Ожившие письма

Переписка Сергея Довлатова и сыктывкарской студентки Светланы Меньшиковой стала основой спектакля, поставленного в Национальном музее Республики Коми

Национальный музей Республики Коми запустил новый проект – спектакль-читку «Пишите письма. Сергей Довлатов». Прежде мероприятия подобного формата в музее не проводили. Специально для постановки в здании Отдела истории 1924 года постройки со стен сняли культурный слой и оборудовали театральный зал в стиле лофт.

«Мне кажется, я прозрел»

Принято считать, что в судьбе знаменитого писателя, журналиста Сергея Донатовича Довлатова было три главных города — Ленинград, Таллин и Нью-Йорк. Но нет. Сегодня мы точно знаем, что особую роль в его жизни сыграли Сыктывкар и лагерный поселок Чиньяворык. В наш северный край Довлатов попал в 1962 году. После отчисления из Ленинградского университета бывшего студента-лингвиста, который к тому времени уже успел жениться и развестись, призвали в армию, а точнее во внутренние войска. Службы он мог бы избежать, но делать этого не стал. В Чиньяворыке ему предстояло охранять заключенных.

Увидев внутреннюю жизнь и порядки зоны, именно в Чиньяворыке Довлатов начинает заниматься литературным творчеством. Впоследствии друг Довлатова Иосиф Бродский напишет, что из армии Сергей вернулся «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». А вот как сам Довлатов в повести «Зона» опишет суть произошедшего с ним в воинской части:

«Любовные истории нередко оканчиваются тюрьмой. Просто я ошибся дверью. Попал не в барак, а в казарму. То, что я увидел, совершенно меня потрясло. Есть такой классический сюжет. Нищий малыш заглядывает в щелку барской усадьбы. Видит барчука, катающегося на пони. С тех пор его жизнь подчинена одной цели – разбогатеть. К прежней жизни ему уже не вернуться. Его существование отравлено причастностью к тайне. В такую же щель заглянул и я. Только увидел не роскошь, а правду. Я был ошеломлен глубиной и разнообразием жизни. Я увидел, как низко может пасть человек. И как высоко он способен парить. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие. Я увидел свободу за решеткой. Жестокость, бессмысленную, как поэзия. Насилие, обыденное, как сырость. Я увидел человека, полностью низведенного до животного состояния. Я увидел, чему он способен радоваться. И мне кажется, я прозрел»…

От выставки до постановки

В пору работы надзирателем творческому юноше Довлатову было просто необходимо сохранить свой внутренний мир, душу. Круг общения в Чиньяворыке был замкнутым, а зоновский контингент был далек от ленинградской публики. Довлатов искал спасения: писал письма друзьям и отцу. В августе 1962 года солдат-срочник впервые увидел в республиканской газете «Молодежь Севера» портрет чемпионки Коми АССР по легкой атлетике на дистанциях 100 и 200 метров. С газетной страницы ему улыбалась студентка пединститута Светлана Меньшикова. Довлатов решился написать в Сыктывкар два письма, но Светлана на них не ответила. Разуверившись найти понимание, он отправил незнакомой девушке прощальное послание. Но к своему удивлению получил ответное письмо. Завязалась переписка.

Долгое время поклонники творчества Довлатова ничего не знали об этой истории, пока в 1999 году в журнале «Арт» не появился очерк Галины Шикирявой об эпистолярном романе будущего писателя и сыктывкарской студентки с публикацией раритетных писем. А Национальный музей Республики Коми обратился к этой теме в 2021 году. В год 80-летия со дня рождения писателя организовали выставку «Пишите письма». На экспозиции представили письма Довлатова к Светлане. Это было первым этапом проекта.

– Первоначально была абсолютно музейная задача: сделать выставку на основе писем Довлатова, которые он писал в 1962–1963 годах Светлане, – рассказала директор музея Светлана Бандура. – После знакомства с экспозицией посетителей приглашали на занятие по арт-терапии. Смысл занятия заключался в том, чтобы напомнить людям: в сколь бы трудной ситуации ты ни оказался, всегда можно психологически справиться с проблемой посредством творчества. Такую терапию у нас прошли солдаты-срочники сыктывкарской воинской части. И в этом был свой символизм, поскольку Довлатову было столько же лет, сколько этим ребятам.

Светлана Меньшикова и Сергей Довлатов (с сослуживцами, слева на заднем плане). Такими они были в молодости…

Летом 2021 года была организована экспедиция по местам, которые Довлатов описал в «Зоне». Участники поездки хотели увидеть, что осталось от того ландшафта, который 60 лет назад описывал Довлатов. Оттуда музейщики привезли тюремную решетку следственного изолятора. Впоследствии она стала частью экспозиции «Пишите письма».

В декабре 2021 года Благотворительный фонд Владимира Потанина объявил конкурс «Креативный музей» по программе «Музей без границ». Заявку на участие подал и Нацмузей Коми. В вековых стенах Отдела истории решили осуществить постановку малой театральной формы – читку. Сценарий для нее написала режиссер Академического театра драмы им. Виктора Савина Юлия Экрот. Согласие на участие в проекте подтвердил Молодежный театр Коми. Вскоре в Сыктывкар пришла новость: музей выиграл грант.

Проект «Пишите письма. Сергей Довлатов» реализуется при грантовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

В новом пространстве

Для воплощения второй части проекта изменили внутреннее пространство музея. Стены между этажами украсили гигантские полотна – увеличенные копии писем Довлатова к Светлане. На втором этаже отдела истории оборудовали новый зал.

– В одном из залов мы вскрыли слой штукатурки толщиной примерно 5 сантиметров и обнаружили другие конструктивные решения. Например, нашли дверной проем, о существовании которого прежде и не подозревали, – рассказала Светлана Бандура.

Среди старой кирпичной кладки, советской мебели и атрибутов того времени и разворачивается романтическая история спектакля-читки. Режиссер Юлия Экрот рассказала, что сначала в стенах музея ее творческая группа снимала небольшой фильм-спектакль, а затем поступило предложение сделать театральную постановку.

Спектакль начинается с того, что молодые люди отстают от экскурсионной группы и, попадая в пространство будущей экспозиции, вдруг начинают читать письма. Современные Сергей и Светлана – на сцене их воплощают актеры Владимир Рочев и Дарья Артеева – как бы проживают эту историю. По ходу действия между молодыми людьми возникают чувства…

В письмах к Светлане Меньшиковой Довлатов то и дело рисует забавные шаржи, пишет стихи, рассказывает о своей жизни, душевных переживаниях, размышляет об Ахматовой, Пастернаке, Есенине и о любимом Хемингуэе.

Вечная тема

В «Зоне» Довлатов без прикрас описывает будни конвоира, но его письма к Светлане полны любви и нежности. Через всю постановку проходит мысль, что в сложные периоды жизни каждый человек может поддержать другого, просто написав ему письмо.

– Эту историю было важно рассказать не столько людям в возрасте, сколько молодому поколению, которое, попадая в передряги, испытывая трудности периода взросления, ищет свой внутренний стержень, жизненную опору. Довлатову тоже было сложно, и он писал. Этим и спасся, – замечает Юлия Экрот. – С тех пор прошло 60 лет, но ничего не изменилось, тема любви вечная.

Режиссер спектакля Юлия Экрот.

Владимир Рочев, исполнитель роли Довлатова, со студенческих лет зачитывается его произведениями.

– Было интересно узнавать, что и как писал молодой Довлатов. В дневниковых записях, письмах он описывал людей, которые находились с ним рядом в зоне. Во время прочтения мне одновременно становилось и грустно, и смешно. После прочтения писем я по-другому взглянул на творчество Довлатова и еще раз убедился, что он гений, – рассказал актер. – Думаю, что история переписки со Светланой произошла не случайно. Наверное, чтобы все мы узнали о большом писателе Сергее Довлатове.

Светлана Меньшикова с актерами, занятыми в спектакле.

В мае 1963 года Довлатова перевели на другое место службы, в Ленинградскую область, и в Коми он больше не приезжал. В его последнем письме Светлане есть такие строки: «Пришла, наконец, телефонограмма из штаба части, и послезавтра я уезжаю в Ленинград. Вот что я хочу тебе сказать: когда я приехал сюда, в Коми, я считал себя конченым человеком, ничего хорошего от жизни уже не ждал, лез, как дурак, в любую драку и был угрюмый тип. Ты мне, Меньшикова, спасла жизнь. И это не громкие слова, а самая простая правда. Этого я тебе никогда не забуду. И обещаю тебе жить так, чтобы ты была счастливой». 

Спустя какое-то время Светлана и Сергей встретились в Ленинграде. Но Довлатов уже был женат – во второй раз. Несмотря на тривиальный финал в жизни, история любви в постановке получилась романтичная и по-юношески светлая. Кстати, на премьерном показе спектакля побывала и сама Светлана Меньшикова. Весь зал вместе с главной героиней той истории проживал минуты радости и светлой грусти…

Продолжение следует

На премьере настоящий сюрприз поклонникам Довлатова преподнес фотограф Юрий Молодковец, который привез из Санкт-Петербурга пиджак Сергея Довлатова. После окончания спектакля его могли примерить все желающие.

Пиджак Довлатова примерила и директор музея Светлана Бандура.

– Идея создания документального театра актуальна. Для нас это новый виток развития, поскольку впервые музей выступает в качестве сценической площадки, и думаю, эта затея имеет хорошие перспективы. Новое пространство будет использовано не только для проекта «Пишите письма», но и в будущем, – говорит директор музея.

Третья, заключительная часть проекта «Пишите письма» завершится изданием книги с письмами Довлатова, презентация которой состоится в Сыктывкаре 12 июня, а также открытием музыкальной программы «Вокруг Довлатова». После этого спектакль-читку покажут на фестивале в Пушкиногорье и на Довлатовском фестивале в Санкт-Петербурге. Сейчас к постановке готовится спектакль для большой сцены, который создадут по мотивам читки. Его премьера пройдет осенью в Сыктывкаре, а затем его покажут в Княжпогостском районе – в тех местах, где служил Довлатов.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Министерства культуры, туризма и архивного дела, Людмилы Дурневой и Юрия Молодковца