От «передвижек» до храма искусства

Как создавался в столице Коми художественный музей

Национальная галерея Республики Коми в декабре 2023 года отметила 80-летие. Собрание галереи включает более 10 тысяч произведений западноевропейского, русского, советского, современного российского, коми искусства и иконописи. А начиналась история галереи в военном 1943 году, когда у художественного музея в столице Коми АССР не было даже своего помещения…

Нынешнее здание Национальной галереи Республики Коми.

Стоявшие у истоков

Художественный музей в столице Коми создавался не на пустом месте. В республиканском краеведческом музее с 1928 года хранилось более 200 произведений русского и зарубежного искусства. Эту коллекцию привез из Москвы, из Государственного музейного фонда Даниил Тимофеевич Янович – ученый-антрополог, этнограф и музейный деятель. Он мечтал об открытии картинной галереи в провинциальном Усть-Сысольске, но добиться этого не успел. Разнокалиберные произведения искусства теснились в небольшой комнате, заполняя стены ковровой развеской.

Передача коллекции Яновича в галерею разгрузила бы фонды и освободила бы экспозиционное пространство краеведческого музея. В то же время Москва требовала объединить профессиональных художников республики, сделать доступным для народа соответствующее советской идеологии изобразительное искусство. Художественный музей должен был стать местом показа и хранения произведений коми художников.

Строительство первого здания художественного музея. 1946 г.

Организация и местного союза художников, и галереи стала возможна благодаря двум подвижникам – художнику Валентину Полякову и начальнику Управления по делам искусств при Совнаркоме Коми АССР Серафиме Поповой. Они были ровесниками, земляками, соратниками: родились в 1905 году, оба родом из села Серёгово; их рвением в Коми крае появились изостудии, художественная школа, республиканские выставки, объединения художников, как профессиональных, так и самодеятельных.

Поддержал идею председатель Совнаркома Коми АССР Сергей Турышев. 4 декабря 1943 года вышло постановление Совнаркома за № 947 «Об открытии в городе Сыктывкаре Государственной картинной галереи Коми АССР». Вскоре появилось другое название – Республиканский художественный музей Коми АССР. В новый музей предлагалось передать из краеведческого музея к февралю 1944 года коллекцию Яновича, за исключением предметов, размещенных в постоянной экспозиции, и на первое время выделить в Коми пединституте комнату для произведений. Однако ни то ни другое выполнено не было. В городе ощущался дефицит помещений.

Персональная выставка Н. Жилина в шахматном павильоне парка им. С.М. Кирова. 1948 г.

Штатное расписание нового музея предполагало всего две ставки – директора и счетовода-кассира. Возглавляли музей в первые годы его существования художники и даже актеры: они часто сменялись – некоторые не выдерживали и пары месяцев административной работы.

Первым директором музея стал график Виктор Гаврилович Постников, уроженец Архангельска, большой любитель старины, друг детства известного писателя Бориса Шергина. В 1945-м Постникова сменил писатель, актер, фронтовик Иван Потолицын, почти сразу же передавший бразды правления Полякову. Далее, до 1953 года, в этой должности побывали и Василий Игнатов, известный впоследствии иллюстратор коми мифов и сказок, и Павел Юркин, и Петр Ямаев. Все трое были художниками, участниками войны, и лет им было по 25–30. Забегая вперед, отмечу, что «патриархат» в управлении музеем закончится в 1953 году. С этого момента и до 1990 года директорами будут исключительно женщины.

Первая передвижная выставка. Возможно, с указкой – Н. Латкин. 1946 г.

С бору по сосенке

В первые послевоенные годы в музее царила анархия: своего помещения не было, произведения были разбросаны по городу, ютились в Управлении по делам искусств, в драмтеатре, музыкальном училище, краеведческом музее или у художников дома. Неудивительно, что некоторые экспонаты были утрачены и впоследствии заменены на аналоги или копии. Так, графический лист Постникова «Сталин пишет письмо Ленину» власти преподнесли вождю в день его семидесятилетия вместе с другими подарками от трудящихся Коми АССР. Сейчас в фондах галереи хранится авторское повторение этой работы.

В 1944 году в собрании музея числилось всего 59 произведений, из них 51 работа относилась к искусству Коми АССР. Две трети составляла графика: виды старого, деревянного Сыктывкара и его окрестностей, исполненные Виктором Постниковым; обложки и иллюстрации Валентина Полякова и Михаила Безносова к книгам, выпущенным Коми государственным издательством; небольшие зарисовки с натуры. Скульптуры и декоративно-прикладного искусства не было вовсе, как, впрочем, и мастеров этих видов изобразительного искусства в Сыктывкаре того периода. Живопись представляли 14 произведений Николая Жилина.

В.Г. Постников, первый директор художественного музея.

В том же 1944 году в музей поступило восемь экспонатов из Москвы. Постников привез из закупочного фонда Управления по делам искусств при Совнаркоме РСФСР произведения Иллариона Прянишникова, Владимира Маковского, Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Николая Сверчкова, Евгения Лансере, а также «Натюрморт с селедкой» неизвестного голландского мастера XVII века. Центр был готов передавать следующие партии картин, но из-за отсутствия помещения музей рисковал потерять даже присланные экспонаты.

У первых директоров не хватало компетентности, знаний по музейному делу, опыта. Документация в музее толком не велась, книга поступлений – главная музейная книга – появилась только в 1948 году. Первым номером в нее занесли работу Рябушкина «Старуха», а первой из местных – картину «Подвиг Героя Советского Союза Василия Кислякова», созданную Постниковым в 1942 году.

«Музей очень мича, но картин этша»

Надо отметить, что произведения коми художников приобретались за деньги, средства на закуп закладывались в республиканском бюджете, но для этого картине и автору нужно было пройти через комиссию по отбору работ для музея при Управлении по делам искусств или через худсовет при бюро Союза советских художников. В их состав, кроме ответственных лиц из обкома, представителя цензуры из Главлита или Главрепеткома, входили одни и те же люди: начальник Управления по делам искусств Серафима Попова, председатель местного Союза художников Валентин Поляков, Виктор Постников, Михаил Безносов, Николай Жилин. Художники закупали работы у самих себя, сейчас это наверняка назвали бы коррупцией. Так, с юбилейной выставки, посвященной 25-летию Коми АССР, в фонды музея закупили на 15 тысяч рублей произведений Полякова, Постникова, Жилина, Пантелеймона Митюшева, а также репрессированных художников из Абези и Воркуты: Василия Прокошева, Анатолия Комарова, Льва Рыминского, Константина Пантелеева-Киреева, Александра Кузнецова.

Одна из первых работ в фонде художественного музея: «Подвиг Героя Советского Союза Виктора Лобанова» В. Полякова (1945 г.).

В отсутствие собственного музейного помещения закупленные работы стали показывать на передвижных выставках. Первые выставки прошли осенью 1946 года в Сыктывкаре. Их размещали в драмтеатре, в шахматном павильоне Парка культуры и отдыха им. С. Кирова, в окрестностях столицы: в Тентюково, Выльгорте, деревне Чит. Передвижная выставка вызывала живой интерес, зрителям особенно нравились большие картины: «Подвиг Виктора Лобанова» Полякова, «Зверства немцев» Митюшева, «Станция Котельная» Прокошева. Один из посетителей написал в книге отзывов: «Музей очень мича (красивый), но картин этша (мало)». Нововведение пришлось публике по душе, посетители просили привозить подобные выставки чаще.

«Сталин пишет письмо Ленину из сольвычегодской ссылки» В. Постникова (1949 г.).

В поисках пристанища

В январе того же 1946 года директором музея назначили Николая Егоровича Латкина, уроженца села Сторожевск, участника Великой Оте-
чественной войны. Проявив недюжинное упорство, он сдвинул вопрос о здании для музея с мертвой точки, бомбардируя письмами Совнарком, сыктывкарский горком и обком партии, депутатов Верховного Совета СССР, местную прессу и центральную газету «Правда». Латкин угрожал, что музей расформируют и картины изымут. Начальство предлагало разные варианты, но всякий раз переезд срывался.

Латкин задумал построить специализированное здание с нуля. Он даже набросал чертеж будущего храма искусства – двухэтажного каменного здания, в котором решил соединить художественный музей и союз художников, у которого также не было своего помещения. На первом этаже вокруг фондохранилищ Латкин видел анфиладные залы с экспозициями. На втором этаже предполагалось разместить мастерские и выставочный зал Союза художников, изостудию и реставрационную мастерскую. Очевидно, что в первые послевоенные годы этот проект был неосуществим.

М. Безносов. «Лесная изба»

В июне 1947-го художественному музею наконец-то передали, да и то в аренду, двухквартирный дом в парке им. С. Кирова. Здание само по себе являлось экспонатом юбилейной выставки 1946 года: его собрали 12 рабочих за 64 часа из деталей, сделанных на Микуньском заводе домостроения. Городские власти выделили еще 15 тысяч рублей, и после ремонта художественный музей наконец обрел крышу над головой.

С виду это был обычный леспромхозовский дом на две семьи, с двумя крыльцами. Общая площадь составляла 113 квадратных метров, выставочное пространство в разные годы – от 35 до 65 квадратных метров. В одной комнатушке площадью всего 7,5 квадрата располагалась канцелярия, и здесь же проживала уборщица, по совместительству сторож. Музей отапливался четырьмя печками. В сметах того времени любопытно читать про статью расходов на отопление: закупку дров, их перевозку, выкатку, раскряжовку и разделку на швырок. Любопытны и цены на билеты в музей: рабочим и служащим – 1 рубль, студентам – 50 копеек, школьникам – 30 копеек, стоимость экскурсионного обслуживания – 12 рублей.

Среди первых поступлений в музей была работа Н. Жилина «Портрет первого бурового мастера И. И. Косолапкина».

В музее было шесть маленьких залов, каждый из которых едва дотягивал до 10 квадратных метров. Смотреть большие работы было практически невозможно, экскурсия в 25–30 человек не вмещалась в «зал». В таких условиях 7 ноября 1947 года состоялось официальное открытие художественного музея – публика увидела выставку, посвященную 30-летию Октябрьской революции. Странно, что такое событие не нашло отражения в республиканской прессе.

Идеологически выдержаны

На той юбилейной выставке в крохотном музее разместили более 144 работ живописи и графики. Среди экспонатов преобладали этюдные пейзажи, портреты передовиков, но были и новые большие полотна с актуальной тематикой: композиции Жилина «Жатва», Постникова «На лесозаготовке», Полякова «На Севере», Митюшева «Заполярная кочегарка».

Чтобы быстрее наполнить фонды музея идеологически выверенными полотнами, художникам предлагалась актуальная тематика, отражавшая успехи социалистического строительства в Коми республике: лесозаготовки, сплав, нефтяная и угольная промышленность, будни и праздники колхозов, железные дороги, возводимые индустриальные города, советский быт северян, новая радостная жизнь. Художники распределяли эти темы между собой, чтобы не было повторений. Государственный заказ проплачивался авансом. По мере готовности художники выносили картины на суд худсовета, выслушивали критику, вносили правки. Зачастую критика касалась не колорита или композиции, а тематики и идеологически неверных деталей. Бывало, что картину вовсе отвергали, и художник писал вместо нее другую или возвращал аванс.

Благодаря Д. Яновичу фонд музея пополнился 261 произведением искусства.

«Пробив» здание, Латкин ушел из музея. В дальнейшем он работал на хозяйственных должностях в горкоме партии, Совмине и МВД Коми АССР. Управление музеем взяла в свои руки Мария Белых, супруга известного коми драматурга Николая Дьяконова. Она руководила художественным музеем дважды: в 1948–1950 и 1958–1959 годах. При Марии Степановне завели книгу поступлений, начали составлять годовые отчеты. Состоялась первая персональная выставка в Коми: в 1948 году сыктывкарцы увидели в шахматном павильоне живопись Николая Жилина. При Белых были проведены выставки самодеятельного и народного творчества – сначала городская, а затем и республиканская. Лучшие работы с выставок закупили в фонды.

Мария Степановна организовала дальние передвижные выставки-рейды: по Вычегде – от Усть-Кулома до Усть-Выми на агитпароходе «Пролетарий», а также по Северо-Печорской магистрали. Работы репрессированных художников смогли посмотреть в местах, где они отбывали наказание, – в Княжпогосте, Абези, Инте. Вскоре, правда, эти работы убрали подальше в запасники. Зато наравне с произведениями местных авторов стали показывать репродукции картин известных русских художников из Третьяковки, Русского музея – многие зрители увидели их впервые. «Передвижки» стали первостепенной формой знакомства жителей республики с изобразительным искусством.

Шедевр В.Тропинина «Золотошвейка».

Еще одной задачей музея стала лекционная работа. В музее читать лекции было невозможно из-за тесноты, и лекторы шли «в народ». Выступали и сотрудники музея, и художники; неизменным успехом пользовались доклады Полякова.

Солидное пополнение

Тем временем фонды увеличивались. В 1952 году наконец-то была передана коллекция Яновича из краеведческого музея: 261 произведение живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Среди них – царские портреты, работы Ивана Айвазовского, Василия Тропинина, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Сергея Иванова, Павла Кузнецова, Альберта Бирштадта, Александра Калама и многих других. Однако музей опять не смог вместить их из-за отсутствия фондохранилища, и коллекция Яновича продолжала храниться в краеведческом музее или, позднее, на одном из этажей недавно построенной Ленинской библиотеки.

За счет централизованных передач из Министерства культуры РСФСР, Дирекции художественных фондов и проектирования памятников, «Рос-
изопропаганды» стала формироваться коллекция советского искусства. Сначала это была графика, занимавшая мало места, и небольшого размера произведения живописи. Масштабные полотна советских художников стали поступать только в 60-е годы, после переезда музея в новое здание.

Стационарные экспозиции музея посещались зрителями неохотно: скучно смотреть одни и те же работы. При Софье Сидоровой (Андреевой), которая была директором музея с 1953 по 1958 год, все чаще стали привозить выставки из центральных музеев. В это время сыктывкарские зрители смогли увидеть подлинные произведения искусства из Русского музея, из Государственного музея палехского искусства и Научно-исследовательского института художественной промышленности.

М.С. Белых (Дьяконова).

Остро встал вопрос о ставке научного сотрудника: Министерство культуры РСФСР требовало отчетов об инвентаризации музейных коллекций, их каталогизации, пропаганде изобразительного искусства. Первым научным сотрудником художественного музея стала в 1957 году выпускница пединститута Тамара Зайцева (Шуктомова), параллельно исполнявшая обязанности главного хранителя. В это же время появился и первый хранитель залов, мы знаем только ее фамилию – Королёва.

За десятилетие существования музея его собрание заметно увеличилось, а помещение оставалось прежним. Пришлось закрыть два зала под фондохранилище. Постоянной экспозиции и отдельного выставочного зала не было: экспозиция менялась полностью, иногда 4–5 раз в год. В залах было тесно и темно, давили низкие потолки, разваливались печи. В прессе выходили статьи и фельетоны о бедственном положении музея. Заголовки говорили сами за себя: «Бездомные шедевры», «Классики в чулане»… Здание стояло в стороне от людских потоков, имело невзрачный вид. Трудно было заподозрить в нем культурное учреждение. Чтобы зрители нашли его, приходилось писать на афишах: «Парк культуры и отдыха, вход со стороны катка».

Ф.К. Поповцева.

В своем доме

В июле 1959 года директором назначили Фаину Поповцеву. Актриса по первой профессии, она окончила факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, стала первым в республике искусствоведом. Фаина Кирилловна руководила музеем на протяжении 20 лет – этот рекорд до сих пор не побит.

В этом здании музей размещался до начала 1990-х.

Фаина Поповцева добилась нового помещения: в 1962 году музей переехал в здание бывшего торгового дома наследников купца Кузьбожева на Коммунистической, 6 (ныне там располагается отдел природы Национального музея Коми). Первоначально музей занял только второй этаж, на первом располагался магазин «Спорттовары». В 1971 году здание полностью перешло музею. Его дважды достраивали, добавив два больших зала и трехэтажную пристройку для фондохранилища, кабинетов и других служебных помещений.

Именно при Фаине Поповцевой Коми республиканский художественный музей стал одним из известных культурных учреждений не только города, но и республики, обрел современные очертания. А настоящим храмом искусства музей стал в начале 1990-х годов, когда ему передали просторное историческое здание бывшего духовного училища, спроектированное вологодским архитектором Петром Федоровым и построенное в 1890 году «каменных дел мастером», пажгинским крестьянином Николаем Кононовым. По праву оно считается одним из самых красивых зданий Сыктывкара.

В 1994 году художественный музей переименовали в Национальную галерею Республики Коми. Сегодня выставочная площадь галереи исчисляется 1112 квадратными метрами на 13 залов, не считая коридоров и холлов. В фондах галереи – более 10 тысяч произведений, которые разделены на четыре отдельных фонда: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Несмотря на большое количество залов и множество выставок за пределами галереи, в год экспонируется только одна десятая часть собрания. Если в 1948 году библиотека художественного музея насчитывала всего 14 книг, то в нынешней библиотеке галереи– около 27 тысяч экземпляров документов, из них изданий, посвященных изобразительному искусству, более 10 тысяч.

В последние годы в залах галереи проходит 30–35 выставок, количество посетителей переваливает за 80 тысяч, а экскурсий – за 800.

Надежда БЕЛЯЕВА

Фото предоставлено Национальной галереей РК