Самый северный регион Северной магистрали

Управление железнодорожным сообщением в Республике Коми ведется из города Сосногорска. Здесь расположено Сосногорское территориальное управление СЖД, история которого ведет отсчет с августа 1942 года. Именно в годы войны на станции Ижма было сформировано Ижемское отделение движения Северо-Печорской железной дороги, центр управления которой находился в городе Котласе. Дорогу от Коноши до Воркуты строили в предвоенные и военные годы. В 1946 году Северо-Печорская дорога была переименована в Печорскую. В 1959 году она стала частью Северной железной дороги. В ее состав вошло и Сосногорское отделение (бывшее Ижемское). Сосногорским оно стало называться с 1957 года. С тех пор и станция Ижма носит название Сосногорск. О планах железнодорожников Республики Коми рассказывает Тимур Шалашнев, заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению.

– 2022 год – особенный для железнодорожников Республики Коми, юбилейный. С чем к нему подошли железнодорожные предприятия и структурные подразделения?
– Многие из них тоже родом из далекого 1942 года: круглые даты отмечают коллективы дистанции сигнализации и блокировки, гражданских сооружений, эксплуатационного вагонного депо Сосногорск, станций Сосногорск и Княжпогост, дистанции пути, эксплуатационных локомотивных депо Сосногорск, Печора, Воркута и еще ряда предприятий.
Железнодорожный транспорт выполняет в республике большой объем работы. И даже в период давления экономических санкций мы не снизили темпов. Наоборот: предложили клиентам новую транспортную логистику, обновляем подвижной состав и развиваем инфраструктуру. Мы погрузили с начала года более 7 миллионов 130 тысяч тонн грузов, что почти на 400 тонн выше аналогичного показателя прошлого года, и перевезли порядка 400 тысяч пассажиров, это на полтора процента больше прошлогоднего.

Одной из самых востребованных услуг у наших клиентов является перевозка грузов по расписанию, которая позволяет планировать проведение грузовых операций, зная время отправления и прибытия грузов, а также значительно сокращать период оборота вагонов.
Основной мультимодальный сервис на Северной железной дороге – это контрейлерные перевозки. Они активно развиваются уже второй год и предоставляются на регулярной основе на направлении Сосногорск – Воркута – Сосногорск. Данные перевозки обеспечивают продуктами питания отдаленные районы Республики Коми, выполняя тем самым и социальную функцию.
Многие коллективы заняли лидирующие позиции в стране среди аналогичных предприятий Российских железных дорог. По итогам первого квартала 2022 года I место у эксплуатационного локомотивного депо Сосногорск, II место – у Сосногорского центра организации работы железнодорожных станций, под руководством которого действуют 74 станции региона.
Во втором квартале на первой ступени пьедестала почета оказались коллективы Интинской и Воркутинской дистанций пути. За короткое северное лето путейцам-северянам надо успешно справиться с поставленными задачами по обновлению инфраструктуры: на фронтах капитального ремонта уложить 38,6 км пути, 94 тысячи шпал, заменить 12 стрелочных переводов.

– Развитие железнодорожного транспорта на Севере невозможно без инвестиций. О каких цифрах в этом году может идти речь?
– В текущем году холдингом РЖД и Северной железной дорогой Сосногорскому региону выделено 2,3 млрд рублей инвестиционных средств. Из них более 800 млн рублей будет направлено на обновление путевого комплекса для решения главной задачи – повышения безопасности движения поездов.
Из общих инвестиционных средств выделено 238 млн рублей на строительство постов электрической сигнализации на станциях Песец, Кожым, Косью и 14 млн рублей – на проектно-изыскательские работы по строительству многоквартирных жилых домов в на станциях Елецкая и Лабытнанги.
За три последних года в железнодорожную инфраструктуру Республики Коми было вложено более 9,5 млрд рублей. Серьезные капиталовложения намечены и в рамках реализации инвестиционного проекта Северного широтного хода: планируется строительство восьми новых разъездов и внедрение автоблокировки на участке Чум – Лабытнанги, реконструкция станций и удлинение путей для приема длинносоставных поездов на всем протяжении пути от Микуня до Воркуты, реконструкция линий электропередачи на этом участке, переустройство шести мостов и трех фильтрующих насыпей, а также строительство второго пути на более чем 200 км однопутного участка Инта – Чум. Планы и перспективы у нашего региона грандиозные.

– Коллективы на железной дороге традиционно одни из самых стабильных. За счет чего удается достичь этого?
– Вместе с выполнением глобальных экономических задач мы стараемся заботиться о железнодорожниках, их семьях и наших ветеранах. Ответственная социальная политика, которую ведет компания РЖД, позволяет нам сохранить достойный уровень заработной платы, стабильность в коллективах и традиционные льготы и привилегии для сотрудников. Этим летом в детских оздоровительных лагерях на юге отдохнули полторы сотни детей железнодорожников, работникам и членам их семей выделено более 40 путевок в санатории и базы отдыха. Регулярно индексируется заработная плата, материальная помощь пенсионерам, каждый желающий раз в год может воспользоваться правом бесплатного проезда к месту отдыха и обратно, получить компенсацию за занятия спортом.
Я хочу поздравить всех железнодорожников Республики Коми, и в первую очередь наших ветеранов, а также наших деловых партнеров и пассажиров с 80-летним юбилеем Сосногорского территориального управления. Всех нас объединяет железная дорога, проложенная на Крайний Север восемь десятков лет назад. Ветераны заложили фундамент нашего пути и наших предприятий. Мы только продолжаем их дело, укрепляя и развивая то, что сделано трудом нескольких поколений железнодорожников. И все это ради того, чтобы по железной дороге пассажиры путешествовали только с комфортом, а грузы быстро и надежно перемещались из пункта А в пункт Б.

Беседовала Галина Лавриненко

Фото пресс-службы СЖД

СОСНОГОРСКИЙ РЕГИОН

Самый северный регион Северной магистрали обслуживает большую часть Республики Коми и небольшую территорию ЯНАО. Развернутая длина путей составляет более 2 тысяч километров, из них почти 400 – за Полярным кругом. Конечные станции — Воркута и Лабытнанги.
Среди крупнейших пользователей транспортных услуг Сосногорского территориального управления СЖД – ОАО «Боксит Тимана», ОАО «Воркутауголь», ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ООО «Газпромтранс» и другие предприятия. Основные перевозимые грузы – каменный уголь, нефтепродукты, бокситы (руда цветная), руда железная, газовый конденсат и технический углерод.
Железнодорожный транспорт имеет большое социальное значение для Республики Коми, в ряде случаев является безальтернативным. Для удобства пассажиров по территории республики запущены экспресс-поезда, существенно обновлен парк вагонов в поездах дальнего следования и пригородных составах. За последние годы в Республике Коми введены в строй два новых вокзала: в 2016 году – на станции Княжпогост, в 2020 году – на станции Сосногорск.