Вернуть печорку

Как возродить уникальную северную породу лошадей?

Печорская лошадь – аборигенная порода лошадей северного лесного типа. Была выведена крестьянами примерно в XVII веке и распространена в основном в Коми крае по среднему течению реки Печоры, рекам Ижме, Пижме, Цильме, нижнему течению реки Усы, в районах, примыкающих к Северному полярному кругу. Спустя четыре столетия уникальная порода оказалась на грани исчезновения. Редкие энтузиасты предпринимают усилия по ее возрождению.

Темная лошадка

В результате климата и усилий местных жителей в Коми крае возникла порода лошадей, исключительно ценная для использования в условиях северных широт. Печорские лошади оказались наиболее приспособленными к местным условиям, выносливыми и работоспособными, в отличие от лошадей из более южных районов. Печорская лошадь оказалась незаменимой при лесозаготовках, вывозе сена с лугов в зимнее время, дальней транспортировке.

По данным Северной зональной опытной станции Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства 1948 года были оценены продуктивные и племенные качества 520 голов печорок. В Ижемском и Усть-Цилемском районах сами колхозники выделили 48 лошадей, отвечающих требованиям хозяйства. Для 18 лошадей были проведены испытания на резвость шагом, рысью и галопом. В книге «Печорская лошадь» генетика Бориса Войтяцкого, изданной в 1950 году, сказано, что печорская лошадь принадлежит к числу некрупных местных пород. Типичными для нее являются представители с ростом от 132 до 141 см.

Таким параметрам, по данным экспедиции, соответствовали 70 % всех печорских лошадей.

«Печорская лошадь имеет густой тип телосложения с хорошо выраженными упряжными формами. Близка к типу рысака, но отличается от него большей приземистостью телосложения. Среди печорских лошадей распространены лошади темных мастей. Серая масть встречается только у 5 % лошадей. Пегой масти при обследовании не обнаружено. Чалость встречается (в сочетании с гнедой, рыжей, вороной мастью) только в 3,8 % случаев. Голова несколько грубовата, однако встречаются лошади как с очень грубой головой (5,2 %), так и с очень лёгкой головой (3,4 %)», – пишет Борис Войтяцкий.

У печорской лошади, по оценке исследователей, длинный шаг и хорошая «поступь». Поясница склонна к выпуклости, карпообразности. Круп в ширину больше, чем в длину. Такая форма крупа может способствовать большей крутизне подъема задних конечностей, чем облегчается движение лошади по глубокому снегу и вязкому грунту.

Северные морозы и непогода помогли печорской лошади отрастить длинную и пушистую шерсть. А густой и длинный хвост помогал бороться с комарами, гнусом и оводами, тогда как южные породы оказывались практически бессильны перед полчищами насекомых. Густые щетки предохраняли конечности от ссадин при движении по вязкой или снежной дороге. В колхозах стремились укрупнить уникальную породу, о чем свидетельствовал рост кобыл и коней: первые в среднем достигали 136 см, вторые – 144. В газете «За новый Север» от 1946 года было указано немало хозяйств, в которых разводились и использовались лошади печорской породы. В Усть-Цилемском районе это были колхозы имени Кирова, «Борец», имени Ворошилова, имени Калинина, «Нерицкий», «Победа», «Труженик», в Кожвинском районе – «Стахановец», колхоз имени Воскова, «Песчанка», в Усть-Усинском – «Социалистический ударник», «Выль туй», «Печора», в Ижемском – колхоз имени Молотова и «Красная нива».

Выжили немногие

В 1990-е стране было не до лошадей, сельское хозяйство выживало. Выжили не все, в том числе и огромное количество племенных качественных лошадей. Государство выделяло субсидии за сданное мясо, да и содержать животных оказывалось дороже, чем отправить под нож. Именно тогда было утрачено почти все ценнейшее племенное ядро породных печорских лошадей. Никого не волновало, что национальное достояние занесено в реестр селекционных достижений России.  

Коми ученые Яков Жариков и Валерий Матюков в начале нулевых проводили исследования, чтобы понять масштабы потерь. К сожалению, были обследованы далеко не все лошади и только в Усть-Цилемском районе, да и то среди них попадались возможные помеси с рысаками и тяжеловозами. В представленном по итогам исследования докладе учёные назвали ситуацию плачевной.

«При бессистемной метизации и падении численности чистопородного поголовья, сохранение породы «в чистоте» весьма проблематично. Скорее всего, судьба печорской лошади, как и многих других локальных отечественных пород, без принятия эффективных мер к их спасению в ближайшей перспективе будет предрешена… по потерям генетических ресурсов страна вышла в мировые лидеры. По пальцам одной руки можно сосчитать наиболее типичных по внешним признакам лошадей, которых удалось вычислить по многочисленным фото с северных районов Коми, по пальцам другой руки – людей, искренне интересующихся породой, заинтересованных в ее развитии», – отмечали исследователи.

Последний шанс

Среди энтузиастов, готовых тратить время и усилия на изучение и восстановление породы, – сыктывкарка Ирина Винокурова, ведущая в социальной сети «ВКонтакте» группу «Печорская лошадь». Вместе с ней усилия по изучению и сохранению породы предпринимает уроженка Республики Коми, конезаводчица из Тольятти, владелица печорских лошадей Евгения Манжелеевская. В июне прошлого года Ирина Винокурова вместе с Евгенией Манжелеевской представили на всероссийской конференции с международным участием в Кенозерском национальном парке доклад, посвященный истории развития породы и проблеме исчезновения печорок. Глава под авторством Винокуровой и Манжелеевской вошла в книгу «Аборигенные породы лошадей – национальное достояние России». Энтузиастки отмечают, что в сельских районах не пекутся о сохранении породы, однако есть и исключения. Тревогу по поводу исчезновения печорок вместе с ними бьет житель села Кельчиюр Ижемского района Андрей Хозяинов. Именно он помогает в поисках лошадей с признаками породы, много знает о конном мире с его местечковыми особенностями и готов ломать стереотипы земляков о лошадях.

Много лет тревогу по поводу исчезновения породы бьет и известная конезаводчица, член Общественной палаты Республики Коми, создатель конного клуба «Аврора» Наталья Денисова. В ее хозяйстве тоже содержатся представители этой породы, вывезенные из Усть-Цилемского и Ижемского районов. Наталья – автор диссертации по печорской породе, которую она писала в Научно-исследовательском институте коневодства, где, по ее словам, тоже удручены тем, что печорская лошадь – единственная в России, которой не занимаются на государственном уровне.

– Наша печорская лошадь – это такое же уникальное явление, как и орловский рысак для России. Эта порода уникальна и не похожа ни на какие другие. Мы должны ее беречь, сохранять, преумножать. Но на деле она находится в катастрофическом состоянии, и, если ситуация не изменится, через несколько лет мы будем показывать ее потомкам только на фото, как лошадь Пржвальского, – говорит Наталья Денисова. И если другие регионы берегут своих лошадей, культивируют, развивают, запускают государственные программы по сохранению местных национальных пород, то Республика Коми относится к своей породе непростительно наплевательски.

Конезаводчица готова совершенно безвозмездно помочь региональному Минсельхозу заняться проблемой, выезжать со специалистами на места, где еще можно найти потомков печорок. В региональном ведомстве на сегодня нет программ, предусматривающих поддержку энтузиастов. Несмотря на то, что с 2023 года в число субсидируемых сельхозживотных включены лошади, субсидии по ним предусмотрены только для крестьянско-фермерских хозяйств и при условии не менее двадцати животных. Энтузиастам остается надеяться на помощь меценатов или на успешную защиту федеральных грантовых проектов.

Время «железных коней»

– К сожалению, местные жители не понимают ценность лошадей, которыми владеют, и смешивают их с другими породами: орловскими рысаками, тяжеловозами…Следовательно, генофонд растворяется, и принимать меры по его сохранению нужно незамедлительно, – считает Наталья Денисова.

Конское поголовье Ижемского и Усть-Цилемского районов, некогда славившихся максимальной концентрацией лошадей в республике, неумолимо сокращается по причине победы «железных коней». Снегоходы, трактора, мотособаки не требуют такого ухода, как живая сила. Потомкам северян, когда-то не мысливших хозяйство без лошади, сегодня кони просто мешают. Владельцев гуляющих по селам коней штрафует администрация и костерят соседи.

– Печорские лошади, как истинные аборигены, имеют сильную генетику, – говорит Ирина Винокурова. – На это и остается уповать при возможном восстановлении популяции. То есть даже при активном скрещивании на протяжении десятилетий печорок с заводскими породами мы все равно имеем возможность видеть лошадей, которых по внешнему виду можно отнести к печорской породе. Либо наблюдаем «удачные» помеси, по статям похожие скорее на аборигенных, чем на культурно выведенных коней.

Сорок лет назад подобная ситуация складывалась в соседнем регионе. Вятская порода лошадей находилась на грани вымирания. Огромную лепту в ее спасение внесла кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института коневодства Наталья Белоусова. Сегодня она также озабочена сохранением печорской породы лошадей, о чем писала в группе ВКонтакте «Местные породы лошадей России». По ее словам, исследования генетиков выявили приватные гены в популяции печорских лошадей, что подтверждает обособленность этой аборигенной северной лесной породы.

– Не подлежит сомнению факт, что местные рабочие кони представляют идеальный генетический материал для восстановления некогда известной печорской породы Севера, – считает Наталья Белоусова.

Для спорта и туризма

Рассуждая о перспективах использования печорских лошадей в наши дни, Ирина Винокурова и Евгения Манжелеевская говорят не только о личных подсобных хозяйствах, но и о спорте, преимущественно детском, о туристической деятельности, например конных походах, и об иппотерапии. Здесь важна исключительная выносливость печорской породы лошадей. Что касается детского спорта, тут, считают энтузиастки, и вовсе перспективы весьма радужные.

– Печорки имеют легкое строение тела, сухие ноги. Такая незагруженная конституция позволяет им быть маневренными, например, на маршруте в конкуре, легкими в управлении, подвижными. Эти лошади плюс ко всему очень гибки, – говорит Евгения Манжелеевская. – Отдельно можно рассказывать про их сговорчивый характер, что ценится в конноспортивных детских клубах и школах. Это послушные и миролюбивые кони. И, конечно же, их рост. Казалось бы, кто-то назовет это недостатком, но с точки зрения именно детского спорта невысокий рост печорских лошадок можно считать только преимуществом: по нормативам детям до 14 лет можно выступать только на лошадях пони-класса, к каким и относятся печорки.

– Печорки не боятся ветров, зимней стужи и высоких снегов. Через их шерстный покров не пробивается гнус, так донимающий лошадей «благородных» кровей, попавших в наш северный край, и делающий невозможным для них нормальную эксплуатацию в лесной или болотистой местности. Их волос прилегает к телу лошади так, что шерсть кажется гладкой даже зимой. Печорские лошади универсальны. У них исключительное здоровье, отсутствуют проблемы с желудком, с болезнями ног, со спиной, что может стать «вишенкой на торте» для потенциальных коневладельцев, – перечисляет Ирина наблюдения ученых.

Но все эти замечательные качества даже при сохранении внешних данных теряются при поглотительном скрещивании с любыми заводскими породами.

Энтузиасты считают, что при определенной поддержке Министерства сельского хозяйства Республики Коми возможно возродить печорскую породу, вернуть то, что веками создавали наши прадеды и суровая природа северного края.

Полина РОМАНОВА

Фото группы «Печорская лошадь» «ВКонтакте»