Март: Энгельс Козлов. Ленинградский коми художник

95 лет назад, 24 марта 1926 года родился Энгельс Васильевич Козлов – народный художник РСФСР и Коми АССР. Всю свою взрослую жизнь он прожил в Ленинграде – Санкт-Петербурге, но значительная часть богатого творческого наследия художника посвящена его родине – Коми республике.

Родители будущего художника – Василий Прокопьевич и Мария Ивановна Козловы – происходили из крестьян деревни Большой Кожмудор на Вычегде, в нынешнем Усть-Вымском районе. В 1925 году Василия Козлова, ветерана первой мировой войны и георгиевского кавалера, счетовода по специальности, перевели на работу председателем райпотребсоюза в село Троицко-Печорск. Здесь у Козловых родился первенец, которому дали имя в честь соратника Маркса, через год – дочь Эмилия. В детстве у Гели (так звали Энгельса Козлова родные и близкие друзья всю жизнь) обнаружилась болезнь ног, мальчик был вынужден ходить на костылях. Чтобы обеспечить ему более-менее квалифицированное лечение, Козловы в 1935 году переехали в Сыктывкар.

В столице Коми Энгельс Козлов закончил школу №12 и получил начальное художественное образование, занимаясь в изостудии Дома пионеров, которой руководил замечательный художник и педагог Валентин Викторович Поляков. В годы войны преподавал в изостудии и Георгий Адамович Стронк – первый председатель Союза художников Карело-Финской ССР, находившийся в Сыктывкаре в эвакуации. Уже тогда у Энгельса Козлова проявлялись явные способности к рисованию и живописи. Правда, профессионально заниматься художественным творчеством он до времени не стремился. Козлов поступил на исторический факультет Коми пединститута, но уже через год вынужден был прервать учебу и уехать в Ленинград на сложную операцию в Институте хирургического туберкулеза (ЛИХТ).

После операции Энгельс Козлов смог, наконец, избавиться от костылей, хотя до конца жизни прихрамывал, не расставаясь с тростью. Из институтской больницы он писал в октябре 1946 года сестре в Сыктывкар: «Я просто очарован и пленен великим городом… Я думаю, что надолго останусь его пленником, если не насовсем… Моя мечта – Академия художеств». Мечта исполнится через четыре года, а тогда, в 1946 году, он окончательно решил не возвращаться в КГПИ и посвятить себя искусству. В 1947 году Энгельс Козлов поступил в Ярославское художественное училище. Был он там на хорошем счету, отличался в учебе и общественной работе. Но, «плененный великим городом», продолжал думать о Ленинграде.

В 1949 году Козлов перебрался в город на Неве и поступил сразу на четвертый курс Ленинградского художественно-педагогическое училища, где тогда, кстати, учился и Рем Ермолин, впоследствии тоже народный художник РСФСР и Коми АССР. Видимо, Козлов считал училище ступенью к настоящему мастерству художника, которое могла дать только академическая школа живописи. И уже на следующий год подал заявление в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Репина Академии художеств СССР. В заявлении он отметил: «Имею огромное желание получить высшее художественное образование». Желание начинающего художника было подкреплено рекомендацией, подписанной его бывшим учителем, председателем Союза художников Коми АССР В. Поляковым, и начальником Управления по делам искусств при Совете Министров Коми АССР С.Поповой.

Успешно сдав экзамены, в августе 1950 года Энгельс Козлов стал студентом знаменитой «Репинки». Очарованный городом, собраниями полотен великих художников в Эрмитаже и Русском музее, общением с мэтрами живописи, он самозабвенно и упорно учился, постепенно обретая свой путь в большое искусство. Осваивая технику, колорит, композицию, следовал традициям классиков русской реалистической живописи – Репина, Сурикова, Васнецова, Нестерова, Корина… С отличием окончив институт, Козлов продолжил учебу в аспирантуре, в творческой мастерской народного художника СССР В.Орешникова. Уже первые работы Энгельса Козлова были отмечены специалистами, представлены на выставках, в 1957 году его приняли в Союз художников СССР.

Уже в ранний период своего творчества Энгельс Козлов стал работать в разных жанрах живописи – от натюрморта, пейзажа, портрета до многофигурных композиций. Разнообразной была и тематика. Центральной темой в творчестве Энгельса Козлова, как и многих советских художников, был «человек труда». Обращался он и к историческим темам – военное время, революция и гражданская война в Коми крае, лениниана. Часто героев и сюжеты своих полотен Энгельс Васильевич находил на родине – в Коми республике, куда он приезжал при каждой возможности. Шахтеры, нефтяники и буровики, строители, рыбаки, инженеры и студенты, жители разных сел края запечатлены на множестве его картин.

Особый цикл работ Козлова могут составить десятки портретов известных деятелей культуры, ученых Коми научного центра и преподавателей Сыктывкарского университета. Работал художник и над образами знаковых для истории Коми людей – Домны Каликовой, Ивана Куратова, Питирима Сорокина, Стефана Пермского. Многие из этих портретов собраны сегодня в университетском Музее истории просвещения Коми края.

Можно сказать, в республике Энгельс Козлов был своим человеком, здесь его называли «ленинградским коми художником». Впервые его персональная выставка прошла в Сыктывкаре в 1968 году, в разные годы работы художника демонстрировались и в других городах Коми. По рассказу Эмилии Васильевны Козловой, сестры художника, он всегда проявлял большой интерес к жизни республики, новым книгам коми писателей и газетным публикациям, которые ему высылали в Петербург.

На даче в поселке Лисий Нос на берегу Финского залива, близ Сестрорецка, купленной Энгельсом Васильевичем и его супругой, художницей Галиной Александровной Смирновой еще в конце 1950-х, часто гостили земляки. Среди них были и сыктывкарские друзья Козлова – художники Рем Ермолин и Аркадий Мошев, композитор Прометей Чисталев, этнограф Любомир Жеребцов, филолог Анатолий Микушев…

Конечно, работы, связанные с Коми, составляют хоть и важную, но только часть богатого творческого наследия Энгельса Козлова. Он побывал во многих уголках Советского Союза и странах мира, был участником всесоюзных и зарубежных выставок, его произведения хранятся в галереях и частных собраниях ряда европейских стран, Японии, Китая, Кореи и США. Две картины художника – «Черное золото» и «Первый ленинский декрет» – были приобретены Государственным Русским музеем.

Энгельс Козлов был уважаем и в творческой среде Северной столицы. Много лет входил в правление Ленинградского отделения Союза художников СССР. Скончался Энгельс Васильевич 20 ноября 2007 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга.

Евгений ВЛАДИМИРОВ

В материале использованы публикации директора Музея просвещения Коми края М.Бурлыкиной.

«Могу сказать, что большая часть моего творческого бытия связана с землей праотцов. Заряд красоты, осенившей меня в печорском детстве, был так силен, что мне хватило его на всю жизнь».
(Энгельс Козлов).