Геннадий Райшев. Югорский авангард

Продолжая рассказ о художниках-этнофутуристах финно-угорских регионов России, нельзя не вспомнить югорского живописца и графика Геннадия Райшева. Не каждый художник при жизни может похвастаться собственной галереей, носящей его имя. А у Геннадия Степановича была собственная галерея-мастерская в Ханты-Мансийске. Она есть и сейчас, хотя сам художник ушел из жизни два года назад…

Геннадий Райшев родился в 1933 году в сибирской деревне Сивохребт Остяко-Вогульского, а ныне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Красочная природа этих мест, где соединяются реки Салым и Обь, вскормившая многие поколения охотников и рыбаков, с детства вдохновляла его на творчество.

«Глухари», 1967 г.

Рисованием он увлекся в еще в школе. Затем, обучаясь на филологическом факультете в Ленинградском педагогическом институте имени Герцена, проходил курсы по рисованию и занимался в изостудии. Особый интерес у него, еще студента, вызывали работы импрессионистов из коллекций Эрмитажа и Русского музея. В дальнейшем это направление станет центральным в его творчестве.

«Опаленный войной», 1970-е гг.

После института, в 1959 году, Райшев с семьей переехал в Сургут, где работал учителем рисования. Затем жил в Карпинске Свердловской области и служил оформителем в кинотеатре, в то же время обучаясь в Московском заочном народном университете искусств. А с 1998 года началась его жизнь в Ханты-Мансийске.
Художника всегда притягивала природа югорской земли: он много путешествовал по родному краю и писал с натуры. Участвовал в экспедициях к стойбищам хантов. После таких поездок рождались новые циклы работ. На своих полотнах автор создал необычайные ландшафты Севера Западной Сибири. «Я человек, родившийся в большом пространстве. Я много думал, как сделать его в картине. У меня появились мысли, что пространство – это много раз до горизонта. Вот первый горизонт в картине, потом едешь как бы по второму горизонту, потом к третьему… И таким образом возникает картина из многих пространств-картин, она движется как бы снизу вверх – я еду, я двигаюсь», – объяснял Геннадий Райшев и добавлял, что в его произведениях главное не изображенный предмет, а движение воздуха, воды, людей…

«Югино», 1983 г.

Так, во многих его картинах река перетекает в небо, а затем сменяется лесом. Населен этот мир необычайными жителями: здесь и девушка-черемуха, и женщина-морошка, хозяин леса, дух реки… Это и образы из жизни, и знакомые люди, и герои мифологии народа ханты.
Женский образ, символизирующий гармоничное единение человека с природой, – один из основных в творчестве Райшева. У каждой женщины свой неповторимый цвет – знак жизни, уюта и защиты. Есть у Геннадия Райшева и работы, посвященные коми-зырянкам – девушкам с ясными светлыми глазами и немного вытянутым, как отмечал сам художник, «обрезным» лицом.

«Песок. Починка невода», 1972 г.

Цвета в его картинах символичны: зеленый – хантыйский цвет – говорит о связи с природой. Красный преобладает в работах на русскую тематику.
В беседе с сотрудниками Финно-угорского культурного центра Российской Федерации в 2009 году Геннадий Степанович признался, что если бы не стал художником, то выбрал бы путь композитора. В его работах всегда ощущается ритм и «слышны» звуки природы: трель дятла, шум бора или плеск речной воды. Искусствоведы считают, что он создал изобразительную музыку Сибири.

«Сибирячка», 1989 г.

«Югорская легенда», 1986 г.Эксперты относят Райшева к художникам-новаторам: его работы долгое время не вписывались в рамки официального искусства, он был неизвестен широкому зрителю. Лишь в 1990-х годах в Екатеринбурге, Тюмени, Ханты-Мансийске, Москве, Венгрии и Финляндии прошли масштабные выставки, принесшие автору настоящую славу. Так, в 2014 году выставка его графики «Югорская легенда» экспонировалась в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО. В 2017 году к 260-летию Российской академии художеств Райшев представлял Уральский регион на юбилейной выставке в Москве.

«Хозяйка Югана», 1989 г.

В 1990-е годы Геннадий Райшев стал обладателем многочисленных почетных званий: члена-корреспондента Российской академии художеств, заслуженного деятеля культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, заслуженного художника России, почетного академика Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых… Его называют одним из первых художников из регионов нашей страны, воплотившим этническую культуру в художественных образах. Во многих музеях России хранятся его картины, изданы альбомы, выпущены книги с его иллюстрациями к произведениям, созданы телевизионные фильмы.

«Пароход Пономарев», 1991 г.

Но главным признанием его заслуг стало открытие в 1996 году в Ханты-Мансийске по инициативе общественности Мастерской художника Г.С. Райшева, которая позже переросла в Галерею-мастерскую. Новое здание было построено в 2011 году. Фасад здания украшает мозаичное панно «Пространство Сибири», созданное мастером. Сегодня это один из центральных архитектурно-художественных объектов Югры. Однако самое ценное – внутри. Здесь хранится и демонстрируется крупнейшее собрание работ Геннадия Райшева.
Геннадий Степанович утверждал, что живопись надо воспринимать как ярко описанное состояние души, которое должно пробуждать в людях стремление к творчеству. Очевидно, что и его работы вдохновят еще не одно поколение зрителей.

Анна БАЖЕНОВА

Проект «В стиле этно» реализуется при содействии филиала ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».

«Лесовик и утка, слетающая с гнезда», 2003 г.

 

«Танец», 2013 г.
«Плоть жизни», 2002 г.