Йиркап. Легендарный охотник

Йиркап – один из ярчайших персонажей коми колдовского эпоса, обладатель волшебных лыж. Каллистрат Жаков в 1901 году так писал о Йиркапе: «У зырян нет Микулы Селяниновича, тогда как у них есть герой охоты – Йиркап».

В. Игнатов. Йиркап и голубой олень.

Йиркап стал широко известен благодаря этнографу и лингвисту Александру Грену (1862–1932), который в литературном произведении «Иркаб. Драматические сцены из зырянского былинного эпоса» переложил на свой лад предания о богатыре Йиркапе, использовав при этом и другие коми сказки и былички.

Согласно преданию, Йиркап жил в верховьях Выми, в селе Кони, и занимался охотой. Однажды, находясь на промысле, он увидел на берегу озера Синдор драку Васы и Вöрсы (водяного и лешего). Васа одолевал лесного духа, тогда Йиркап пришел к лешему на помощь и выстрелил в водяного из лука. В благодарность за спасение Вöрса посоветовал охотнику найти в лесу Ас пу (Свое дерево), которое приносит счастье. Ситуация с магическим деревом развивалась по разным версиям. Первая версия гласит, что после удара Йиркапа топором из дерева выступила кровь. По другой версии, дерево само сообщило Йиркапу, что оно и есть его Ас пу и он может сделать из него себе все, что захочет. Срубив дерево, Йиркап смастерил из него лыжи-скороходы. В третьем варианте дерево говорит Йиркапу, чтобы он сделал из него одну лыжину или приставил щепку обратно.

Смастерив из Своего дерева волшебные лыжи, Йиркап стал самым удачливым промысловиком – ни один зверь, ни одна птица не могли состязаться с ним в скорости. Одна слабость оставалась у Йиркапа: он мог лишиться чудесной силы и скорости, если его напоят ополосками – водой, в которой полоскали его онучи.

Лыжи обладали необыкновенной скоростью. Не успевала протопиться печь, как Йиркап возвращался с промысловых угодий, находившихся за 300 километров от села. Едва поверхность озера Синдор покрывалась тонкой пленкой льда, как Йиркап уже несся по нему на чудесных лыжах ближним путем на промысел. Лыжи несли сами, достаточно было подумать о том, куда ехать. Чтобы их остановить, нужно было бросить перед собой шапку и рукавицы, а чтобы стояли на месте, нужно было положить на них шапку.

Однажды колдунья Еретнича, односельчанка Йиркапа, сказала ему, что на другой стороне реки будет пастись голубой олень, и если Йиркап его поймает, то будет самым проворным и удачливым охотником на свете. На следующее утро мать Йиркапа стала печь хлеб, увидела голубого оленя и разбудила сына. Он встал, сунул за пазуху еще горячий ячменный хлебец и на волшебных лыжах бросился догонять оленя. Погоня продолжалась вплоть до самого Урала, где у оленя копыта стали скользить на камнях, и Йиркап его догнал. Тогда голубой олень перекувырнулся через голову и превратился в прекрасную девушку, которая стала умолять охотника пощадить ее. Но Йиркап не согласился, убил девушку, вынул у нее сердце, сунул его за пазуху и отправился в обратный путь. Когда он добрался до своего села и переломил взятый в дорогу хлебец, от него еще шел теплый пар. После этого Йиркап отнес колдунье сердце убитой им девушки-оленя и положил его ей на стол.

По другой версии этого сюжета, колдунья заключила с Йиркапом пари, что он быстро добудет тридцать оленей, а вот тридцать первого, голубого, ему убить не удастся. Действительно, Йиркап, добыв вскоре тридцать оленей, долго не мог напасть на след тридцать первого. Наконец он увидел его и после долгой погони настиг. Тогда олень превратился в сороку, но Йиркап не дал ей взлететь, переломив палкой крыло, и затем убил. Оказалось, что это была дочь колдуньи.

А. Мошев. Йиркап и Свое дерево – Ас пу.

Устойчивым для всех преданий мотивом является гибель Йиркапа в Синдорском озере. По одной версии, соседи-охотники из зависти к его удачливости опоили его водой, в которой сполоснули потные портянки, и Йиркап, отяжелев от этой «поганой воды», провалился под лед. По другой, «поганым» квасом его напоила мать по наущению своего любовника, который посоветовал замочить портянки Йиркапа в квасе и напоить им сына, говоря, что иначе он выловит всех зверей и птиц и все умрут от голода. И наконец, по третьей версии, вином, в котором были вымочены портянки, напоила Йиркапа его мачеха по совету колдуньи. Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи. В одном из вариантов предания о Йиркапе говорится, что проломила лед только простая лыжа, а волшебная оторвалась вместе с ногой и влетела в пень. По другому варианту, Йиркап, провалившись под лед и пытаясь спастись, отрезал завязки лыж и услышал голос волшебной лыжи: «Йиркап, Йиркап, себя погубил и меня тоже губишь! Если бы не отрезал завязки, я вытащила бы тебя на берег». Йиркап брыкнул ногой, и лыжина с отрезанными завязками полетела, пролетела насквозь через здоровенную сосну. Старики до сих пор помнят еще этот дырявый сосновый пень и называют то место Йиркапув.

К теме мифологического героя в свое время обращались ученые Анатолий Микушев, Дмитрий Конаков, Алексей Сидоров, Иван Плосков, Юрий Рочев, Анатолий Панюков. В литературной среде также не угасал интерес к богатырю. Легенда об Йиркапе интересовала Афанасия Маегова, Виктора Савина, Геннадия Федорова.

Пьеса «Йиркап» по мотивам коми фольклора стала первой и для прозаика Александра Суворова. Неоконченная коми поэма «Йиркап-богатырь» была написана коми поэтом Александром Лужиковым и талантливо переведена на русский язык поэтом Дмитрием Фроловым. Спектакль, поставленный по мотивам повести-притчи «Йиркап» народного писателя Республики Коми Алексея Попова, был в 2018 году представлен Ухтинским народным драматическим театром (режиссер Вера Гой), а также Академическим театром драмы имени Виктора Савина.

В 2018 году увидела свет книга для детей младшего возраста «Сказки северных ветров. Йиркап» в пересказе Нины Новиковой. В 2014 году легендарный охотник «ожил» и появился в красочном анимационном проекте «Йиркап».

Финно-угорский этнокультурный парк в феврале 2023 года впервые проводил состязания охотников «Кубок Йиркапа», участники которых соревновались в национальных видах спорта. Также в этнопарке на протяжении многих лет реализуется проект для туристов и отдыхающих «В гости к охотнику Йиркапу», в рамках которого гостей знакомят с особенностями быта, способами охоты, демонстрируют приспособления и оружие для добычи зверя.

Наконец, в Национальном музее Коми хранится уникальный экспонат – фрагмент деревянной лыжи с украшением в виде скульптурной головы лося. Будучи создана, согласно исследованиям, более 8 000 лет назад, эта лыжа является древнейшей из всех, что когда-либо попадали в руки ученых. Артефакт нашел Вычегодский археологический отряд Коми филиала АН СССР под руководством Григория Михайловича Бурова в 1960-е годы на торфяниках, расположенных по берегам Виса и Симвы, – рек, впадающих в Синдорское озеро. Предмет обрел неофициальное название «Лыжа Йиркапа» и теперь считается историко-культурным брендом Республики Коми.

Снежана ЖУРАВЛЕВА