Безопасно и выгодно

Рынок сжиженного природного газа в Коми ждут большие перспективы

«Голубое золото» – одно из богатств нашей страны, двигающее экономику регионов. Одно из самых распространенных видов его потребления – использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива. В Сыктывкаре всего две автозаправочные станции, где автомобилисты заправляют машины метаном – в виде компримированного природного газа. Еще несколько расположены в других муниципалитетах республики. Однако сжиженный природный газ – метан – неизмеримо выгодней для отраслей экономики, завязанных на автоперевозках свыше 500–700 километров. Вот только сеть АЗС для этого не только в Коми, но и в других регионах, неразвита. Почему использование сжиженного природного газа может произвести переворот в отрасли, «Региону» рассказал исполнительный директор ООО «СПГ КОМИ» Александр Минасян.

Очевидные преимущества

Задача формирования рынка сжиженного природного газа (СПГ) – из разряда многовекторных. Строительство производственных мощностей и заправочных станций должно строго коррелировать с нуждами потребителей и спросом. Важную роль в развитии и формировании рынка будет играть заинтересованность самих потребителей в развитии рынка.

– Нужда владельцев и управленцев грузовых транспортных средств, юридических и частных лиц априори ясна: топливо должно быть дешевым и качественным, всесезонным, без ограничения пробега. При этом хорошо бы, чтобы его не воровали, – говорит Александр Минасян.

Его мнение разделяют генеральный директор ООО «Регионкомплект» Сергей Кононов и генеральный директор Союза лесопромышленников Республики Коми Анатолий Байбородов.

Что касается незаконного потребления сжиженного природного газа, оно технически невозможно, тогда как объем несанкционированного потребления дизельного топлива оценивается в 10–15 процентов от общего объема потребления. Только лесозаготовка в Коми потребляет 500 тысяч тонн в год в среднем по 60 тысяч рублей за тонну. При помощи простейших расчетов получаем впечатляющую цифру: из 30 миллиардов рублей «несанкционированно потребленными» оказываются 3 миллиарда рублей в год, а значит, казна региона недополучает налог на прибыль в размере 600 миллионов рублей.

Картина по удовлетворению нужд потребителей топлива для грузового транспорта очевидна. Кроме основных преимуществ, следует учитывать скрытые, но существенные преимущества СПГ как газомоторного топлива. Выгода не только в невозможности украсть газ с криогенных автозаправок, где он имеет температуру минус 162 градуса по Цельсию. Среди существенных преимуществ СПГ – надежность и полная независимость от температуры наружного воздуха при работе двигателей в условиях низких температур – СПГ абсолютно безопасен. А гарантированный пробег на одной заправке СПГ составляет 800–1400 километров, что вдвое больше пробега на компримированном природном газе.

Потенциал потребления

Проанализировав рынок потенциальных потребителей СПГ, аналитики из группы внедрения этого вида газомоторного топлива выявили семь их типов и оценили ориентировочный объем потребления:
– грузовые автомобили локальных перевозок: лесовозы, самосвалы, перевозящие песок, щебень, щепу. Количество таких автомобилей колеблется в районе тысячи. Средневзвешенное плечо вывозки составляет 250–350 км, суточный пробег 500–700 км, расход СПГ – 32 кг на 100 км. Объем потребления СПГ этим типом потребителей может достигать 25 200 тонн в год;
– грузовые автомобили магистральных перевозок, следующие из Санкт-Петербурга и Москвы в Ухту, Сыктывкар и обратно. Объем потребления – 4550 тонн с увеличением до 8400 тонн в год;
– резервное топливо для газовых котельных – это обязательное требование Минэнерго РФ, которое не всегда и не везде выполняется, несмотря на удобство и рациональность: 4850 тонн в год;
– городские автобусы и маршрутные такси. Расчет потребления тут произведен из соображений, что СПГ является наиболее комфортным топливом для автотранспортных предприятий, а значит, улучшает и логистику, и экономику этих предприятий, поскольку КриоАЗС может находиться непосредственно на их территории. Объем потребления – 2112 тонн в год;
– междугородние автобусы посчитаны оптимистично: отрасль низкорентабельная, и менять единицы транспорта на автобусы с газовыми двигателями, тем более СПГ, проблематично. Однако если это произойдет, то объем потребления может составить 704 тонны в год;
– газоснабжение удаленных поселений возможно только в случае дотаций по цене регазифицированного газа до величин цен на трубопроводный газ. Иначе население не примет это топливо;
– потенциальные потребители СПГ есть и в жилищно-коммунальном хозяйстве – это муниципальные предприятия с жестко лимитированным бюджетом: именно по этой причине они не могут обновить парк спецтехники на оснащенный газовыми двигателями.

С чего начать?

Как все-таки построить процесс внедрения СПГ-технологий, что же выделить как приоритет? На взгляд Александра Минасяна и его коллег, начинать надо со строительства КриоАЗС с поставками СПГ с заводов из других регионов страны (при отсутствии таковых в Коми). На площадках основных маршрутов грузового транспорта их должно быть как минимум три. При этом следует внимательно контролировать рост рынка грузовых автомобилей с газовыми двигателями. Нулевой этап проекта – реклама, информирование населения и заинтересованных руководителей предприятий о выгодах внедрения СПГ, проведение тест-драйва грузовых автомобилей с газовыми двигателями для всех желающих.

– Необходимо проводить лекции и семинары по эксплуатации таких грузовых автомобилей и экономике автотранспортных предприятий с переходом их транспорта на сжиженный природный газ, – считает Александр Минасян. – Начать рекламу строящегося малотоннажного завода как народного предприятия, где каждый инвестор и любой потребитель продукта мог бы участвовать в распределении прибыли и получать продукт по сниженным ценам.

До ввода первого блока малотоннажного завода (МТЗ) планируется поставлять сжиженный природный газ на КриоАЗС временно с близлежащих действующих заводов. При этом цены желательно не завышать, а работать «в ноль» или даже с небольшим убытком.

– Строительство завода нужно производить поблочно. Строительство первого блока с мощностью в 1,5 тонны в час мы начнем, когда количество автомобилей, способных потреблять такое газомоторное топливо, достигнет 80–100 единиц. После ввода в эксплуатацию первого блока МТЗ будем заправлять транспорт своим СПГ и от контрагента можно будет отказаться, – описывает этапы проекта Александр Минасян.

КриоАЗС.

Откуда деньги?

Рынок СПГ в Республике Коми в настоящее время отсутствует. Но есть потенциальный ключевой драйвер его формирования. Это грузовые автомобили локальных перевозок, составляющие 60 процентов всего транспортного рынка. Еще четверть рынка составляют грузовые автомобили магистральных перевозок и резервное топливо для газовых котельных. Этот объем выводит проблему развития рынка сжиженного природного газа в разряд инфраструктурных. А где инфраструктурный проект – там и немалые средства. Где же их взять?

Александр Минасян и его коллеги предлагают создание народного предприятия как раз для того, чтобы снизить финансовую нагрузку на бюджет. Любой потребитель продукта на основании долей в уставном капитале, акций или облигаций автоматически будет становиться полноправным участником производства и участвовать в распределении прибыли.

– Естественно, мы построим КриоАЗС и первый блок на кредитных ресурсах. До ввода в эксплуатацию первого блока МТЗ большинство потенциальных инвесторов не поверит в надежность предприятия, но когда мы введем второй блок и покажем устойчивую прибыль, то вправе ожидать приток инвесторов. Формы инвестиций могут быть разнообразны: например, для частных лиц, владельцев одной-двух машин можем заложить инвестиционную составляющую, равную цене топлива, – говорит автор проекта.

Такая схема позволит стимулировать рынок потребления и ускорить сроки окупаемости проекта. Однако его авторы рассчитывают на поддержку руководства республики и выдвигают пионерское предложение, интересное всем: и ПАО «Газпром», и руководству региона, и бизнесу.

– Мы предлагаем руководству республики рассмотреть схему стимулирования развития рынка и ускорения окупаемости оборудования МТЗ и КриоАЗС за счет согласованного с поставщиками природного газа дисконта входящей цены на стадии окупаемости и адекватного повышения входящей цены вплоть до возврата товарного кредита на газ поставщику после выхода на устойчивый финансовый результат, – резюмирует Александр Минасян.

Малотоннажный завод СПГ.

В марте нынешнего года Глава Республики Коми Владимир Уйба поручил определить участок для строительства первой в регионе автозаправки на сжиженном природном газе. Новая автозаправка будет ориентирована на тяжелую технику и крупные автобусы.

Участок для строительства выбран на улице Колхозной в Сыктывкаре. Кроме того, планируется появление подобной автозаправки и завода СПГ в Сосногорске. Оборудование для объектов будет приобретено у отечественного производителя из Воронежа.

Ожидается, что новый проект создаст до 100 рабочих мест. Глава региона поставил перед правительством задачу завершить строительство и начать эксплуатацию новой автозаправки к 2025 году. Коми станет одним из первых регионов, где будет доступна заправка на СПГ для крупной техники, что сделает эксплуатацию автопарка экологически более безопасной.

Оксана ПЕТРОВА