Миссия «Амазонки»

Предприниматель Надежда Батагова, преодолев онкологию, помогает женщинам, перенесшим мастэктомию, поверить в себя

Многим известен салон нижнего белья «Брамагия» Надежды Батаговой в центре Сыктывкара. С недавних пор линейка моделей «Брамагии» расширилась: в салоне появились модели для женщин, которые лишились груди в результате онкологической операции. С онкологией столкнулась сама хозяйка салона, теперь она помогает женщинам, перенесшим страшный недуг, вернуться к полноценной жизни.

Диагноз не приговор

Опухоль уже достигла двух сантиметров, когда Надежда Батагова нащупала ее. Уплотнений была целая гроздь, это означало вторую стадию заболевания. Как и любого человека при известии об онкологическом диагнозе, Надежду «накрыло». Первые два дня были тяжелыми.

– Расслабляться и переживать было некогда: младшей дочери два года, родители, которых нужно поберечь, муж, свое дело. Нужно было взять себя в руки и действовать. Я достаточно быстро прошла все обследования, сдала анализы. К сожалению, система не налажена, и мне пришлось воспользоваться знакомствами, чтобы ускорить процесс. Запись к онкологу была очень долгой. Если мы попадаем к нему через две недели после записи – это отлично. Но я понимала, что этих двух недель у меня нет, – рассказывает Надежда.

На врачебном консилиуме ей сказали: «Полная мастэктомия». Она уже была готова к этому и переживала больше не о здоровье, а об эстетической стороне операции по удалению груди. Операция проходила в Санкт-Петербурге, куда Надежда попала по квоте.

– Я попала к уникальному врачу, – вспоминает Надежда. – Он онколог, маммолог и пластический хирург. Правда, во время восстановления боль была такая, что дышать невозможно. Во время операции мне поставили временный эспандер, чтобы подготовить ткань к реконструкции молочной железы: пациенткам помоложе сразу предлагают такую возможность, а иногда даже проводят операции, во время которых сразу восстанавливают грудь. Когда просто удаляют грудь – без этой процедуры – восстановление проходит менее болезненно.

После операции и восстановления пришел черед химиотерапии. Надежда смеется, рассказывая, что со своей обритой головой попала в «тренд сезона»: оказывается, бритоголовые женщины вошли тогда в моду, и на Надежду градом сыпались комплименты от тех, кто не знал причину ее внезапного «облысения». А вот само лечение с химиотерапией давалось тяжело. Поэтому реализацию бизнес-идеи, которая пришла Надежде еще перед операцией, пришлось отложить на год.

До и после

После операции жизнь Надежды Батаговой изменилась. Говорит, что благодаря болезни обрела новый взгляд на жизнь.

– Я стала более открытой. Часто люди закрываются, а у меня произошло наоборот. Да, у меня нет груди, но я не стала хуже, я не стала менее интересна своему мужу, и, глядя на меня, другие женщины смотрят на себя иначе. Я показываю это своим примером, – говорит Надежда Батагова. – Я поняла, что могу быть полезной. Может быть, это даже моя миссия. Жизнь кипит.

Но сначала она попала в информационный вакуум. Все, что касается мастэктомии и реабилитации, оказалось скрытым за семью печатями.

– Мне приходилось буквально по крупицам собирать сведения. И я никогда не думала, что так много женщин в республике сталкиваются с раком груди. И когда я попала в этот поток, я поразилась его масштабу, – рассказывает предпринимательница.

Проблема груди – деликатная. Это интимно, сокровенно.

– Как мы оцениваем красоту женщины? По груди, по декольте, по красивым формам. Женщина ассоциируется с красивой грудью. А тут у тебя ее нет. Ты лишаешься своей сути, поэтому огромное количество женщин об этом не говорят, часто даже родственники не знают о проблемах, – рассуждает Надежда.

Она сама стала делиться информацией и на своем примере показывать, что женщина, перенесшая мастэктомию, не перестает быть женщиной и жизнь на этом не заканчивается.

Второе после дефицита информации открытие, которое сделала Надежда, касалось отсутствия в обычных магазинах белья для женщин, перенесших мастэктомию:

­– Мы будто бы делим женщин со здоровой грудью и женщин с анатомическими особенностями, которых отправляют за бельем в ортопедический салон. Но там нет белья от стилистов. Там выдают унылое «бабушкино» белье по размеру. У женщины нет выбора, а есть потребность спрятать, скрыть проблему. Получается, магазины белья для таких женщин закрыты.

Именно поэтому осенью прошлого года в «Брамагии» появилась новая линейка белья для женщин с анатомическими особенностями. Не сразу, потому что с болезнью бизнес Надежды «просел»: во-первых, просто не было сил, во-вторых, с болезнью совпал ребрендинг и переезд салона в новую локацию, в-третьих, не было средств. Все остановилось. Но кроме веры в себя болезнь принесла в жизнь Надежды и новых людей, готовых помогать. Это онколог-маммолог Александр Якимов, который рекомендует салон Надежды своим пациенткам, и лидер женского движения в Коми Галина Лапшина, которая в свое время тоже перенесла мастэктомию.
В салоне ее называют не иначе, как «фея-крестная».

Появлением новой линейки белья дело не ограничилось. Надежда Батагова выиграла грант, создав проект консультативного центра «Амазонка». Но перед этим ей пришлось столкнуться еще с одним вызовом. Очередное плановое обследование после операции выявило лимфоузлы в легких.

– Меня положили на диагностическую операцию с забором из легких образцов ткани на биопсию. На второй день после операции мне поставили предварительный диагноз – онкология, прогрессирование заболевания. Я не была к этому готова и восприняла известие очень тяжело, – вспоминает Надежда.

Но и на этот раз она нашла в себе силы собраться и сказать себе: этого не может быть, это ошибка! И это действительно оказалось ошибкой: результаты гистологии, пришедшие через две недели, не подтвердили диагноз.

Социальная составляющая

Даже сейчас Надежда тушуется, когда ее называют сильной женщиной. Но тогда она поняла, что жить надо на полную катушку, а это значит – приносить пользу и помогать тем, у кого сил меньше. Как раз на это и направлен ее грантовый проект «Амазонка».

– Идея гранта пришла в голову сразу, как только я заболела. Нужно было пройти учебу, получить сертификат. Но из-за химии учиться я не могла, я не могла ни говорить, ни даже думать. Поэтому я отложила идею на год и стала готовиться, – говорит Надежда.

Первым этапом стало получение статуса социального предпринимателя. Это оказалось сложнее, чем получить сам грант. Нужно было доказать, что «Брамагия» работает с социально незащищенными слоями населения. Была разработана специальная система учета и контроля клиенток, среди которых много многодетных мам, женщин пенсионного и предпенсионного возраста. Это позволило предоставить грамотную отчетность для дальнейшего получения статуса социального предпринимателя.

Средства, полученные по гранту, пошли на приобретение камеры, монтажной линейки и компьютера, штатива, профессионального света, монитора для трансляции в салоне, потому что главная задача проекта – консультирование и обмен информацией с женщинами, перенесшими мастэктомию.

– В группе проекта «ВКонтакте» я размещаю ролики, из которых женщина узнает об этапах реабилитации: что необходимо на первых порах, как подобрать правильное белье. Я объясняю, какие предметы гардероба нужны, почему именно такие. Многие полагают, что можно взять обычный бюстгальтер, пришить кармашек для протеза – и будет хорошо. Не получится. Там другая конструкция, где учитываются анатомические особенности. У женщины, столкнувшейся с раком груди, удалены лимфатические узлы, а значит, есть места, которые нельзя пережимать. Бретель должна уходить в другое место, она должна быть более широкой, мягкой, другая чашка – с кармашком. При частичной мастэктомии получается асимметрия, и это тоже надо учитывать. А визуально все должно быть эстетично: женщина, глядя на себя в зеркало, должна видеть, что она по-прежнему красива, а главное, ей удобно и безопасно, – объясняет Надежда.

«Да ладно!» – самая частая первая реакция надевших ортопедическое белье женщин. А еще – слезы благодарности и радости. Женщины за семьдесят признаются, что никогда в жизни у них не было такого удобного белья. «Мелочь? Нет!» – убеждена Надежда. За время действия проекта она наслушалась разных историй, а ее клиентки, которых Надежда называет «девочки», стали для нее близкими людьми.

– Девочки рассказывали, что самодельные вкладки или протезы выпадали при любом неловком движении или при наклоне, они всегда были настороже и не могли расслабиться ни на минуту, нервничали, плакали и всегда помнили о своем изъяне, – говорит предпринимательница.

Между тем женщина должна чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Первый после мастэктомии бюстгальтер, который рекомендуют специалисты, должен быть с застежкой спереди, комфортный и мягкий. Его задача – фиксировать здоровую грудь, чтобы не тревожить швы. В специальный кармашек в чашке бюстгальтера вкладывается мягкий протез. Ткань такого бюстгальтера не впитывает влагу, а значит, не дает размножаться бактериям, что помогает заживлению. Эстетика и комфорт – вот что дают такие изделия. В них женщина может больше не тревожиться о том, заметны ли изменения, которые с ней произошли в результате болезни. Такой лиф из-за его удобства Надежда называет «домашние тапочки» или «вторая кожа». Особенно он показан во время реабилитации, химии, облучения, а потом просто переходит в разряд домашних вещей. После заживления швов наступает очередь выбирать не просто удобное, но и красивое белье. Его отличие от простых бюстгальтеров – в максимальной закрытости, чтобы можно было скрыть швы, оно плотно прилегает к телу, боковая часть широкая, скругленные края лямок расположены с краю, при этом они не сдвинутся и не соскользнут с плеча.

В студии «Брамагия» есть модели лифов, собранные из 38 деталей и пяти видов ткани, тогда как в обычном белье – до 20 деталей в зависимости от моделей. «Главное – предоставить женщине выбор и вернуть качество жизни», – объясняет Надежда.

В планах Надежды Батаговой – проведение мастер-классов, в том числе выездных, и открытие Школы реабилитации. В ней она будет давать слово экспертам. В Республике Коми есть проблемы с узкими специалистами. Их рекомендации будут записываться на видео и транслироваться в группе проекта и в самом салоне. Цель – реабилитация и профилактика осложнений. Надежда не врач и может только обращать внимание на проблемы. Например, она и знать не знала, что после операции нужно носить ортопедический рукав, чтобы избежать лимфодемы. Рукав нужен при нагрузках, обязателен в самолетах. В видеороликах предпринимательницы будет представлено слово маммологам, лимфологам, которые дадут последующие рекомендации с опорой на статистические данные, основанные на исследованиях с помощью конкретных экспериментов, в которых часть испытуемых носила рукав, часть обходилась без него.

– Я сама об этом не говорю: я даю слово специалисту, потому что в этих вопросах надо быть очень аккуратными, – говорит Надежда.

«Под ключ»

Есть у владелицы «Брамагии» еще одно намерение, для реализации которого нужно выиграть тендер. Надежда намерена привнести в салон ортопедическую составляющую. Женщины, перенесшие мастэктомию и получившие статус инвалида, имеют право на получение одного протеза и двух ортопедических лифов в год. Пока получить их в Сыктывкаре они могут только в одном месте – ортопедическом салоне, обслуживающем различные категории инвалидов. Надежда снова напоминает, что у женщины должен быть выбор и условия для комфортной примерки, а главное – потребность по-прежнему чувствовать себя красивой и раскрепощенной. Кроме того, в некоторых регионах на основании чека из ортопедического салона женщина может получить компенсацию части расходов. Такие документы будет предоставлять и салон Надежды. «Участие в тендерах на госзакупки – это история будущего моего магазина», – говорит Надежда. Кроме того, «Брамагия» зарегистрировала собственный товарный знак и собирается развивать его с помощью разработки собственной линейки домашней одежды и белья. Сейчас Надежда выбирает цеха для пошива и отбирает технологов, специализирующихся на этой сфере легкой промышленности.

Раньше клиентки салона летали за специальным бельем в крупные города, теперь этого можно не делать: ортопедические модели на любой вкус все есть в Сыктывкаре, в салоне «Брамагия». Кроме того, ортопедические лифы подходят и обычным женщинам, они часто покупают такие модели просто потому, что они очень удобны.

Чтобы «девочки» после мастэктомии чувствовали себя раскрепощеннее, в салоне оборудовали специальную просторную примерочную. Прямо в ней находятся стеллажи с протезами, а брафитеры (специалисты по подбору нижнего белья с учетом физиологических и эстетических особенностей) обеспечивают примерку от начала до конца: женщине не нужно ходить по салону, выбирая модель. Она заходит в примерочную и не спеша выбирает себе то, что подходит только ей.

– Чтобы грамотно подобрать протез, надо сначала правильно подобрать бюстгальтер. Ошибешься с ним – ошибешься и с протезом, а это ведет к проблеме с осанкой, к перекашиванию фигуры, страдает позвоночник. Все сотрудники обучены, приезжал тренер, и целый день была учеба, – объясняет Надежда.

Тут и универсальные протезы, которые носят сразу после операции, и полновесные, и облегченные, которые подбираются по весу, есть домашние и на выход. Есть даже протезы, в которых можно плавать. Кстати, специально для своих клиенток с онкодиагнозом «Брамагия» выкупила дорожку в бассейне по средам – еще одна социальная инициатива Надежды Батаговой. Записаться на плавание можно через группу салона «ВКонтакте».

Сейчас «Брамагия» разрабатывает алгоритм работы с другими регионами и районами Коми с возможностью доставки и примерки. Исходя из запросов и замеров брафитеры подберут модели и отправят их женщинам из отдаленной местности с возможностью возврата. Узнать об этом можно будет не только в соцсетях, но и из роликов и плакатов в онкоотделении Республиканского консультативно-диагностического центра.

Полина РОМАНОВА

Фото салона «Брамагия»