Апрель. Степан Ермолин. Народный артист

24 апреля 2024 года исполнится 110 лет со дня рождения актера, поэта и драматурга Степана Ивановича Ермолина. Ему не было и 17 лет, когда он впервые вступил на профессиональную сцену. Через тридцать лет, так же, на сцене, оборвалась и его недолгая, но чрезвычайно плодотворная жизнь…

Степан Ермолин появился на свет в старинном селе Часово в 50 километрах от Усть-Сысольска. Его родители, небогатые коми крестьяне, истово верили в Бога, а Степан оказался непослушным ребенком. В 1920-е годы он тайком от них записался в пионеры и активно участвовал в антирелигиозных вечерах. После того как он успешно сыграл черта, мать отказалась впустить его в дом.

Вряд ли мальчишку всерьез привлекал воинствующий атеизм. Скорее его манила сцена. С малых лет он обожал посиделки при лучине, когда молодежь после работы сдвигала в доме скамейки и пускалась в пляс. Сначала мальцу поручали поддерживать огонь в лучине, а затем он выучился игре на балалайке и вместе с гармонистом натренькивал танцевальные мотивы.

Весной 1931 года в Часово приехала бригада передвижного театра. Узнав, что в селе живет талантливый паренек, директор бригады Костромин позвал Ермолина в Сыктывкар. Степан так заразился возможностью играть на профессиональной сцене, что, не дождавшись окончания школы, сбежал в столицу Коми и поступил на краткосрочные театральные курсы при Коми инструктивно-передвижном показательном театре. Через месяц он их закончил с отличием, и его приняли в труппу.

Правда первую же роль в пьесе модного в то время писателя Анатолия Глебова «Вставай в ряды» Ермолин чуть не завалил. Ему предстояло сыграть старика-единоличника Авдея. Тщательно загримированный, он вышел на сцену, увидел черную дыру портала, сотни устремленных на него глаз и впал в ступор. В своих воспоминаниях он пишет, что «не мог толком выговорить ни одного слова и, пустив несколько петухов, весь в поту убежал со сцены». С большим трудом его уговорили вернуться.

В конце концов Степан привык к сцене и вскоре возглавил агитбригаду, разъезжавшую по Коми области на подводах, лодках, плотах и изредка на пароходах. Выступления всегда были острыми и злободневными. Ермолин вместе с другими артистами сочинял на местном материале сатирические куплеты и частушки, принимавшиеся местными жителями на ура. В эти же годы журнал «Ордым» («Тропа») опубликовал его первые стихи в стиле старинных народных частушек, но с новым содержанием.

А в это время два десятка коми юношей и девушек направили на учебу в Ленинградский техникум сценических искусств. Ермолин, колесивший с агитбригадой по региону, не сразу попал в их число. Только после возвращения с гастролей он смог отправиться в Северную столицу и был принят сразу на третий курс.

В 1936 году ребята окончили техникум и влились в труппу нового, теперь уже не передвижного, а стационарного Коми драматического театра. Открылся он 21 августа, в день празднования 15-летия Коми автономии, дипломным спектаклем ленинградских выпускников «Егор Булычев и другие». Пьесу Горького специально для студийцев перевели на коми язык.

Однако очень скоро национальный театр столкнулся с острым дефицитом пьес на родном языке. Основным поставщиком репертуара был создатель коми театра Виктор Савин, но в октябре 1937 года он был объявлен «участником контрреволюционной группировки, существующей среди коми писателей», арестован и осужден на пять лет лагерей. Ставить пьесы «врага народа» категорически запрещалось.

И тогда восполнить репертуарный пробел взялись Степан Ермолин и его однокурсник по Ленинграду Николай Дьяконов. В 1938–1939 годах театр одну за другой поставил их пьесы «Глубокая запань» – на модную в те годы тему бдительности советских людей, «Вороны» – о гражданской войне на Севере и, наконец, музыкальную пьесу в стихах «Усть-Куломское восстание».

Вообще-то о крестьянском выступлении жителей села Усть-Кулом против мздоимства и казнокрадства чиновников десятью годами ранее написал пьесу Виктор Савин, назвав ее «Усть-Куломский бунт». Но соавторы не стали ее копировать, ввели новых героев – Филиппа и Агафью, дополнили сюжет сценой их свадьбы с песнями, шутками и прибаутками, что и определило успех у публики. Через два года после премьеры профессор Московской консерватории Александр Воронцов написал к пьесе музыку, и «Усть-Куломское восстание» стало первой коми оперой. Ее поставили силами двух коллективов – хора и солистов государственного ансамбля песни и пляски (ныне «Асъя кыа») и артистов Республиканского драматического театра.

Еще одной удачей творческого дуэта стала драма «Домна Каликова» о красной партизанке, расстрелянной белыми в декабре 1919 году на льду реки Вычегды. Зрителей привлек авантюрный сюжет и любовная история. По ходу действия Домна Каликова умудряется дважды проникнуть в штаб белогвардейцев – сначала под видом простоватой прислуги, затем в образе мальчишки, продающего самогон. Кроме того, по ходу пьесы девушка влюбляется в своего односельчанина Сергея Гуляева.

Став драматургом, Ермолин и не думал оставлять сцену. Он играл как в спектаклях по их с Дьяконовым пьесам, так и в постановках русской и зарубежной классики. Особенно удался ему Савел Дикой в «Грозе» Александра Островского. Артист представлял его себе дремучим невеждой, очень большим и сильным, готовым в любую минуту раздавить неугодных под тяжелым кованым сапогом.

Другая актерская удача – солдат Иван Шадрин в «Человеке с ружьем» Николая Погодина. В знаменитом одноименном фильме 1938 года эту роль сыграл популярный актер Борис Тенин. Но, судя по отзывам, Ермолин был не хуже. Вот как описала его игру заслуженный деятель искусств Коми АССР Серафима Попова в книге «Страницы истории коми театра»: «Его солдат, это – солдат-крестьянин, страстно стремившийся к своей земле, своему хозяйству, своей семье… Зрительный зал буквально замирал, когда в коридоре Смольного Ленин беседовал с Шадриным, так хороши были оба актера в этой короткой, но динамичной сцене».

После пяти лет совместной работы писательский дуэт Дьяконов – Ермолин распался. Оба почувствовали себя вполне сложившимися драматургами и начали работать самостоятельно. Дьяконов после войны взялся за комедии, а Ермолин продолжил изначально выбранную патриотическую линию, сочинив драму «Молодые патриоты» и одноактные пьесы «Не вернулся на свою базу» и «Последняя операция». Но более всего он занимался переводом русских пьес на коми язык.

При этом Ермолин по-прежнему много играл на сцене, в том числе и в пьесах своего бывшего соавтора. В знаменитой комедии «Свадьба», позже поставленной в Московском театре сатиры под названием «Свадьба с приданым», Степан Иванович с блеском сыграл председателя колхоза «Заря» и свата Семена Пирогова.

Серафима Попова оценивала Ермолина как мастера незабываемых сценических образов. Он «ни разу не позволил повторить внешний облик того или иного героя, всегда идя от внешнего к внутреннему, сочетая разум с интуицией».

Из отпущенных ему 47 лет жизни три десятка лет Ермолин посвятил театру. Когда в 1948 году было создано Коми отделение Всероссийского театрального общества, Степан Иванович стал его первым председателем.

20 мая 1961 года Ермолин отправился в театр на премьеру пьесы Алексея Арбузова «Потерянный сын», где он играл одну из главных ролей. Спектакль пришлось прервать на самой середине – во время действия Степану Ивановичу стало плохо, он с большим трудом сумел добраться до кулис, после чего его сердце перестало биться. В том же году поэт Серафим Попов написал посвященное Ермолину стихотворение «Баллада о сгоревшем артисте». Есть там такие строки:

Словно под током неистовым
Он находился давно…
Только великим артистам
Так умереть суждено!

Еще в 1945 году Степану Ермолину присвоили звание народного артиста Коми АССР, в 1951-м он стал заслуженным артистом РСФСР. В 1945 году Ермолин был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», а в 1956-м – орденом Трудового Красного Знамени.

В 2007 году в память о Степане Ермолине были учреждены республиканский театральный конкурс и общественная премия его имени в области театрального искусства «Зарни кодзув» («Золотая звезда»). Премия учреждена компанией «КонсультантПлюсКоми», которую основал сын Еромолина – Владимир Степанович.

«Зрительный зал переполнен.
Лишних билетиков нет? –
Нынче играет Ермолин –
Разве достанешь билет?»

(Серафим Попов, «Баллада о сгоревшем артисте»).

Игорь БОБРАКОВ