Классика, модерн, эксперимент

В апреле на сцене Театра оперы и балета Республики Коми традиционно проходит фестиваль «Сыктывкарса тулыс»

XXXIV международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) в Государственном академическом театре оперы и балета Республики Коми открылся премьерой – оперой Гуно «Фауст». Кроме этого, к фестивалю театр подготовил для зрителей девять постановок и концертов, среди которых уже полюбившиеся зрителям и премьерные спектакли 66-го сезона.

Фауст с ноутбуком

«Фауст» в постановке Театра оперы и балета Республики Коми – это современный взгляд на популярную оперу французского композитора по трагедии Гете. Главный режиссер театра Илья Можайский перенес действие «Фауста» в нынешнее время. Это подчеркнуто и атрибутами современности: ноутбуком на столе Фауста, неоновой подсветкой, костюмами Нины Юнгвальд-Хилькевич, одевшей артистов в мантии а ля готика, кожаные куртки и берцы. Все декорации к спектаклю созданы с помощью современных технологий видеографом Александром Бондаренко: это монохромный мир виртуальной реальности, граничащий с сюрреализмом.

Свобода выбора и духовное порабощение человека и стало основной идеей постановки Ильи Можайского. Это не первая его постановка «Фауста», хотя режиссер и признается, что не любит возвращаться к уже поставленным вещам. Однако «Фауст» стал исключением: в 1980-е после окончания ГИТИСа молодой режиссер поставил оперу по классическим канонам на сцене театра в Свердловске. Были свои сложности, препятствия, в том числе связанные с молодостью постановщика, интересные ходы с декорациями, но спектакль получился настолько удачным, что его брали за образец другие театры. Например, спустя несколько лет Можайский увидел «копию» своей постановки на краснодарской сцене.

– «Фауст» – философское произведение, поставленное на колоссальном эмоциональном уровне, благодатный и одновременно сложный материал, с шикарной драматургией. У меня родилась идея: это своего рода нейропрограммирование человека. Мефистофель соглашается помочь Фаусту прожить жизнь заново, по-другому. Фауст верит ему и идет за ним. Но если раньше он все решал сам, теперь его ведут: он пешка, он запрограммирован. Поэтому вокруг так много компьютерного. Мефистофель – вирус, черная программа. Руками Фауста ему удалось победить светлую программу, которую олицетворяет Валентин, брат Маргариты. Мефистофель почти погубил и Маргариту. Но Фауста уже терзают сомнения, он начинает понимать, что что-то не так, что его ведут. Но изменить программу не может. И все-таки это вопрос выбора. Шанс есть, он мог бы отказаться, но он выбрал помощь темных сил – и они ведут его до конца, – объясняет концепцию постановки режиссер.

В последний момент Маргарита делает свой выбор. Нейропрограмма Мефистофеля рушится. Живой слабый человек, лишенный надежды и свободы, побеждает. Маргарита оказывается выше замысла темных сил. Жертвы больше нет, программа распадается, распадается темница, и Маргарита возносится к небесам.

Партию Фауста в образе старика исполнил Анатолий Журавлев, а в образе молодого человека – Николай Калашников и Борис Калашников. Маргариту сыграли Елена Лодыгина и Валерия Зеленская, Мефистофеля – Максим Палий и Алексей Петров, Валентина – Андрей Ковалев и Кирилл Комаров, Зибеля – Валерия Зеленская и Яна Пикулева.

На языке оригинала

Танцующий хор в спектакле – один из главных персонажей. Артисты хора одеты в серое, за исключением сцен Вальпургиевой ночи и драмы в темнице, где они предстают в красном и черном. Хор облачен в серое, но это отнюдь не серая масса горожан. Хор в «Фаусте» одновременно и искушаемые обыватели, и обвинители, и судьи, и олицетворение народной молвы и мудрости. Цветопись спектакля лаконична и одновременно символична: декорации и костюмы выполнены в черном, белом, красном и сером цветах. Исключение – сад Маргариты, мерцающий звездами и волшебными огнями, похожий на сказочный.

Новое прочтение оперы на пресс-конференции, посвященной фестивалю, объяснил директор театра Дмитрий Степанов:

– Театр – это не архив. Чтобы нравиться современному зрителю, театр должен рисковать, экспериментировать, удивлять. Он должен показывать то, что заставит спорить, размышлять – то, что не оставит равнодушным. Должен быть баланс между спектаклями прошлых десятилетий в традиционном визуальном стиле и спектаклями современными. «Фауст» должен погрузить зрителя в первую очередь в идею. 

Объяснила творческая команда и то, что опера идет на языке оригинала с синхронным переводом на русский язык, высвечивающимся на двух экранах по краям сцены. Во-первых, во всем мире оперы идут на языке оригинала. Во-вторых, выразительность отдельных сцен «Фауста» можно передать только на французском – и не только из-за смысла, но и из-за фонетических особенностей. Не зря театр получил звание «академического»: он соответствует мировым образцам, не допуская никакой самодеятельности, подчеркнул директор.

Успех спектакля можно было предсказать еще до премьеры: предпремьерный показ оперы прошел на сцене театра накануне открытия фестиваля при полном зале. Зрители провожали артистов стоя, устроив им настоящие овации. Проникновенным исполнением финальной арии Маргариты ведущая солистка театра Елена Лодыгина довела публику до слез.

Опера, оперетта, балет, концерт…

Продолжил фестиваль уже успевший покорить зрителей балет «Крик» по роману русского писателя и философа Александра Зиновьева «Иди на Голгофу» в хореографии и постановке главного балетмейстера театра Андрея Меркурьева. Балет «Крик» – первое в России обращение мастера хореографического искусства к творчеству Зиновьева. Оригинальная музыка, сопровождающая спектакль, гармонично сочетает в себе классику и современность. В марте «Крик» с большим успехом открывал ХХVIII Международный балетный фестиваль в Чебоксарах. В главных партиях фестивального спектакля заняты солист Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) Евгений Жуков и солисты нашего театра Анастасия Лебедик, Артем Дудин, Роман Миронов.

«Крик»

Ценителей балетного искусства порадовал и темпераментный «Дон Кихот» Людвига Минкуса. «Изюминкой» балета стали звезды Большого театра Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Сюрпризом для зрителей после многолетнего перерыва явился выход на сцену в партии тореадора Андрея Меркурьева – главного балетмейстера сыктывкарского театра. Оркестром управлял главный дирижер Московского государственного академического театра оперетты Константин Хватынец.

«Дон Кихот»

Премьера сезона – балет Туомаса Кантелинена «Снежная королева», представленный 20 и 21 марта, соединил хореографию, современную музыку и андерсеновскую историю Кая и Герды, полную магии и волшебства. В главных партиях выступили солисты театра Татьяна Бикмухаметова, Данис Файзуллин, Наталья Супрун и Наталия Балыкина, дирижер – Никон Родюков.

«Снежная королева»

В афише фестиваля представлена и премьера русского водевиля Лоры Квинт «Секрет Полишинеля» – спектакля о любви, о России и русской душе. Постановку московского режиссера Аллы Чепиноги отличают легкий юмор, за которым всегда проглядывает теплый и мудрый взгляд авторов, сочувствующих своим героям. 

– «Секрет Полишинеля» – одна из удачных работ театра. Спектакль, созданный авторской командой специально для нашего театра, пользуется колоссальным зрительским успехом, – подчеркнул дирижер-постановщик Никон Родюков.

В «Секрете Полишинеля» восемь персонажей, и все они главные. В спектакле заняты солисты театра Галина Петрова, Николай Глебов, Ксения Шабалина, Михаил Ярмольский, Яна Пикулева, Максим Палий, Дарья Гапонова, Михаил Сабирзянов.

Зрители фестиваля вновь встретились с оперой Джузеппе Верди «Травиата». Главные партии исполнили солисты МАМТ Евгения Афанасьева и Чингис Аюшеев, хорошо знакомый сыктывкарской публике по участию в прежних фестивальных программах. Дирижировал спектаклем художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра Антон Шабуров.

«Травиата»

В оперную составляющую фестиваля вошла и «Тоска» Джакомо Пуччини. Премьера «Тоски» с успехом прошла еще на XXVI фестивале «Сыктывкарса тулыс». На этот раз Илья Можайский сделал акцент в спектакле на драматической игре артистов и сложности взаимоотношений персонажей. В партии Каварадосси занят солист МАМТ Кирилл Матвеев, в партии Тоски – Валерия Зеленская, в партии злодея Скарпиа – Алексей Петров, за дирижерским пультом – частый гость фестиваля, дирижер МАМТ Ариф Дадашев.

В программу фестиваля включен и ряд концертов. Симфонический концерт представил и.о. главного дирижера театра Никон Родюков. В программе концерта – «Кубинская увертюра» и «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина, а также оркестровая сюита «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова. Солистом выступил лауреат международного конкурса им. П. И. Чайковского пианист Дмитрий Маслеев, знакомый сыктывкарской публике по ХХIХ фестивалю «Сыктывкарса тулыс».

Концерт с участием Дмитрия Маслеева.

В фестивальной афише также концерт солистов театра «Хиты оперетты» и завершающий весенний праздник музыкального искусства традиционный гала-концерт, в котором примут участие солисты оперной и балетной трупп, артисты хора и балета театра, приглашенные исполнители из Большого театра России и Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Ольга ПОЛИНА

Фото предоставлено пресс-службой театра оперы и балета