Школа-студия «19:11»

открывает сыктывкарцам мир музыки

Частная школа музыки «19:11» работает в Сыктывкаре чуть больше года и за это время успела не только набрать свыше сотни учеников, но и организовать пять концертов и забрать главный приз на всероссийском конкурсе. Школу-студию основали два музыканта: барабанщик Евгений Лисовский и гитаристка Валентина Вахнина.

Как добрый и плохой полицейские

Евгений Лисовский и Валентина Вахнина познакомились еще во время учебы в колледже искусств. После оба работали в Республиканском центре дополнительного образования. Говоря друг о друге, музыканты подчеркивают, что очень удачно сошлись характерами:

– Мы во многом похожи, – рассказывает Валентина. – Он такой же, как и я, чиканутый по работе, трудоголик. Единственное, Евгений немного мягче, поэтому мы порой делимся на роли: он становится добрым, а я плохим полицейским.

Валентина Вахнина

И Лисовский, и Вахнина пробыли в РЦДО больше десяти лет. Сама работа им нравилась, хотя были свои сложности. В 2017 году музыканты решили основать свою школу, уже нашли помещение, но Евгению пришлось отказаться от задумки, а Валентина открыла школу гитары Mezzo. В то время Вахнина еще оставалсь РЦДО, в первую очередь из-за детей и их родителей, которые упрашивали ее не уходить.

Вопрос о совместной школе был снова поднят в 2022 году. Летом Вахнина и Лисовский покинули РЦДО. Помещение для школы нашли быстро. Тяжелее было делать в нем ремонт, но музыкантам помогли ученики и их родители. Помогли и с инструментами: кто-то подарил колонку, кто-то – ударную установку. «Если бы не дети, то ничего бы не получилось», – рассказывает Евгений.

Школа-студия «19:11» открылась 23 июня. А через несколько месяцев Лисовскому и Вахниной уже предлагали продать франшизу в Киров, но они отказались. «Нужен постоянный контроль, чтобы не падало качество», – говорит Валентина.

Начиная с азов

Сегодня в «19:11», по словам основателей школы, около 150 учеников – как маленькие дети, так и пожилые люди. «Очень важно дать всем шанс осуществить свою мечту», – считает Валентина Вахнина.

Так как в студии нет временных ограничений по обучению, многие продолжают ходить на уроки годами. Кроме того, есть ученики, активно меняющие инструменты, игрой на которых хотят овладеть. Преподавателей в школе шесть, и обучают они игре на ударных и гитаре, а также вокалу. Есть и другие педагоги, арендующие студию для того, чтобы проводить там свои занятия.

В школе Вахнина отвечает за гитаристов, Лисовский – за барабанщиков. Сами занятия идут по 40 минут: дольше, как утверждают педагоги, учиться бесполезно из-за потери внимания. Количество уроков зависит от финансовых возможностей учеников и их настроя, но, говорит Лисовский, чтобы чему-то научиться, необходимо как минимум две встречи в неделю, иначе все забывается.

Евгений Лисовский

На первом занятии преподаватели начинают с азов: Евгений рассказывает об ударных, о том, как держать палочки, Валентина – о правильной постановке рук. Дальнейший ход обучения зависит только от ученика. «Суть работы педагога – проанализировать, как себя ощущает человек, и подстроиться», – утверждает Лисовский. Если это ребенок, то в процесс внедряют много игровых моментов. Кроме того, в начале обучения ребят просят дать список песен, которые они хотели бы исполнить. В зависимости от запросов ученика меняется сложность программы: одним дают нотную грамоту, а других, если им это не нужно, учат пользоваться табулатурой, где вместо нот указаны конкретные струны, которые нужно зажимать.

Кроме индивидуальных занятий есть и групповые: по два или четыре человека. В этом случае педагоги уделяют внимание ученикам по очереди. Валентина вообще работает по таймеру: она дает задание одному подопечному, а после идет к следующему – и так по несколько кругов. Кроме того, начинающие музыканты привыкают работать в шумной обстановке и концентрироваться на своем деле. Но даже в таких условиях преподаватели стараются обеспечить комфорт на занятии, чтобы ученики не отказались от своей цели и продолжали обучение.

– Недавно моя ученица спросила: «Евгений Юрьевич, а Вы никогда не задумывались, почему дети так хотят у Вас заниматься?», – рассказывает Лисовский. – Она отметила, что наши занятия похожи на психотерапию, после них ребята уходят расслабленными и довольными. Но не только я дарю им энергию, они также меня заряжают на работу. За это я и люблю свое дело.

Кайфующие от музыки

Под руководством Лисовского и Вахниной в «19:11» работают несколько коллективов, история которых началась задолго до появления школы-студии. Один из них – шоу-группа барабанщиков Team Spirit. Она появилась около десяти лет назад еще в РЦДО. Чтобы попасть в группу, нужно было отучиться три года индивидуально у Лисовского и отлично играть на барабанах. Поначалу на первом концерте выступало два человека, но постепенно коллектив разрастался. Сегодня в шоу-группе 12 участников. Кроме барабанщиков в коллектив вошли клавишники и гитаристы. Руководит группой Евгений Лисовский: определяет репертуар и вместе с ними репетирует.

Кроме Team Spirit под руководством Евгения в школе находятся и «Мажоретки». Группа зародилась около 7 лет назад и представляла собой коллектив барабанщиц в гусарских костюмах. Сегодня девушки уже выросли, поменяли стиль и играют более современную музыку.

Еще один коллектив в составе школы «19:11» – вокально-инструментальный ансамбль «Синкопа». Он тоже появился в РЦДО, руководят им Лисовский и Вахнина вместе. Если в Team Spirit и «Мажоретках» акцент ставится на барабанах, то «Синкопа» более разноплановая: кроме ударников есть два гитариста, басист и певец. Сегодня действуют два состава: старший, участникам которого от 13 до 23 лет, и младший, где собрались дети от 10 до 12.

Занятия коллективов проходят один-два раза в неделю по полтора часа. Отдельное внимание уделяется артистичности участников:

– Когда ребята уже сыгрались и освоили техническую часть произведения, мы начинаем отрабатывать эмоциональность выступления, – рассказывает Валентина. –Все движения: как они прыгают, колбасятся, улыбаются – продумываются на занятии, чтобы на концертах они выглядели кайфующими от музыки, от самого процесса.

Когда радует результат

Ученики «19:11» не только постигают азы игры на музыкальных инструментах, но и активно выступают. Например, у Валентины Вахниной есть такой традиционный прием: как только человек может исполнить какую-либо песню, его записывают на видео. Во-первых, это помогает ученику раскрепоститься и подготовиться к будущим концертам и конкурсам. Во-вторых, родители могут увидеть, каких успехов добились их дети, ведь порой они стесняются играть.

Кроме этого, основатели школы часто проводят отчетные концерты: с создания школы их уже было пять. Чаще всего они выступали в одном из клубов Сыктывкара в вечернее время, но последний концерт прошел в Саду скульптур Национальной галереи Коми. Выступали и на «Облаках», и на «Звездах над Вычегдой», и на матче баскетбольной команды «НИКА». Репертуар разный: можно услышать и известные песни в стиле рока, и авторские барабанные композиции.

Нередко ученики школы участвуют и в конкурсах. На этом настаивают сами преподаватели. «Всегда должен быть результат», – утверждает Валентина. Например, на всероссийский конкурс «Серебряные струны», проходивший в Кирове, поехала практически вся школа: сольники, Team Spirit, старшая и младшая «Синкопа», даже педагоги собрались в отдельную музыкальную группу «Студия 19:11». Конкурс шел целую неделю. Конкуренция была высокая, но музыкантам студии удалось завоевать несколько первых мест и получить Гран-при.

Подготовка к таким конкурсам занимает несколько месяцев, а порой и целый год. Но, когда воспитанники школы выходят на сцену и показывают то, чему научились в школе-студии, все потраченные часы и силы окупаются:

– Приятно видеть, когда человек, не умеющий играть, спустя время достигает поставленных целей и выступает, демонстрируя свои навыки, – говорит Валентина Вахнина. – Это радует не только ученика, но и его преподавателя. Мне кажется, что большая часть педагогов, которым нравится свое дело, учат именно ради этого…

Алексей БАТАЛОВ

Фото предоставлено студией «19:11»