Сергей Добряков. Очарованный Севером

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения художника Сергея Алексеевича Добрякова. Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии Коми АССР, член Союза художников СССР, Добряков не смог получить художественного образования – помешала война, но благодаря своим способностям, упорству и трудолюбию стал настоящим профессионалом, занимался станковой и монументальной живописью, мозаикой, декоративно-прикладным искусством.

Сергей Добряков родился 8 октября 1924 года в селе Вомын Корткеросского района. Незадолго до смерти он написал картину, посвященную родным местам, где провел первые годы жизни – «Вычегда под Вомыном». Это вид на высокий берег, на просторную гладь реки. У воды расположились домики рыбаков, у берега стоят моторные лодки, справа высится могучий кедр. Все дышит суровостью и покоем.

Вычегда под Вомыном, 1988 г.

Вскоре после рождения сына семья, в которой было еще четверо детей, переехала в Сыктывкар. Сергей с детства любил рисовать, некоторое время посещал изостудию. Выпускник школы 1942 года, в августе он был призван в ряды Красной армии. 3 марта при наступлении на деревню Погринка Орловской области Добряков получил слепое осколочное ранение в грудную клетку. После госпиталя служил в 1551 зенитном артиллерийском полку. Часть, в которой служил Добряков, была прикомандирована к известной французской эскадрилье «Нормандия – Неман»; с ней он и прошел до конца войны, который встретил в Кенигсберге.

На русской земле (Нормандия – Неман), 1985 г.

После военной службы ему показалось невозможным сесть на студенческую скамью. Сергей решил «пойти своим путем». Это касалось не только художественного творчества. Добряков сам освоил игру на гитаре и пианино, подбирал на слух мелодии и аккомпанировал себе.

Вернувшись в Сыктывкар, начинающий художник поначалу работал в Республиканском краеведческом музее. Добряков не упускал возможности как следует изучить технику и приемы известных художников, рассматривал, как написаны картины, как они скомпонованы, копировал работы старых русских и западных мастеров.

У древних стен, 1959 г.

Началом своей творческой деятельности сам Сергей Алексеевич называл 1949 год. А уже в марте 1951-го он принял участие в отчетной художественно-промышленной выставке Товарищества художников, через полгода – в республиканской художественной выставке наряду с ведущими художниками Коми АССР. Добряков представил несколько этюдов маслом, посвященных речной навигации.

«Речная» тема стала одной из ведущих в творчестве художника. Речные суда Добряков хорошо знал и даже смастерил моторную лодку, на которой вывозил семью на природу.
1953 год стал переломным в судьбе художника. Его послали на Академическую дачу в Вышний Волочёк, где он работал над своей первой крупной вещью – картиной «К новому месту работы». Эта картина стала определенной вехой в жизни живописца: она экспонировалась на выставке произведений художников РСФСР 1953 года в Москве. Благодаря этому уже в 1954 году Сергея Алексеевича приняли в кандидаты в члены Союза художников Коми АССР, а полноправным членом союза он стал в 1958-м.

К новому месту работы, 1953 г.

Во время работы на Академической даче Добряков встретил свою любовь. 20-летняя москвичка Галина Духинова, работавшая ткачихой с 13 лет, подрабатывала на даче натурщицей. Добряков сразу же сделал предложение Галине и приехал с ней в Сыктывкар.

С женой за гобеленом. 1970-е гг.

Следующая славная страница биографии Добрякова – работа на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, будущей ВДНХ, в 1955–1957 годах. Выставка была перестроена и преобразована после войны, павильоны стали напоминать дворцы, в том числе павильон «Ленинград и Северо-Запад РСФСР», в котором Добряков с коллегами из других республик оформлял залы Коми АССР, Вологодской области, Карелии.

К середине 1950-х годов относится и начало сотрудничества Добрякова с Коми книжным издательством: он работал над иллюстрациями к книгам Александра Рекемчука, Анатолия Знаменского, Ивана Изъюрова, Серафима Попова, Владимира Тимина, Геннадия Юшкова, Геннадия Федорова, Нины Куратовой и других коми писателей и поэтов, оформлял детские издания.

Уходящая Русь Николая Клюева, 1988 г.

Стараниями Добрякова был оформлен и старый аэропорт в Сыктывкаре. Помимо этого, он создал витражи для магазина «Детский мир», который находился на улице Орджоникидзе, а также два больших панно – «Полярная ночь» и «Северяне» – для столичного кинотеатра «Октябрь».

Северные игры. Мозаика, 1963 г.

В 1955 году художник впервые побывал в Заполярье: в геологических партиях, в стойбищах оленеводов, у охотников, воркутинских шахтеров, где написал множество этюдов. Теме Севера посвящены масштабные произведения: «На земле предков», «Север. Праздник», «Коми охотники», «Встречающие», «Дороги геологов», «Красные партизаны». Они пронизаны сдержанной романтикой сурового края, покорившегося человеку.

На земле предков, 1969 г.
Красные партизаны, 1967 г.

В программной картине Добрякова «На земле предков» (1969) изображены геологи, набредшие в горах на древнее языческое капище с деревянными идолами. Необычная работа «Знак оленеводов», созданная Добряковым в 1982 году по воспоминаниям о поездке в Ямало-Ненецкий автономный округ, также представляет свидетельства древних культов кочевых народов.

Знак оленеводов, 1982 г.

По сибирским впечатлениям Добряков написал картину-видение «Берег Мангазеи» (1987). Художник на своем полотне показывает берег реки, на котором стоял древний купеческий город, в северном небе смутно проглядывают деревянные постройки: кремль-детинец, церкви, гостиный двор, жилые дома – некое подобие ушедшего на дно озера града Китежа.
Встреча с художником-мозаичистом В. Хрящевым подтолкнула Добрякова заняться новым для себя и для коми искусства видом монументального искусства. Первую его мозаику «Лесоруб» зрители увидели на республиканской выставке в 1961 году. Потом были «Домна Каликова» и «Пастух-оленевод» (1962), «Победа» и «Северные игры» (1963), «Шахтер» (1965), «В.И. Ленин» (1970). Но наиболее известные сыктывкарцам мозаики мы ежедневно видим на улицах города. В первую очередь это мозаичные панно на фасаде Института биологии Коми научного центра. Еще одно панно, изображающее сцены праздника оленеводов, находится на торце жилого дома № 17 по улице Куратова, где проживал сам Добряков.

В 1970-е годы Сергей Алексеевич увлекся новой для себя техникой. Вместе с женой первым в республике он создавал гобелены, посвященные Северу.

Свадьба оленеводов. Гобелен, 1981 г.

3 октября 1989 года художника не стало. На седьмой зональной выставке «Художники Севера» в том же году творчество С. А. Добрякова было представлено двумя работами, созданными годом ранее: «Ульяново» и «Уходящая Русь Николая Клюева». Поэт Николай Клюев, заново открытый советскими читателями только в 1977 году, соединял в своих стихах народное крестьянское творчество и религиозность русского народа. Добряков написал его образ подобно иконе с клеймами. В среднике – Клюев, в клеймах – небольшие композиции, раскрывающие понимание «Уходящей Руси»: церкви, старинные города и села, деревянные дома, работающие в поле и дома крестьяне, а вместе – ощущение обстоятельности, покоя, тишины, связи времен, вечности. Всего того, что составляло ценность и для самого Сергея Добрякова.

По материалам очерка Надежды Беляевой «Уходящая Русь Сергея Добрякова»

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.