Николай Лемзаков. Светлое искусство

У Николая Лемзакова драматичная судьба. Представитель военного поколения, он не любил вспоминать о войне. Несколько своих работ он посвятил ее уродливому лику, находясь в плену, но работы эти были утеряны. Уже поселившись в Сыктывкаре, он повторил свои наброски, которые сейчас находятся на хранении в Национальном архиве и Национальной галерее Республики Коми, и больше к теме войны не возвращался. Лемзаков – лирик, мастер психологического пейзажа.

Родился Николай Лемзаков 7 февраля 1916 года в деревне Пустошь Архангельской области. Его семья была далека от творческих интересов: отец – крестьянин-середняк, дед – мелкий торговец. Но Николай с раннего детства мечтал стать художником и в 1934 году поступил в художественный техникум в городе Молотове (ныне Пермь), где учился на художника-декоратора. С 1938 года и до призыва в Красную армию в 1940-м Николай Лемзаков работал художником-постановщиком в передвижном драматическом театре города Оса Молотовской области и художником-рекламистом в декоративно-рекламной мастерской «Крымсправка» в Симферополе. В армии до начала войны тоже работал художником – в клубе 43-го отдельного стрелкового батальона в эстонском городе Палдиски.

В июле 1941 года батальон, в котором воевал Николай Лемзаков, был прикомандирован к стрелковому полку, вскоре попавшему в окружение. 10 августа 1941 года Лемзаков попал в плен. «Я был во многих лагерях: Викланды, Тарту, Ванки, Риги и в конце войны в Западной Германии в шахтах около города Ганновер в местечке Бекендорф», – писал он в своих воспоминаниях. Общими во всех лагерях были нечеловеческие условия существования. Многие товарищи художника погибли от голода, болезней и антисанитарии.

Река Трубеж в Переяславле.

16 апреля 1945 года под Ганновером Лемзаков был освобожден английскими и американскими союзниками, а в мае 1945 передан советским войскам. Впоследствии Николай Александрович вспоминал, как два месяца освобожденные возвращались  на родину, преодолев пешком две тысячи километров. В августе в городе Барановичи Лемзакову было предложено ехать в Караганду, где он на общих основаниях получил паспорт. В автобиографии он написал: «Я не судим и никаких репрессий не имел».

Восход луны.

В Караганде Николай Лемзаков работал художником в клубе шахты, но через год уехал в Кострому, где с октября 1947 по май 1949 работал в товариществе «Художник». В 1949 году Николай Лемзаков приехал в Сыктывкар и не покидал его до самой смерти. В 1958 году он был принят в члены Союза художников СССР.

На реке Яренге.

Лемзаков не любил вспоминать войну, слишком страшными были годы плена. Но в 1973 году он побывал Риге, обошел лагерные места и даже нашел женщину, которая помогала ему в те дни и у которой он оставил наброски, сделанные в лагерях Валки и Риги. Наброски не сохранились. Спустя много лет Н.А. Лемзаков попытался восстановить по памяти многие из них. И это – единственный случай обращения Николая Александровича к теме войны. Больше в своем творчестве он эту тему не затрагивал. Стал художником-пейзажистом, тонким и эмоциональным лириком, искавшим вдохновение в детских впечатлениях. «Природа была моим другом, она вливала в меня какую-то силу», – вспоминал он о своих детских годах. Это чувство художник сохранил на всю жизнь, в конечном счете, именно оно и сформировало его как пейзажиста.

Белая ночь.

«Лемзаков всегда ощущал себя прежде всего лириком, одухотворявшим и поэтизировавшим природу. Основополагающей для всего его творчества была идея о том, что пейзажи – это отражение состояния не столько природы, сколько души человека. В этом убеждении он был преемником великих пейзажистов прошлого, которых он считал своими учителями в искусстве: Сурикова, Коровина, Серова, Левитана», – пишет о художнике искусствовед Ольга Орлова.

Вечер в половодье.

В дневниковых записях художника можно встретить его высказывания о высокой миссии искусства, которая заключается в способности влиять на душу и нравственность человека. Он был убежден, что ответственность за то, каким будет это влияние – созидающим или разрушительным, – лежит на художнике. Важнейшим методом познания и отражения действительности для Лемзакова всегда оставался реализм: к условности в искусстве он относился несколько скептически, а абстракционизм, формализм, натурализм и вовсе считал чуждыми для русского искусства течениями.

Лесное озеро.

Лучшие его пейзажи: «Лесное озеро», «Пейзаж с желтой лодкой», «Розовый закат» и другие – отмечены исканиями в колористике, работой по цветовой организации всего пространства картины и поиском новых, свежих цветовых соотношений.

В своих произведениях живописец нередко обращался к теме своей малой родины, деревням Архангельской области. Они запечатлены в таких его работах, как «Село Ирта», «Деревня Пустошь» и других.

Юный музыкант.

«Портреты для меня трудны», – признавался Николай Лемзаков, обращаясь к этому жанру гораздо реже. Тем не менее в его творчестве есть и портреты, чаще всего детей или людей, к которым он относился с особенной чуткостью. Таковы его портреты «Мальчик с яблоком», «Юный музыкант», картина «Мальчики на пляже», «Портрет повара
П.Н. Удачина», «Портрет архитектора В.З. Эдельгауса».

Мальчики на пляже.

Несмотря на драматичные жизненные обстоятельства,  творчеству Николаю  Лемзакова присущи радость жизни, светлая поэзия и оптимизм. Своеобразным итогом его творческого пути можно считать высказывание самого художника: «Моим принципом и в жизни, и в искусстве всегда были искренность и правда. Природа – это всегда разговор с человеком о вечном, о красоте, смысле жизни, добре и зле. Я за искусство светлое и радостное, чтобы оно вызывало соответствующие чувства у зрителя».  

Ветреный день.

Николай Лемзаков скончался 11 ноября 1993 года в Сыктывкаре. В 2022 году вышел альбом-каталог «Живописец Николай Лемзаков» тиражом всего в 30 экземпляров.

Произведения старейшего худож-ника-пейзажиста региона Николая Александровича Лемзакова хранятся в Национальной галерее Республики Коми, в Яренской центральной библиотеке, в частных коллекциях.

Половодье.

Ольга ПОЛИНА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.