть насыщенным: здесь появится спортплощадка, воркаутзона и детские площадки, а также зона для отдыха.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото автора, Полины Романовой и пресс-службы администрации Сыктывкара