Андрей Меркурьев: «В „Русалочке“ я заставляю зрителя думать»

Театр оперы и балета Республики Коми впервые в России поставил балет финского композитора

 

Юбилейный 65-й сезон Государственный Театр оперы и балета Республики Коми открыл всероссийской премьерой. 16, 17 и 18 сентября в Сыктывкаре прошел показ балета современного финского композитора Туомаса Кантелинена «Русалочка». Постановку осуществил главный балетмейстер театра Андрей Меркурьев. Мы встретились с ним накануне премьеры.

– Театр в Сыктывкаре – первый в России, кто поставил «Русалочку» Кантелинена, до нас этот балет ставился лишь в Финляндии при непосредственном участии автора музыки. Сыктывкарская версия по форме и содержанию будет отличаться от финской?
– Да, у нас свое либретто, своя сказка. За основу взяли историю Андерсена, но нашли свои решения. Я поменял местами порядок музыкальных номеров, от чего-то отказался. В финской постановке есть прямой контакт со зрителями через слово: по задумке автора, его ведет сам Андерсен. У нас Русалочка почти не контактирует с Принцем и не спасает его от гибели.
Я придумал свой сюжетный ход, потому что хочу запутать публику, заставить ее думать. Тот зритель, который увидит спектакль, поймет, о чем я говорю. Это и детская, и недетская сказка – надеюсь, она интересна всем.

– Задействуются ли в спектакле современные технологии, как, например, в новом «Яг Морте»?
– Конечно! Благодаря новым технологиям, видеоряду задник и кулисы буквально оживают. И в одно мгновение Русалочка из морских глубин попадает в мир людей, в королевский замок. Есть и мультипликационные моменты. Спектакль получился компактный и легкий, он идет один час сорок минут с одним антрактом.
– Вы в театре в качестве главного балетмейстера уже третий год. Как работается?
– К сожалению, времени на все не хватает. Хочется так: задумал – сразу пошел и сделал. Но все время идеи во что-то упираются: административные ограничения, финансовые, пересечения разных интересов… А я стремлюсь разнообразить наш репертуар, чтобы привлечь публику разных возрастов.
Да и молодежь, которая приходит в театр работать, тоже хочет нового! Когда видишь их горящие глаза, это вдохновляет и хочется создавать что-то особенное. К примеру, когда у нас были простои из-за пандемии, я им предложил: «Ребятки, у меня есть музыка, техно. Пойдемте в зал, поэкспериментуем?» Они говорят: «Пошли!». И мы уже насочиняли минут 10 или 15 к будущему одноактному балету, который, надеюсь, получится выпустить ближайшей весной.
– Вы за два года сделали довольно много: поддержали текущий репертуар, вернули на сцену давно не шедшие балеты, подготовили три вечера со своей авторской хореографией – «Андрей Меркурьев. Признание», «Андрей Меркурьев. Избранное» и «Видеть музыку, слышать танец», которые проходят с неизменным успехом.

– Ну, три авторских вечера – это, я считаю, мало. Вернули все балеты – это да. И в минувшем 64-м сезоне показали практически все балетные спектакли, которые есть в репертуаре, а он у нас немаленький, и к фестивалю «Сыктывкарса тулыс» подготовили несколько уникальных вечеров балета. В дальнейших планах – обновить «Лебединое озеро», сделать новую редакцию «Щелкунчика», вернуть на нашу сцену «Спящую красавицу», «Сильфиду» и «Пахиту». Из других известных классических балетов хочется поставить в Сыктывкаре «Корсара», «Ромео и Джульетту»… Кроме того, сейчас вынашиваю как минимум десяток новых проектов.
– Вы были ведущим солистом главных театров страны, у Вас много наград и почетных званий. В музее Вашего родного училища Вам уделено больше всего внимания, в одном из кафе Москвы был десерт «Андрей Меркурьев», который поставил Вас на один уровень с великой Анной Павловой. В общем, славы хватает. При этом в одном интервью говорили, что Вам неловко, когда Вас хвалят, а даже будучи главным балетмейстером театра, просите журналистов обращаться к Вам просто по имени. Судя по всему, Вам удалось избежать «звездной болезни». Как удается оставаться демократичным, земным?
– Так это же все преходяще. Мне всегда хотелось быть самим собой, а не строить из себя какую-то звезду. И со своими подчиненными я общаюсь на равных, как с коллегами. Рядом со мной такие же люди, как и я. Порой меня упрекают, что я не по статусу, слишком просто одеваюсь: «Вы же руководитель!». А давайте лучше судить по поступкам, по действиям – это, мне кажется, важнее, чем все остальное. Я стал проще относиться к жизни. И ношу то, в чем мне удобно работать и жить.
Я все время говорю: мне повезло. Мне посчастливилось встретить людей, которые в меня поверили: это мои педагоги, руководители театров, которые приглашали меня, коллеги и партнеры, друзья и поклонники. Отдельное спасибо моим партнершам Светлане Захаровой и Диане Вишневой, которые приглашали меня в свои проекты, знакомили с новыми хореографами, тем самым давая новые возможности для творчества и реализации. Я понимаю, что в некоторые моменты просто вытаскивал счастливый билет. А если бы больше пахал, добился бы еще большего. Но мне, как любому нормальному человеку, тоже иногда хотелось полениться и расслабиться…
Я люблю тишину, мне нравится одиночество, потому что в этот момент погружаюсь в себя, могу посвятить это время себе. Нет, я не бегу от людей – я заряжаюсь, отдыхаю, много думаю о чем-то своем. Могу послушать музыку, насладиться природой, почитать. Я же вообще перестал читать, как стал главным балетмейстером! Читаю только на каникулах – во время работы некогда. Вот сейчас был отпуск, и в Москве я просто везде бегал с книгой. В метро сел – почитал, поработал, снова час еду в метро – и читаю. Хотя, честно скажу, меня к книгам не приучили. И вот сейчас добираю то, что недобрал раньше. И поэтому мне иногда хочется пожить для себя. Добрать то, чего у меня не было прежде. То, что я, скорее всего, ленился делать. Нагуляться, побыть побольше с родителями, начитаться, нарубить дров, нарыбачиться, накупаться!
А потом понимаю: ну куда я это все брошу? Во-первых, мне это нравится – это моя жизнь. Да, дико устаю, но получаю от этого удовольствие. Во-вторых, я сейчас прохожу определенную школу. Натаскивая других, учусь и сам. И я молю Господа: только не забирай у меня эту возможность учить! Потому что очень хочется что-то успеть дать им сейчас – пока могу дать. Потому что мне самому что-то в школе недодали, или я сам недобрал. Хочется поделиться своим опытом! Я понимаю, что они хотят погулять или полениться, но я говорю: «Давай сейчас еще поработаем полчаса, а потом пойдешь отдыхать». Так со мной поступали мои педагоги. И теперь мне хочется стать такой же опорой для артистов моей труппы – тех, кому она нужна. Я их люблю, даже тех, кто меня не понимает. А как по-другому? Детей любишь всякими, как и матерей.

– Что из Вашего опыта ведущего солиста балета в самых больших театрах страны и мира вспоминается сегодня?
– Да много чего! Например, как-то мы были с Дианой Вишневой на гастролях в Голландии, и звонит Катя Крысанова из Мюнхена: «Андрюша, срочно выручай – станцуй со мной «Дон Кихота»!» Оказывается, у нее там заболел партнер и она просит меня его заменить: она Китри, я Базиль. Я говорю: «Ты что, с ума сошла, у меня с собой ни костюма, ничего, да и как я без репетиций?». И все-таки костюм нашли, я рискнул. Мое тело в тот момент было настолько тренированным и в тонусе, что я вышел на сцену – и даже не думал, что надо делать, у меня все шло само. И эйфория! Мы с ней отлично отработали спектакль, а после него к ней кто-то подошел и спросил: «Как вы смогли станцевать без репетиций?». А Катя ему ответила: «Вы что?! Это же Меркурьев!». Просто она была во мне уверена.
Мне всегда тяжело танцевать дома и всегда легко на гастролях. Там поклонники видят тебя редко и не боятся выражать свою любовь, буквально носят на руках. Например, как-то на гастролях Большого театра в Лондоне, на сцене Ковент-Гарден, мы с той же Катей Крысановой танцевали того же «Дон Кихота». По окончании спектакля публика устроила нам овацию и забросала цветами! Летели даже подсолнухи, от которых приходилось уворачиваться. Где-то фото этого поклона есть… В наше время это большая редкость. Нам посчастливилось испытать малую часть тех эмоций, которые мы можем видеть на фотографиях и видеохронике Майи Плисецкой, где она на авансцене утопает в цветах.
– Что любите читать, какую музыку слушать?
– Сейчас больше стараюсь читать книг, связанных с искусством, балетом. За много лет у меня накопилась большая библиотека подобной литературы, а руки до нее не доходили. Например, читаю автобиографию Бежара, и она такая захватывающая! А музыка – только все связанное с работой. Подбор музыки для хореографии или, например, «Пахита» утром, чтобы проснуться. Это очень красивая музыка, просто фантастическая!
– Какой отдых для Вас самый лучший?
– Лежа, ничего не делая, когда просто хочется вообще отключиться от всего. Провести день в режиме: полежал-поел-уснул, полежал-поел-уснул. Иногда так и делаю. Еще на природу великолепно съездить. Для меня природа – даже просто до речки дойти в Кировском парке. Вот глаза увидели эту даль, лес… И мне хватает там пяти минут, я восстанавливаюсь. Мечтаю купить себе домик на берегу реки. Мне нужно видеть этот простор. В поле жить не могу, и на даче мне неинтересно. Да, за спиной пусть будет, что угодно, но впереди не должно быть ничего. Вижу фотографии села Ыб и думаю: как там круто! Может, думаю, туда поехать – всего час на машине! Тем более что в Ыбе у меня живет двоюродная сестра с детьми… А еще лучше – домик там приобрести…


– Андрей, 3 октября Вам исполнится 45 лет. Планируете это отметить как-то по-особенному?
– Пока не знаю, будем ли делать что-то в Сыктывкаре, но уже готовлю вечер своей хореографии в Москве 28 ноября. В нем будут участвовать около тридцати премьеров и солистов Большого театра, Мариинского, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а также Театра оперы и балета Республики Коми. Все они будут танцевать мои номера. Этот большой вечер состоится на сцене РАМТа – Молодежного театра рядом с Большим, продажи билетов уже начались. Я писал ребятам, что у меня скоро юбилей, и спрашивал, не хотят ли они меня поддержать. Но на афишах мы об этом умолчим. Хочется, конечно, устроить что-то столь же интересное и в Сыктывкаре. Может, даже повторить этот московский вечер. Правда, это очень большие затраты – привезти сюда два десятка звезд ведущих театров. Но если кто-то в республике сможет проект поддержать в юбилейный для нашего театра год – это будет грандиозно!

Беседовала Ирина САМАР

Фото из архива Андрея Меркурьева и пресс-службы Театра оперы и балета РК

Андрей Николаевич Меркурьев
родился 3 октября 1977 года в Сыктывкаре, в рабочей семье. В 1996 году с отличием окончил Уфимское государственное хореографическое училище имени Р. Нуреева.
В сезон 1996–1997 годов – солист Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в 1997-2001 годы – Ленинградского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, в 2001–2006 годы – Мариинского театра.
В 2006–2017 годы – ведущий солист балета Большого театра России, с 2017 года по настоящее время – приглашенный солист балета Большого театра.
За более чем 25 лет исполнил около 40 партий, преимущественно главных, в классических и современных балетных спектаклях.
В 2014 году дебютировал в качестве хореографа, поставив балет «Крик» по мотивам романа Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в Одесском национальном академическом театре оперы и балета.
С октября 2020 года – главный балетмейстер Театра оперы и балета Республики Коми.
Лауреат всероссийских и международных конкурсов артистов балета, национальной театральной премии «Золотая Маска» за лучшую мужскую роль в балете (партия в балете «Там, где висят золотые вишни», сезон 2003/04).
Заслуженный артист Республики Северная Осетия-Алания (2008), заслуженный артист Российской Федерации (2014).

Балет «Русалочка» в Сыктывкаре поставлен на музыку современного финского композитора Туомаса Кантелинена, известного музыкой для кинофильмов и концертных программ и как автор оперы «Paavo Suuri. Suuri Juoksu. Suuri Uni». Творения композитора отмечены престижными наградами, а его музыка сегодня звучит во многих странах мира. Балеты Т. Кантелинена «Снежная королева» и «Русалочка» с успехом идут на сцене Финского национального оперного театра.
Постановка балета Т. Кантелинена «Русалочка» в Сыктывкаре – первая в России. Композитор лично побывал на этой премьере.
В постановочную группу вошли Андрей Меркурьев (либретто, хореография, постановка), Екатерина Ширяева (либретто), Александр Дмитриев (дирижер-постановщик, Париж), Юрий Самодуров (художник-постановщик), Нелли Сватова (художник по свету).
В «Русалочке» занята вся балетная труппа и воспитанники детской балетной студии театра, учащиеся и студенты Гимназии искусств при Главе РК. В главных партиях в разные премьерные показы выступили опытные мастера сцены и молодые солисты: Наталья Супрун, Валерия Загайнова, Анастасия Лебедик, Роман Миронов, Ринат Бикмухаметов, Анна Ткаченко, Максим Ткаченко, Наталья Балыкина, Василий Куратов, Артем Дудин и другие. Кроме того, в спектакле участвуют солистки оперной труппы Яна Пикулева, Анастасия Морараш и Иране Ибрагимли.