РЖД: миссия выполнима

На IV Железнодорожном съезде подвели итоги и наметили новые планы

85,6 тысячи километров – такова общая протяженность железнодорожных артерий, связывающих большие и малые населенные пункты России. Впечатляющие цифры, серьезные итоги и большие планы были озвучены 15 декабря на IV Железнодорожном съезде в Москве. Форум собрал почти две тысячи делегатов и полторы сотни журналистов со всей страны.

Значимость съезда подчеркнуло участие в его работе Президента России Владимира Путина, который отметил, что задачи, поставленные перед РЖД на период, прошедший с последнего съезда, выполнены.

– Предстоящее десятилетие станет для нашей страны десятилетием большой стройки, больших проектов, в том числе на железной дороге: проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии. Планируется, что высокоскоростные магистрали пройдут по территориям, где живет более 111 миллионов наших граждан, а это 80 процентов населения страны, – сказал в своем выступлении Владимир Путин.

Обращаясь к делегатам, глава государства отметил, что во многих регионах железная дорога традиционно играет определяющую роль в жизни целых городов и поселков: не только обеспечивает рабочие места, но и решает важные социальные задачи. Президент назвал ОАО «РЖД» одним из флагманов нашей экономики по внедрению инноваций и цифровых решений. При этом упор делается именно на отечественные разработки и использование российского программного продукта. Фактически ушли в прошлое очереди возле железнодорожных касс: сегодня три четверти билетов оформляются в онлайн-системе на интернет-сайте или с помощью мобильного приложения. Было подчеркнуто лидерство РЖД в развитии квантовых коммуникаций.

– Это одна из сквозных технологий, где у России есть серьезный научный и практический задел и собственные возрастающие компетенции. Уже создается магистральная квантовая сеть, которая на новом уровне обеспечит качество и безопасность коммуникаций, повысит скорость передачи данных, а значит, позволит укреплять связанность страны, – заявил президент страны.

Сегодня компания РЖД обеспечивает треть всего пассажиропотока страны и 87 процентов всего грузооборота в стране. На железных дорогах задействовано около 900 тысяч человек. РЖД входит в тройку компаний-лидеров по уровню инвестиций в экономику страны: только в минувшем году они превысили триллион рублей.

Во что вкладывается РЖД? Прежде всего, в переориентирование транспортных коридоров в части восточного полигона, портов Северо-Западной и Черноморской зон. В приоритете и улучшение сервисов, внимание к пассажирам, обновление подвижного парка и формирование технологической независимости.

В работе съезда приняли участие и представители Республики Коми. Заместитель начальника Северной железной дороги по территориальному управлению Тимур Шалашнев рассказал «Региону», что в предыдущие шесть лет компания сделала значительные вложения в инфраструктуру Республики Коми и эта тенденция будет продолжена. С 2018 по 2022 год на модернизацию объектов железнодорожной инфраструктуры Республики Коми было направлено около 12 миллиардов рублей. В 2023 году в развитие инфраструктуры было инвестировано 2,3 миллиарда рублей.

– Компания РЖД повышает пропускную способность по северным регионам, которые раньше страдали от преобладания однопутных участков. За последние годы по территории Коми перевезено более 69 миллионов тонн груза. Более 9 миллионов пассажиров воспользовались для своих поездок железнодорожным транспортом, 70 процентов из них приобретают билеты онлайн. В 2023 году назначены пять новых пассажирских поездов из региона в направлении Санкт-Петербурга и Москвы, Нижнего Новгорода и Архангельска, – отметил Тимур Шалашнев.

Особое внимание уделяется развитию пассажирской инфраструктуры. Реконструированы вокзалы в Сосногорске и Сыктывкаре, обновлены вокзалы Воркуты, Инты, Микуня, Ухты, платформа в Эжве, а также пассажирские вагоны в пригородных поездах. За счет инвестиционной программы проводятся работы по реконструкции железнодорожного пути. В этом сезоне проведен ремонт 80 километров пути, капитальный ремонт ведется на участках Вис – Малая Пера и Печора – Аранец. Всего в границах Республики Коми эксплуатируется 2,5 тысячи километров пути. Ежегодный ремонт пути позволяет повысить надежность железнодорожной инфраструктуры и увеличить скорость движения грузовых поездов до 90 километров в час, а пассажирских – до 140.

На съезде шла речь и об обновлении локомотивного парка. В настоящее время второе дыхание получили заводы в Коломне и Брянске: планируется, что ежегодно они будут выпускать до семисот локомотивов.

Среди делегатов съезда была и Александра Науменко, начальник заполярной станции Собь, которую горнолыжники иногда называют местным Куршевелем.

– Мне было важно услышать из уст президента, что Северному широтному ходу – быть. А это новые рабочие места для нашей республики, – пояснила Александра Науменко. – Хоть это и ответвление от Лабытнанги, но специалисты, обеспечивающие работу этого участка, в основном живут в Воркуте.

На железной дороге работают мама и муж Александры Науменко, дежурство по станции она несет наравне с коллегами, и вся ее жизнь связана с железнодорожной профессией, которая стала образом жизни.

– На Севере экстремальные условия: большое количество осадков, длительные морозы, метели, при этом железная дорога становится дорогой жизни. Поэтому при планировании так важно прислушиваться к специалистам, посвятившим себя железной дороге в экстремальных условиях, – говорит Александра Науменко.

Неоднократно на съезде звучали слова о главном богатстве компании – людях, железнодорожниках и тех, ради кого они работают. Например, важной социальной составляющей работы компании на территории Коми стал запуск медицинских поездов. В этом году такие составы побывали на отдаленных станциях в Княжпогостском и Интинском районах. Оснащенные по последнему слову медицинской техники вагоны-амбулатории с узкими специалистами останавливаются в населенных пунктах на два дня и проводят обследование местного населения.

Железные дороги позволяют не только сокращать расстояния, развивать экономику, но и узнавать страну. Трендом последнего времени стал железнодорожный туризм. В мае этого года тысячи жителей Республики Коми выкладывали в соцсетях свои впечатления от поезда Победы, посвященного Великой Отечественной войне, а в ноябре встречали вместе с детьми поезд Деда Мороза, который проехал по всей республике от самой Воркуты. Это направление будет развиваться и дальше, подчеркнул Тимур Шалашнев. В этом году РЖД реализовали уникальный проект: запустили в Ярославле первый свадебный поезд. Молодая семья расписалась прямо в пути, под стук колес проходило и свадебное торжество.

В республике, как и по всей стране, активно развивается «железнодорожное» волонтерство. Компания спонсирует профильные учебные заведения среднего звена. Не так давно лекции о перспективных проектах компании и ее истории Тимур Шалашнев читал в Ухтинском техникуме. РЖД решают вопрос сокращения оттока кадров из региона, и уже сегодня более трети сотрудников компании – молодые люди в возрасте до 35 лет.

Все тактические и стратегические задачи, наказы Президента и Правительства Российской Федерации вошли в резолюцию съезда. Через шесть лет, на V железнодорожном съезде, компания сможет сверить планы и их реализацию.

Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы ОАО «РЖД»