В школы Коми поступил учебник нового поколения по национальному языку

Школы Республики Коми получили новые учебники для 1 классов по государственному коми языку «Коми кыв».

Авторами издания стали директор Института педагогики и психологии Сыктывкарского госуниверситета им. Питирима Сорокина, кандидат педагогических наук Светлана Терентьева, а также передовые учителя—практики Елена Вязова и Агния Сизова.

Светлана Терентьева, которая также является автором программы по изучению государственного коми языка, рассказала, что учебник для 1 класса составлен по обновленному стандарту начального общего образования.

С учетом психологических и возрастных особенностей первоклассников содержание учебника построено на ситуативно-игровой основе. 

В увлекательное путешествие по изучению коми речи ребята отправляются вместе с главным героем учебника Ошпи (в переводе с языка коми «медвежонок»). Через разные игровые ситуации он знакомит мальчиков и девочек с коми буквами, звуками, словами, учит составлять рассказы, участвовать в беседе на разные темы. Ошпи приглашает детей к прослушиванию коми речи и общению на коми языке, анализу слов и предложений, чтению, раскрытию лексического значения слова, составлению предложений, рассказов.

Немаловажно, что в конце учебника размещен словарь, который включает все слова, содержащиеся в книге. Это поможет первоклассникам самостоятельно, без помощи родителей выполнять задания по предмету.

— Главным отличием учебника третьего поколения от предыдущих изданий является то, что все задания в нем базируются на коммуникативной компетенции. Изменения претерпели иллюстрации, а также трактовка некоторых заданий — все они теперь прописаны на русском языке. Кроме того, студенты Института педагогики и психологии разработали к учебнику электронное сопровождение. В нем Ошпи двигается, рисует, решает кроссворды, помогает ребятам составлять предложения, — отметила Светлана Николаевна.

Коми республиканский институт развития образования, который подготовил рецензию на «Коми кыв», высоко оценили уровень нового издания.

— Учебник разработан в рамках деятельностного подхода и с учетом инновационных педагогических технологий обучения неродному языку. Учебник направлен на реализацию как предметных, так и метапредметных результатов изучения коми языка как неродного в первом классе. Дидактический материал и содержание упражнений позволяют реализовать коммуникативную компетенцию, интеллектуальное и общее развитие младших школьников средствами коми языка. В учебнике четко выделены границы каждого урока, хорошо продуманы вопросы и задания. В соответствии с изучаемыми темами в учебнике представлен наглядно—иллюстративный материал: рисунки, кроссворды, ребусы, игры. В учебник включены разнообразные упражнения на аудирование, говорение, чтение и письмо. При этом центральное место занимает обучение диалогической речи,  — сообщила старший методист Лаборатории развития этнокультурного образования КРИРО, кандидат педагогических наук Эльвира Полякова.

Поставка свыше 3 тысяч учебников в школы произведена в рамках централизованного заказа Минобрнауки Республики Коми. Более 3000 экземпляров учебников уже поступили в школы региона. Сейчас специалисты готовят к печати учебник по государственному коми языку для 2 класса.

Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Коми совместно с Управлениями образований муниципальных образований городских округов и муниципальных районов, общеобразовательными организациями региона ежегодно реализуется комплекс мер, направленный на изучение коми языка. Важной составляющей поддержки мотивации обучающихся к изучению коми языка является наличие новых учебников.

Текст и фото СГУ им. Питирима Сорокина