Вадим Кононов. «Ощущение рая»

В цикле публикаций о современных художниках Республики Коми на этот раз мы нарушим традицию и расскажем об уже ушедшем из жизни живописце. Заслуженный работник Республики Коми Вадим Петрович Кононов не дожил до своего 80-летия полтора года. Сегодня художника называют своим учителем коллеги по цеху среднего и младшего поколения. Коми стала его второй родиной и заиграла в его полотнах особым светом и цветом.

Фото Кирилла Шучалина

Родился Вадим Кононов в 1940 году под Тверью, в селе Видогоши. Учился в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина на художественно-графическом факультете, а окончив его в 1968 году, по распределению приехал в Сыктывкар – преподавать. В это же время в Коми АССР приехали Вячеслав Кислов, Юрий Филипповский, Вячеслав Куликов. Тогда еще сложно было предположить, что спустя годы эти молодые художники станут настоящей плеядой мэтров – художественным «лицом» северного края – и оставят после себя настоящие шедевры, новый свободный взгляд на Север и десятки талантливых учеников, по сей день работающих в городах и селах Коми.

В зеркале интересов. Автопортрет, 2004 г.

Вадим Кононов работал в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, сюжетно-тематической картины, не отдавая предпочтения какому-то конкретному. Со временем он отказался от классических портретов, предпочитая изображать «состояние вокруг». Пример тому – работа «В зеркале интересов». В нижней части картины – автопортрет художника, в сосуде – кисти, в глубине образ Венеры и отражающаяся в зеркале обнаженная модель. Но будь то изображение человека, бытовой сцены, предметов или настроения, главными в его произведениях оставались цвет и свет. «Дымящиеся светом полотна» – называет работы Кононова искусствовед Ольга Орлова, отождествляя частый образ солнечного света с вечным духовным поиском, путем к обновлению.

Сусанна, 1992 г.

Сам же Вадим Кононов признавался, что не собирался становиться художником и даже в школе, хотя рисовал хорошо, это дело не любил: из-за стенгазет, где надо было рисовать карикатуры. Свою нелюбовь к ним он сохранил до конца жизни. Кононов мечтал о небе и море. Но, приехав в Ленинград поступать в мореходку, вместо этого весь день провел в Летнем саду, рисуя. Поняв, в чем его истинное предназначение, он не стал подавать документы в училище, а вместо этого отслужил в армии и поступил на художественно-графический факультет.

Вечерее солнце, 2008 г.

Примерно в тридцатилетнем возрасте Кононов закрыл в своем творчестве дверь для всего негативного. Поставив перед собой задачу изображать красивое и жизнеутверждающее, художник столкнулся с трудностями. Чтобы оставаться верным своему решению, всю жизнь он пытался уловить «ощущение рая», которое поймал случайно шестилетним, гуляя с братьями в лесу. Однако правильность выбора не определяет правильность результата, считал художник и признавался, что в процессе работы испортил немало произведений, увлекшись одной из сторон изобразительного искусства.

Путь (Дороги войны) Центральная часть триптиха, 1990 г.

В выставках – персональных, зональных, всесоюзных, республиканских – художник участвовал с 1969 года. Однако в одной из последних, в 2010 году, рядом со своими поздними работами он выставил ученическую – 1967 года – «Зимнее окно». По стилистике она выбивается из всего творчества Кононова, благодаря ей в институте преподаватели называли его «наш Врубель». На ней – воспоминание детства, едва уловимое ощущение того самого «рая», любопытства к жизни, стремление разгадать загадку и уловить красоту через образ морозных узоров на стекле.

Теплый снег марта, 1984 г.

Всю жизнь Вадим Кононов исследовал природу творчества, изучая драматическое противостояние человека и общества, художника и толпы, части и целого. Историю развития человечества мы изучаем по произведениям искусства, напоминал он. Таким образом, человек, не способный творить в самых разных проявлениях, не может назвать себя развивающейся личностью. Кононов собирался написать об этом книгу, но не успел. Сегодня его записи можно прочесть в виде статей.

Контражур, 2014 г.

Со временем он пришел к убеждению, что рисунок в изобразительном творчестве не является главным. Первичнее цвет. «Цветовое пятно часто определяет все дальнейшее прочтение произведения», – писал он, постепенно придя к идее важности единства композиции и линии.

С книгой, 2008 г.

С чего начать, чем закончить, как преодолеть пустоту и беспомощность, накрывающие художника, оставшегося наедине с холстом, что первичнее: смысл или форма, – размышлял художник. Он переживал, что исследование творчества прерывается решением бытовых и прочих вопросов, и сравнивал его с просмотром телепередачи, прерываемой рекламой. Тем не менее вдумчивость и погруженность в природу художника он передал и своим ученикам в статье, написанной в 2010 году, – «Мастерская живописи».

Дача. Тепло апреля, 1982 г.

Независимо от того, что являлось предметом вдохновения для художника: женщина ли, природа, осень, деревня – залогом успеха он считал «состояние восторга, которое просто необходимо испытывать каждый раз, когда берешь в руки кисть». Тогда, по его убеждению, радость творчества, которую испытывает художник в процессе создания полотна, передастся и зрителю.

Красный стол, 1993 г.

Умер Вадим Кононов 12 марта 2019 года.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.