Светлана Бандура: «Музей – это место разговора о времени»

Для Национального музея Республики Коми 2023 год выдался насыщенным на события. Реализация сразу двух больших грантовых проектов в тандеме с театральными сообществами, презентация залов открытого показа фондов – такое в истории музея случилось впервые. О реализованных в уходящем году проектах и запланированных на будущее рассказала директор Национального музея Республики Коми Светлана Бандура.

– Светлана Владимировна, в этом году старейшему музею республики исполнилось уже 112 лет. А как в современных реалиях развивается музейное пространство?

– Музей давно вышел за рамки места, где просто хранятся уникальные экспонаты. Когда людям хочется ощутить сопричастность к чему-то фундаментальному, они приходят в музей. Если говорить о содержательной сфере, то сегодня музей – это место, где одной из важнейших задач является определенная рефлексия, разговор экскурсовода с человеком о нем самом, о времени, в котором он живет, о мировоззрении. В этом разговоре экскурсоводу важно не просто правильно ответить на вопросы, быть источником знаний, а выступить вроде терапевта души. Иной раз экскурсии в наших залах длятся до двух часов.

Раньше музеи активно искали новые формы взаимодействия, в том числе с публикой, какие-то коммуникативные, интерактивные приемы. Сегодня мы тоже ищем способ коммуникации, но уже в новых, других условиях и в более сложных формах, которые порой имеют косвенное отношение к музейной деятельности.

– Спектакль-читка «Пишите письма. Сергей Довлатов» – один из таких проектов?

– Да. Когда я задумывала этот проект, хотелось сделать культурный микс. Все началось с выставки «Пишите письма», где мы представили письма солдата-срочника, будущего знаменитого писателя Сергея Довлатова студентке Коми пединститута Светлане Меньшиковой. Об этой выставке вы уже писали в журнале. Затем случилось объединение музея с креативными сообществами Сыктывкара. В вековых стенах отдела истории Национального музея мы решили осуществить постановку малой театральной формы – читку. В обновлённом пространстве музея – теперь этот зал в стиле лофт мы называем довлатовским – актеры сумели донести до молодёжи те чувства, которые испытывали их сверстники 60 лет назад. Спектакль-читка продолжает жить на сцене драматического театра, и после каждого показа я наблюдаю у зрителей эмоциональный отклик.

Но на этом довлатовская история не заканчивается. На апрель будущего года запланирована премьера большого спектакля, где мы в большей степени, нежели в читках, расскажем о Сыктывкаре, каким его мог увидеть Сергей Донатович. На первый план выйдут актуальные для молодёжи вопросы выбора и переезда в большой город.

Благодаря уже реализованным проектам нам удалось соединить исторические артефакты с современностью – показать кругозор Довлатова через письма к любимой и таким образом привлечь внимание к отделу истории.

Мы постоянно стараемся придумывать что-то новое, использовать самые разные формы работы – экскурсии, лекции, театральные постановки. Вообще этот год прошел в музее под эгидой театра. После «Пишите письма. Сергей Довлатов» случился проект «Вселенная Жакова», в рамках которого состоялась презентация спектакля-променада «Путь Пармы», поставленного по мотивам поэмы Каллистрата Жакова «Биармия». В этом же году мы выиграли грант Главы Республики Коми и совместно с Финно-угорским культурным центром Российской Федерации сняли фильм в рамках проекта «Соловей, поющий по-коми». Показ приурочили к 90-летию со дня рождения народного поэта республики Альберта Ванеева.

– Здание отдела истории, построенное в 1924 году, требует капитального ремонта. Дата его проведения уже известна?

– Не только залы, но и входная группа, гардероб, места общего пользования – все должно соответствовать современному восприятию экспозиции. В этом году мы получили положительное заключение государственной экспертизы на техническую документацию по капитальному ремонту здания отдела истории. Следующий этап ­– поиск финансирования и постановка здания на ремонт. Смета составляет более 230 миллионов рублей. Срок действия госэкспертизы – три года.

Отдел истории – главная экспозиционная площадка, рассказывающая о прошлом республики, где можно рассмотреть всю истории земли Коми с древнейших времен до наших дней. Многие жители воспринимают отдел как историческое сердце республики. Можно спорить, в какие проекты следует вкладывать деньги и нужен ли ремонт зданию музея. Но то, что у региона должна быть своя визуализированная история, соприкоснуться с которой можно в одном месте, бесспорно. Очень надеемся, что к концу 2024 года у властей региона появится ясность по капитальному ремонту этого здания.

– Фасад здания занавешен, однако экспозиция продолжает работу. В каком формате это происходит?

– Здание закрыто баннером и может показаться, что оно закрыто для посещения, но, даже ожидая ремонта, отдел истории переживает новые витки развития. Появление довлатовского зала тому подтверждение. Грантовые проекты для того и задумываются, чтобы раскрыть возможности уже существующих пространств и потенциал сотрудников музея. В новом зале замечательная акустика, многофункциональное пространство, здесь регулярно проводят театральные постановки, концерты, презентации, творческие встречи. Наши специалисты организуют музейные занятия, открытые лекции.

Осенью в отделе истории появилась новая экспозиция, где выставлены работы фотохудожников Марка Оникула, Сергея Зиновьева и Александра Горбачева «Ближний круг». Авторская фотография 80–90-х годов ХХ века помогла визуализировать советскую и постсоветскую историческую повседневность. Этот зал стал центром притяжения горожан.

– Слоганом нового презентационного буклета о музее стала фраза: «Музей для своих и для гостей». В чем суть новой концепции?

– Важно, чтобы все экспозиции, мероприятия, которые проводим в отделах музея, были привлекательны, актуальны, интересны для жителей республики, а также для приезжих посетителей. Если каждый житель Коми будет гордиться ее историей и культурой, то и гости региона будут ее знать. У нас очень компактный город, поэтому за один день можно посетить большинство музеев.

Музейную афишу стараемся формировать в удобное для посетителей время. Например, в Литературном музее по вечерам реализуем проект «Литературная среда». Летом по четвергам отдел истории работает дольше обычного. Кстати, новые традиции формируем не только мы, но и посетители. Например, доброй традицией стали походы в музей вместе с коллегами в обеденное время.

– В этом году музей впервые получил финансирование по нацпроекту «Культура». На что потратили деньги?

– Более восьми миллионов рублей направили на техническое оснащение отделов: немного улучшили условия хранения музейных фондов, купили стеллажи, обновили освещение, ввели автоматизированную билетную систему «Супербилет-Музей». Также купили комплект аппаратуры радиотургидов, который используем для проведения пеших и автобусных экскурсий.

Благодаря федеральному финансированию мы смогли организовать открытые показы фонда. Открытое хранение – новая и редкая форма представления исторического наследия. То, что обычно скрыто от глаз посетителей в музейном закулисье, стало доступно для посетителей. Цель проекта в том, чтобы показать, какие уникальные предметы есть в нашей коллекции, как важно рассказывать истории, легенды, судьбы людей, которым принадлежали эти вещи. Отдел истории презентовал зал «Одушевленное неодушевленное: предметы городского быта XIX – XX веков». Комоды, буфеты, большие зеркала, диваны и даже ломберный столик – все эти редкие предметы интерьера смогли увидеть наши гости. Второй открытый показ фондов организовали в отделе этнографии. Представили телеги, сани, нарты – средства передвижения в традиционной культуре коми.

– Музею катастрофически не хватает площадей для хранения фондов. Решение проблемы существует?

– Сегодня в нашем собрании более 260 тысяч единиц хранения, среди которых немало крупногабаритных предметов. Главная проблема – это скученность фондов. Например, фотоархивы и документы должны храниться в специальных затемненных помещениях, но наше фондохранилище не соответствует таким требованиям. Хранение предметов из разных материалов – дерева, металла, ткани, керамики – также положено организовать отдельными помещениями со специальными условиями.

Ещё одна проблема – реставрационные мастерские. Их давно пора привести в порядок, чтобы специалисты могли заниматься реставрацией, сохранением памятников культуры в соответствующих музейным стандартам условиях. А пока вместо этого сотрудники вынуждены самостоятельно таскать воду в помещения. Такие неудобства не способствуют творческому настрою.

– Как можно расширить фондохранилище?

– Как вариант – расположить значительную часть музейных фондов в здании уездной земской больницы на улице Бабушкина, которое сейчас пустует. Для многих горожан это здание, где некогда располагался родильный дом, связано с историей их собственного появления на свет. Наконец, в Сыктывкаре до сих пор нет музея города. Эту задачу возможно решить в ныне пустующих помещениях, организовав экспозицию об Усть-Сысольске – Сыктывкаре. Думаю, что капремонт здания отдела истории и расширение фондохранилища в значительной степени помогут формированию комфортной среды Сыктывкара.

– Музеи активно ведут оцифровку своих коллекций и архивов. Когда мы увидим в интернете оцифрованные фотоархивы Нацмузея Коми?

– За последние годы возрос интерес организаций и частных лиц к цифровым копиям фотографий, документов. Нередко человек, увидев какой-то предмет в госкаталоге, обращается к нам с просьбой предоставить его фотографию. С одной стороны, мы должны сохранить за музеем, как обладателем этих коллекций, все права на снимки. С другой стороны, перед нами стоит задача по формированию Государственного каталога Музейного фонда РФ. При этом музей не обязан выставить все оцифрованные снимки в Интернет.

Значительная часть музейных фото опубликованы на сайте «Дорогие товарищи». Этот социокультурный проект удалось продвинуть во многом благодаря партнерскому проекту «Сыктывкар ОТ и ДО», получившему поддержку президентского гранда культурных инициатив. Инициаторами и создателями трех выставок и трех путеводителей стали сотрудники Национального музея.

– Среди работников музея появляется все больше молодых лиц. Что молодежь привлекает в музейной работе?

– Вся моя профессиональная жизнь связана с музейным делом. Когда я в середине 1990-х годов пришла в музей, то зарплату не платили, выживать было сложно. Из-за этого к концу девяностых большая когорта музейщиков ушла, но потом некоторые вернулись. Говорят, что в профессии случайных людей не бывает, в музейной работе – то же самое. Реализуя большие проекты, сотрудники находятся в постоянном диалоге, обретают понимание того, чем ты можешь быть полезен. На работу мы принимаем людей с хорошим базовым образованием, тех, которые готовы постоянно учиться. Молодежь идет работать в музей, и мы видим, что это люди думающие, готовые взяться за новые темы и предложить качественный музейный продукт.

– Какие планы у музея на следующий год?

– Культурная жизнь республики в 2024 году будет проходить под знаком 185-летия со дня рождения Ивана Куратова. В нашей музейной сети существует Литературный музей, посвященный первому коми поэту, но тем не менее мы готовим новую выставку. Преподнесем по-новому персону первого национального коми поэта. И это неслучайно. С современниками всегда нужно говорить на актуальном языке. Поэтому музейные коллекции и наследие мы все время обволакиваем новыми формами, чтобы заинтересовать публику. В том числе и вокруг личностей, о которых, казалось бы, уже многое известно.

Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото Сергея ЗИНОВЬЕВА