Главный хранитель

В Национальной галерее республики Антонина Онишко – незаменимый человек

Третий год в Национальной галерее Республики Коми главным хранителем работает Антонина Онишко. Хранитель – одна из старейших музейных профессий. Кроме Антонины, в галерее есть и другие хранители: каждый отвечает за свои отделы. И только главный ответственен за все.

Вечный студент

Тоня Онишко родилась в Ставропольском крае недалеко от города Железноводска. После школы поступила в Пятигорский лингвистический университет на экспериментальный курс с изучением четырех иностранных языков, но через три года бросила учебу: поняла, что не хочет заниматься языкознанием. Зато мечта увидеть другие страны стала реальнее, и Тоня начала откладывать деньги на большое путешествие. Спустя год она отправилась в поездку по Европе, где посещала музеи и выставки, а также слушала лекции по истории литературы.

Вернувшись в Россию, она поступила на факультет истории искусств Санкт-Петербургского государственного университета. Там в это время реализовывали программу, по которой студенты два года обучались в Питере и столько же – за границей, а по окончании университета получали сразу два диплома. Так Антонина попала на учебу в Нью-Йорк, а вернувшись, узнала, что в вузе были введены новые правила и ее… отчислили за непосещение. Тогда Антонина пошла на третий заход: сдала экзамены и поступила вновь.

Дорога в искусство

Получив диплом, Тоня вернулась в родной Железноводск, устроилась в городской культурный центр, где проводила концерты и мероприятия.

– На третьем этаже центра располагалась небольшая картинная галерея. Очень мне нравилось там бывать, разглядывать работы художников. Тогда я и поняла, что искусство – мое призвание, – говорит Антонина.

В Республику Коми Тоня приехала вместе с сестрой. В поисках работы прошла собеседование в Национальной галерее. Целый месяц ждала ответа, не мысля себя нигде, кроме галереи.

– Когда мне позвонили, я была в Вуктыле – помогала сестре обживаться на новом месте. Попросили завтра же прийти с документами. Январь, мороз. Едем на машине. Час, второй, третий… А лес все не кончается. В какой-то момент стало не по себе, – вспоминает Антонина. – Южане Север почему-то считают очень маленьким: думают, что города и села здесь расположены близко друг к другу. Тут я поняла, что Север огромный. Ясно, почему раньше людей сюда ссылали.

Работу в Национальной галерее Тоня начала с должности научного сотрудника: готовила выставки и проводила экскурсии. Главный хранитель Ольга Кузьминична Панкрушева заметила молодую сотрудницу, отметила ее ответственный подход к делу и начала обучать работе хранителя. А спустя время оставила Антонину вместо себя.

Главным хранителем обычно назначают опытного сотрудника, не одно десятилетие отработавшего в музее либо галерее. Антонина Онишко в свои тридцать пять уже третий год занимает эту должность.

Лишь бы не пожар

– Я занимаюсь выдачей-приемом экспонатов. Совместно с реставраторами мы оцениваем их состояние, решаем, подлежит ли произведение реставрации. Перед отправкой работ на выставки я высчитываю страховую стоимость картин, фотографирую их. Съемка – особый процесс: вспышка наносит вред экспонатам, поэтому здесь очень важны нюансы, – рассказывает Антонина Онишко.

Зачастую именно главный хранитель готовит художественные работы к транспортировке: осматривает состояние экспонатов, проверяет крепления, рамы, оценивает, не навредит ли произведению искусства перевозка. Затем упаковывает в микалентную (хлопковую) бумагу, оборачивает пупырчатой пленкой и погружает экспонат в специальный термоящик. После фиксирует конструкцию поролоновыми вставками и опечатывает коробку.

Главная задача Антонины – сохранить произведения для будущих поколений. Дважды в день сотрудники галереи делают замеры: температура воздуха в фондах и залах не должна превышать 15–18 градусов, а влажность – 50–70 процентов. Также есть особые требования к подсветке и звуковому сопровождению: освещение должно быть не больше 50 люксов, а шумность не выше 80 децибел.

Много времени у главного хранителя уходит и на научное описание предметов. Особенно Антонине нравится делать атрибуцию – определять авторство работ.

– В некоторых фильмах герои определяют автора картины по одному мазку, – отмечает Антонина. – В жизни все совершенно не так. Нужно провести лабораторные исследования, искать на холсте подпись художника. Бывает, что она есть, но ты не можешь ее разобрать. Несколько лет я изучала подпись на картине, изображающей альпийский пейзаж. Нашла. Теперь с уверенностью можно утверждать: эта работа принадлежит кисти Теодора Левиня.

Антонина признается: главный кошмар любого хранителя – пожар или потоп. Поэтому телефон выключать нельзя даже ночью – могут вызвать.

Увидеть скрытое

По словам главного хранителя, специфика профессии сказывается и на характере. Даже в быту проявляется дотошность и требовательность к мелочам: если Антонине на глаза попадается криво висящее изображение, его непременно хочется поправить.

– Не могу смотреть на то, как люди трогают картины. Прикоснешься раз, второй, третий… И произведение исчезнет для этого мира. Пагубны для картин и какие-либо перемещения. Скажем, недавно «Троицу» Андрея Рублева переместили из «Третьяковки» в Троице-Сергиеву лавру для бого-
служения. После этого специалисты обнаружили повреждения. А ведь это произведение XV века! Надеюсь, реставраторы смогут восстановить шедевр, – рассуждает Антонина.

Об искусстве Антонина может говорить часами. Каждый экспонат в галерее ей дорог и любим.

– В фонде есть портрет туркменского мальчика кисти Павла Соколова-Скаля. Когда прохожу мимо, мы с мальчиком будто посматриваем друг на друга. Очень нравится и картина Станислава Торлопова «Искатели»: северная живопись, суровый стиль. Там есть намек и на автопортрет художника, – отзывается Антонина. – Бывает, годами проходишь мимо картины, а потом вдруг что-то на ней эдакое замечаешь. И понимаешь: это с XVII века здесь было, просто ты не видел.

Большинство исследователей не выделяют искусство Коми в отдельное направление: говорят о региональном искусстве художников республики, сливающемся в общем контексте с отечественным искусством. Но Антонина считает, что выделять его все же нужно:

– Искусство Коми мало изучено. А ведь оно своеобразно: это не про то, как написана картина, здесь важно, что на ней изображено. В 1930–1950-х годах суровый стиль вышел из столиц и осел в регионах. У нас он раскрылся в 1960–1970-х годах. Художники рисовали рабочих, исследователей Севера, полярников, геологов. Мне очень нравится изучать детали, открывать новое.

Приезжая сюда, я понимала, что эта работа не принесет мне больших доходов и карьерного роста. Я приехала с огромной любовью и уважением к местной культуре. И она меня удивила, поразила, захватила. Тогда я решила, что свободное время буду посвящать изучению этого искусства, его продвижению. Верю, что у меня получается.

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА

Фото Авеля Бурлака