Февраль: Евгений Урбанский. Интинская школа

Творческая карьера замечательного советского актера Евгения Урбанского была яркой и, увы, короткой. Он погиб в 33 года на пике славы. 27 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Урбанского, юность которого была связана с приполярной Интой.

Местом рождения Евгения Урбанского одни источники называют Москву, другие – Алма-Ату. Его отец Яков Самойлович Урбанский был партийным работником, в 1938 году занимал должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК компартии Казахстана. В том же году он был арестован и осужден по 58-й статье как «троцкист» на 8 лет лагерей. Срок отбывал в Воркуте. В 1946 году Якова Урбанского перевели на поселение в Инту, где он сначала работал на кирпичном заводе, затем начальником участка на шахте № 13-14. Тогда же к нему в Инту смогла приехать семья из Алма-Аты – жена Полина Филипповна и двое сыновей, Володя и Женя.

Старший брат, Владимир, устроился на шахту к отцу, а Евгений пошел в 6-й класс интинской школы № 1. Одноклассники Евгения Урбанского позже вспоминали, что был он заводилой во многих школьных начинаниях. Рослый, от природы сильный, он участвовал во всех спортивных соревнованиях – по легкой атлетике, боксу, волейболу. Открытый, дружелюбный юноша, он живо интересовался литературой и историей. На школьных вечерах читал стихи, которых знал множество, пел в хоре.

«В этом маленьком поселке и были истоки Жениной актерской судьбы. В школе детям преподавали бывшие заключенные, в Инте имелся даже театр – помпезный, с колоннами, где ставили оперу. Там царила творческая атмосфера. Знаменитый тенор Печковский, сосланный в Инту, давал ему уроки вокала и предсказывал будущее певца. После выпускного вечера Евгений, прихватив фибровый чемоданчик, сел на поезд и поехал в Москву. Денег на первое время Жене дал отец, он хорошо зарабатывал на шахте», – пишет в своих воспоминаниях Ольга Урбанская, первая жена Евгения, с которой будущий актер познакомился во время учебы в Москве.

По всей вероятности, уже в старших классах Урбанский стал мечтать о сцене, но отец поначалу не очень-то одобрял такой выбор, считая профессию актера несерьезной, «цыганской». Поэтому, отправившись в столицу, Евгений поступил в Московский автодорожный институт, затем перешел в Московский горный институт.

Тяга к искусству в конце концов перевесила, и Урбанский стал студентом школы-студии МХАТ, после окончания которой его приняли в труппу Московского театра драмы им. К.С. Станиславского. Но настоящая актерская слава ждала его не на сцене, а в кино. Еще будучи студентом школы-студии, фактурный Урбанский снялся в фильме Юлия Райзмана «Коммунист». Роль Василия Губанова, коммуниста, погибающего в схватке с бандитами – врагами советской власти, принесла молодому актеру всенародную известность. Его стали приглашать на съемки маститые режиссеры, в театре доверяли ведущие роли.

Крупными творческими удачами ознаменовалось для Евгения Урбанского сотрудничество с замечательным режиссером Григорием Чухраем. Сначала в его знаменитом фильме «Баллада о солдате» Урбанский исполнил эпизодическую, но яркую роль инвалида, а затем режиссер пригласил его на главную роль летчика Алексея Астахова в картине «Чистое небо». Этот фильм стал необычайно популярен в эпоху хрущевской «оттепели». Судьба Астахова, попавшего в немецкий плен и затем лишенного звания Героя Советского Союза, исключенного из партии, напоминала о судьбах тысяч репрессированных советской властью солдат и офицеров, после немецких лагерей попавших в советские. Конечно, вряд ли Урбанский знал о герое-летчике Сергее Щирове, мотавшем срок в интинском Минлаге, но роль Астахова он исполнил с редкой убедительностью.

Всего за свою короткую жизнь Евгений Урбанский успел сняться в десятке художественных фильмов. В 1964 году он приступил к съемкам в главной роли в фильме «Директор» режиссера Алексея Салтыкова. К тому времени Урбанский был уже одним из ведущих актеров советского кино. Правда, в личной жизни у него всё складывалось не так гладко, как в актерской карьере. С первой женой Ольгой он расстался после романа с актрисой Татьяной Лавровой, затем женился на известной латвийской актрисе Дзидре Ритенбергс, работавшей вместе с Урбанским в театре им.Станиславского. Их брак оказался недолгим – 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский трагически погиб на съемках фильма «Директор» недалеко от Бухары. Через несколько месяцев после его гибели у Дзидры родилась дочь. В память об отце ее назвали Евгенией.

Уже став известным артистом, Евгений Урбанский не раз приезжал в Инту, встречался с рабочими коллективами, учащимися и учителями родной школы. Последний раз в приполярном городе он был в 1962 году вместе с Дзидрой Ритенбергс и Евгением Леоновым.

После гибели Урбанского учителя ходатайствовали перед интинским горсоветом о присвоении имени актера школе, где он учился. Городские власти эту инициативу поддержали, а вот Совет министров Коми АССР – нет. Имя Урбанского школе №1 присвоили только в 1991 году.

В то же время появилась идея назвать именем Евгения Урбанского одну из улиц Инты. В интинский горисполком пришла телеграмма от правления Союза кинематографистов СССР и Гильдии актеров советского кино, подписанная режиссером Андреем Смирновым и актером Евгением Жариковым. В телеграмме была просьба «рассмотреть вопрос о переименовании улицы Жданова в улицу Урбанского». Просьбу рассмотрели, улицу действительно переименовали – в улицу Мира. «Несмотря на новые времена, лагерное прошлое отца перевесило кинематографическую славу сына», – написал по этому поводу знаменитый киносценарист Валерий Фрид.

Кстати, в то время как улица Урбанского в Инте так и не появилась, в городе до сих пор есть улица, носящая имя Михаила Халеева – бывшего начальника Особого лагеря №1 – печально знаменитого Минлага. Странно, не правда ли?

Евгений ВЛАДИМИРОВ

«Он умер, как жил: целиком отдав себя делу, во имя которого смеялся и плакал, шептал и кричал, любил и ненавидел. Он не мог, не умел экономить, играть вполсилы. Он привык жить на сцене и на экране. Жить, а не существовать!»
(Роберт Рождественский).