Лев Иржак: «Кровь – основа жизни»
Профессор, доктор биологических наук Лев Исакович Иржак внес вклад в развитие высшего медицинского образования в Республике Коми. В этом году медицинский институт Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина отмечает свое 10-летие. Основателем науки физиологии в нашем регионе называют Л.И. Иржака и в Институте физиологии Коми научного центра УрО РАН, где он по сей день является членом диссертационного совета. Сейчас профессору 92 года. Он по-прежнему ведет активную научную деятельность и публикуется в научных журналах.
– Лев Исакович, в университетском музее хранится книга, которая рассказывает о жизни и героической смерти Вашего отца Исаака Ароновича Иржака. Он совершил подвиг. Как это случилось?
– Шла война. Отец был на фронте. А мы вместе с мамой, младшим братом и бабушкой жили в лесозаводском поселке Красногорский Марийской АССР. Как-то вечером сидели дома в полумраке и слушали по радио новости от советского информбюро. Диктор сообщил, что наши войска силами Ленинградского и Волховского фронтов начали прорыв блокады: «Наши летчики совершают десятки вылетов, громя остатки фашистских войск. Героический подвиг совершил капитан Иржак. Эскадрилья, возглавляемая Иржаком, направилась в сторону Ропши. Там самолет Иржака и матроса Жданова был подбит. Двум другим самолетам пилот отдал команду продолжать атаку, а свой горящий самолет направил на фашистский штаб», – на этих словах радио замолкло. Мы, сидя за столом, остолбенели. Бабушка заплакала и сказала, что теперь мы сироты. Так узнали, как погиб отец.
– В Вашей семье не было ученых. Почему решили заняться физиологией?
– В старших классах мне стало интересно, как работает человеческий организм. Сначала заинтересовался биологией, а затем проблемами физиологии. Стал читать книги по этой дисциплине, а после окончания десятого класса – из школы вышел с серебряной медалью – подал документы в МГУ. Прошел июль и август, но письма из Москвы так и не получил и отправился в столицу.
В приемной комиссии МГУ дали понять, что я не прошел и на кафедру физиологии не попал. Тогда я отправился в Минпросвет. Там стали предлагать поехать учиться в Казань, Ижевск, Саранск. Но я решил остановиться на Горьковском университете. В Горьком когда-то училась мама, в этом городе познакомились мои родители.
И хотя набор на биофак уже был закрыт, меня взяли. В университете я учился при кафедре физиологии.
Второй раз поступить в МГУ пробовал уже в аспирантуру. И снова не судьба. Именно в этот год набор отменили. Чтобы не терять год, я поехал в Красноярский край, в селе Субботино Шушенского района преподавал сельским школьникам.
– И все же Вы оставили учительство и стали аспирантом?
– Дело в том, что, преподавая в школе анатомию и физиологию, я накопил ряд замечаний к учебнику. Написал рецензию и отправил в журнал «Биология в школе». Получил ответ: «Приедете в Москву, зайдите в редакцию». Я так и сделал. Окончив учебный год, вернулся в Москву. Главный редактор предложил поступить к нему в аспирантуру по методике преподавания биологии в школе. Но это направление меня не волновало, мечтал об экспериментах по физиологии. И мы распрощались.
Знакомые рассказали, что недавно из Сыктывкара вернулся профессор Петр Коржуев, работавший в институте имени Северцова. Он настаивал, чтобы в Коми филиале Академии наук СССР открыли специальность физиологии человека и животных, однако кадров по этому направлению в северной республике не было. Нас познакомили. Пообщавшись со мной, Коржуев сказал: «Берем тебя». Так состоялся мой прием в аспирантуру.
В 1955 году в Сыктывкаре высадился десант молодых ученых. Сюда приехали начинающие геологи, ботаники, экономисты. В составе этого десанта был и я. Сыктывкар выглядел как сельское поселение. Дорога на улице Коммунистической была грунтовой. Институтов в филиале не было, только скромные отделы. Филиал располагался в единственном здании, за которым рос лес. На краю этого леса я стал аспирантом.
Я работал вместе с одним из виднейших советских генетиков – Петром Фомичом Ракицким. Он руководил отделом животноводства в Коми филиале Академии наук. Это был выдающийся человек. Профессор владел несколькими языками. Библиотека выписывала ведущие международные журналы. Я был, наверное, первым в республике, кто прочитал в журнале Nature статью авторов, открывших молекулу ДНК. На одном из собраний выступил перед коллегами из отдела животноводства с докладом по этой теме.
Впервые в научной истории республики начались исследования системы крови животных. Я занимался кровью овец новой печорской породной группы, которых разводили в Усть-Цильме на станции имени Журавского. Меня заинтересовала возрастная изменчивость в крови ягнят и взрослых особей.
Уже тогда начал вести переписку с учеными разных стран, которые исследовали кровь лам, кенгуру. Эти сведения я сравнивал с результатами собственных наблюдений и в 1964 году издал первую книгу «Дыхательная функция крови в индивидуальном развитии млекопитающих».
– Но еще до выхода книги, будучи человеком семейным, Вы на два года уезжали работать в заповедник. Как домашние отнеслись к таким длительным отъездам?
– Так и случилось. Семью оставил в Сыктывкаре и поехал на лосиную ферму в Якшу трудиться старшим научным сотрудником, продолжать исследования крови. Две зимы и два лета там работал. Первое время занимался бобрами, которых переселили туда из Воронежского заповедника. А с 1964-го – лосями. За это время получил уникальные материалы по составу крови и свойствам гемоглобина эмбрионов, новорожденных и взрослых лосей.
Невзирая на все трудности пути, жена с детьми приезжали ко мне в Якшу. Самолет Ан-2 летал до Троицко-Печорска по маршруту, выдержать который было нелегко: Сыктывкар – Объячево – Усть-Кулом – Помоздино – Троицко-Печорск. И каждый раз подъем – посадка. Ох, как это тяжело. Его же в воздухе мотало страшно. В общем, так летели они до Троицко-Печорска, а оттуда еще на одном маленьком самолетике – до Знаменки, куда я приезжал за ними на моторной лодке.
– Ваш профессиональный путь связан не только с научной, но и педагогической деятельностью. Как стали преподавателем высшей школы?
– Я был в отпуске в Сыктывкаре. Меня встретила завкафедры зоологии Коми пединститута Элида Ивановна Попова. Она посетовала, что в институт направили новые программы. Генетику, дарвинизм в новом виде, гистологию и цитологию никто не брался преподавать. В 60-е годы нужна была смелость, чтобы взяться за преподавание студентам курса генетики – науки, которую в сталинские времена признали лженаукой. Элида Ивановна предложила заняться этим мне, и я согласился.
При кафедре зоологии организовали студенческую лабораторию. Держали там кошек, кроликов, хомяков и мышей. Первые мои аспиранты Эрнест Викторович Качмарчик и Инесса Николаевна Воронова проводили исследования. Например, удаляли у кошек щитовидную железу и отслеживали, как меняется функциональный состав крови у животных. Абсолютную новизну результатов их диссертаций отмечали рецензенты и члены диссовета.
К 1967 году я получил звание профессора и в 36 лет стал самым молодым доктором наук в Коми АССР. Работал на кафедре зоологии, руководил научно-исследовательской лабораторией возрастной физиологии и генетики. В институте проработал до 1972 года, пока не открылся университет. Из КГПИ в университет переехала половина естественно-географического факультета, в том числе и я. В новом вузе возглавлял кафедру физиологии человека и животных химико-биологического факультета.
Вместе с аспирантами проводил фундаментальные исследования в области сравнительной, экологической и возрастной физиологии. Результатом многочисленных исследований стала разработка новых представлений о роли эритроцитарных мембран, гемоглобина и системы крови. Нам удалось теоретически обосновать и экспериментально подтвердить ряд новых представлений о роли белковых структур и клеточных образований в осуществлении газотранспортной функции крови. Работал над трудами по физиологии дыхательной системы и системы крови, исследованиями молекулярных и клеточных основ нормальных и патологических состояний
организма.
Студенты выполняли курсовые и дипломные работы, аспиранты готовили диссертации, которые успешно проходили защиты в диссертационных советах научных институтов и университетов Нижнего Новгорода, Архангельска, Москвы, Ленинграда, Сыктывкара.
– Новый этап в Вашей научной жизни связан с исследованиями электрических свойств миокарда и кардиогемодинамики. Как переключились с крови на сердце?
– В 1998 году создал и возглавил в университете лабораторию проблем гипоксии. В этой области науки начиная с первых лет нового века вместе с аспирантами получили оригинальные сведения относительно интервально-амплитудных свойств элементов ЭКГ до и после функциональных воздействий на человека. Значительная часть этих работ посвящена исследованиям работы сердца новорожденных детей. Полученные результаты докладывали на профильных конференциях, публиковали в отечественных научных журналах.
– Сейчас эта лаборатория работает при медицинском институте в составе университета. Расскажите, как он создавался.
– Раньше наши ребята уезжали учиться на врачей в Киров, и после учебы многие не возвращались работать в родную республику, тем более в сельские районы. К тому времени в Коми обострилась ситуация с врачебными кадрами в глубинке. Назрела необходимость готовить кадры на местах, а значит, и открыть в Сыктывкаре филиал лечебного отделения Кировской медакадемии. Мой ученик доктор биологических наук, профессор Валентин Владимирович Гладилов активно этому способствовал: вел работу с представителями академии, с правительством Коми и Минздравом. И своего добился.
В 1996 году открыли филиал мед-академии, который возглавил Гладилов. Студенты три курса обучались здесь, а затем уезжали доучиваться в Киров. Почти каждую неделю Валентин Владимирович ездил на совещания в Киров. Это была очень трудная и напряженная работа. Во многом благодаря поездкам Гладилова наш филиал обзаводился необходимыми для вуза материалами: скелетами и мумифицированными телами. Вот вам яркая деталь: Валентин Владимирович укладывал их в багажник и вез в Сыктывкар. В районе Объячево располагался пост ГИБДД, где проверяли документы, осматривали машины. Нужно было видеть лица инспекторов, которые, открыв багажник, обнаруживали необычный груз.
Наконец, сыктывкарский университет выразил готовность открыть собственное медицинское направление. Поначалу кировчане нас не отпускали. Потребовалось множество согласований с правительством региона, а также головной медакадемией, чтобы нам разрешили отделиться и организовать собственный вуз.
В июле 2014 года в Сыктывкарском госуниверситете открыли медицинский институт. С этого момента начинается новое продолжение истории медицинского образования в республике. Во вновь созданный институт почти целиком и полностью перешли трудиться как преподавательский состав, так и сотрудники Коми филиала. Они принесли с собой накопленный опыт работы, бережное отношение к студентам, традиции, воспоминания, принципиальность.
– Как считаете, что самое важное в педагогике?
– Важнейшее для педагога – быть воспитателем. Если человек приходит, чтобы отрабатывать зарплату, то о настоящей педагогике речи не идет. А если это воспитатель, который переживает и выкладывается, передает ученику все то, что накопил за жизнь, тогда возможно и общение, и воспитание нового человека.
То же самое и в вузе. Сейчас университету непросто проводить воспитательную работу. Среди биологов только один доктор наук, остальные – кандидаты. Многие из них уже находятся на пределе профессионального возраста. Другой момент: у нынешних студентов нет былой заинтересованности, одержимости наукой, какая была, например, 30–40 лет назад. Выбирая между наукой и личной жизнью, многие делают выбор в пользу второго, а для ученого на первом месте всегда должна быть наука.
– Лев Исакович, большую часть жизни Вы посвятили изучению крови. И все-таки – что такое кровь в научном и философском смыслах?
– Кровь – это, пожалуй, главный элемент в организме человека. Она богата самыми разными химическими элементами, органическими и неорганическими компонентами. На протяжении многих веков главной задачей врачей было сохранение крови в человеческом организме. Во время боевых сражений, если человек терял много крови, то вернуть его к жизни было невозможно. Потому сегодня, как и в древности, кровь – это основа жизни.
Лев Исакович Иржак – заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Коми, почетный работник высшего профессионального образования России. Ему присвоено звание «Основатель научной школы». Является членом диссертационного совета Института физиологии Коми научного центра УрО РАН, членом научного совета по биохимии человека и животных РАН.
Иржак – обладатель около 20 авторских свидетельств и патентов на изобретения, автор более 200 научных работ, в том числе в ведущих российских и зарубежных журналах. Большой вклад внес в развитие СГУ имени Питирима Сорокина и Коми научного центра УрО РАН. Многие ученики Иржака работают в сфере здравоохранения и образования, Коми научном центре.
Будучи принципиальным, незаурядным человеком, разносторонней личностью, Лев Иржак не ограничивает свою жизнь только научной деятельностью. Его хобби – резьба по дереву, изготовление изделий из капа, кореньев. Лев Исакович провел ряд персональных выставок, получивших признание публики. Видное место в его творчестве занимают стихи, которые он пишет со школьных лет. Произведения опубликованы в двух поэтических сборниках.
Беседовала Анастасия ПОЗДЕЕВА
Фото СГУ имени Питирима Сорокина