«Зырянской тропой»
две с половиной тысячи километров преодолели полсотни мотоциклистов со всей России
Мотопутешественники в третий раз проехали по всей Республике Коми, преодолели границу Полярного круга и посетили красочный национальный праздник – ижемский «Луд». По маршруту «Зырянской тропы» проехали байкеры из Сыктывкара, Воркуты, Кослана, Усинска, Карпинска, Рошаля, Челябинска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Королева, Слободского, Домодедово, Уфы, Раменского, Зеленограда, Барнаула, Видного, Мытищ и Тольятти. Маршрут растянулся на яркие семь дней.
«Дорога смелых»
Мотонорматив российского значения «Зырянская тропа» известен также как «Дорога смелых». Как заявляет организатор и учредитель норматива, мотосоюз «Зыряне», главная цель этой экспедиции – популяризация мототуризма и туризма в целом, знакомство с красотами природы, культурой Коми края и гостеприимством местных жителей.
– Этот норматив мы учредили три года назад. Любой мотопутешественник вне зависимости от времени года может проехать по маршруту от юга до северной части Республики Коми и дальше, за Полярный круг. Каждый, кто проходит «Дорогу смелых», получает диплом, нашивки, атрибутику норматива. Но самое главное, что байкер на этом пути видит красоту нашей северной природы, может почувствовать этнос, пообщаться с людьми. В каждом городе мы посещаем музеи, достопримечательности – программа насыщенная, – рассказал один из организаторов пробега Александр Сафаров.
Маршрут экспедиции – Корткерос, Сыктывкар, Ухта, Печора, Усинск, Ижма. Пиковой точкой «тропы» по плану был Нарьян-Мар, однако в этом году маршрут пришлось чуть изменить.
Итак, колонна из пятидесяти двух байкеров посетила мотофестиваль «Эджыд войяс» в Корткеросе и массово стартовала из Сыктывкара. Колоритная процессия из нагруженных разномастных железных коней привлекла внимание горожан.
Через Ухту и Печору
Ухта встретила байкеров радушно, прямо у стелы с названием города путешественников приветствовали местные мотоциклисты, а по городу колонну сопровождала машина ГИБДД. Там же прошел концерт местных рок-исполнителей. Байкеры посетили популярную фотолокацию – самый большой в стране силуэт Ленина, сооруженный с помощью металлических труб на Ветлосянской горе в 1970 году, а также Музей нефти и газа.
Следующей точкой маршрута стала Печора, здесь путешественников ждали и первые паромные переправы, пока короткие: чтобы добраться до Печоры, нужно всего 30–40 минут.
Михаил Токмачев – один из самых известных мотопутешественников России. За его плечами рекорды в различных моторалли и множество стран. Мотоцикл, на котором он путешествовал по Коми, BMW GS R1200, прошел вместе с ним уже 380 000 километров.
– Я везде побывал: Латинская Америка, часть Северной Америки, всю Африку в одиночку проехал, Азию, ну и Россию неоднократно. Два миллиона километров за 50 лет. Я без мотоцикла и путешествий не могу жить, – рассказывает Михаил Токмачев, показывая каждую страну на своем шлеме, расписанном почти как настоящий глобус. – Я 15 лет был капитаном российской сборной на международном FIM Rally, по всей Европе участвовали. Сейчас отношения с Европой натянутые, и я подумал, зачем туда ехать, когда наша страна такая красивая, и так много в ней мест, где я еще не проезжал.
Еще один мотоцикл привлек внимание как участников, так и встречающих в каждом из городов – раритетный «Иж Юпитер–4». Восстановленный советский мотоцикл среди современных собратьев выглядел экзотически. Его владелец – Михаил Петров из Сыктывкара.
– Мне просто нравится ездить далеко, и я люблю свой мотоцикл. На нем же я добрался до Байкала и проехал по Золотому кольцу. Путешествовать можно абсолютно на любой технике. И нужно. «Зырянская тропа» для меня новый опыт: обычно я езжу один и только по трассе, здесь нас много, а в маршруте грунтовые дороги, где есть довольно жесткие участки.
У границы Полярного круга
Из Печоры мотопуты приехали в Усинск, преодолев уже пятичасовую паромную переправу. В городе нефтяников участники, конечно, сфотографировались с «Комаром» – культовым памятником надоедливому насекомому. Не металлические, а настоящие комары сопровождают всех путешественников на Севере, и «Зырянская тропа» не стала исключением. А фото – дружеское напоминание об этой особенности гостеприимного в остальном края. В Усинске байкеры провели две ночи до выезда за Полярный круг и на пути обратно, перед стартом в Ижму. Кстати, именно здесь обсуждалась упомянутая ранее смена маршрута. Причиной стала как никогда затянувшаяся в этом году весна. Понтонный мост через реку Кую, что ведет до столицы (и единственного города) Ненецкого автономного округа, был демонтирован в июне в преддверие ледохода. Установить его обратно так и не смогли из-за высокого уровня воды. Маршрут был экстренно пересмотрен, и вместо Нарьян-Мара байкеры приняли решение ехать в ненецкий поселок Красное.
Первой остановкой байкеров на этом пути стал знаменитый «Глобус», который отмечает границу Полярного круга. Это одна из самых труднодоступных стел в России. Увидеть ее можно в 60 километрах севернее Усинска, на трассе, ведущей к поселку вахтовиков Харъяга. Первая стела появилась здесь в 1980-х, с момента, когда Усинск стал городом. Это был просто большой информационный щит. Вторая – круг с изображением белого медведя и северного оленя – в середине 1990-х. Нынешний знак был установлен в середине 2000-х годов. Граница Полярного круга – знаковое место для тысяч путешественников.
Дорога оказалась по-настоящему сложной и для людей, и для техники. Дорожное покрытие после стелы – грунт, щебень и дорожные плиты. Попутчики и встречные авто – большегрузы и «вахтовки». Очень небольшая скорость движения и постоянная концентрация на управлении мотоциклом, дальность заправок стали испытанием для мотопутов.
Но все трудности померкли перед радушной встречей местных жителей, которые накормили байкеров олениной, спели национальные песни, разместили на ночлег. Здесь же прошла церемония вручения сертификатов о пересечении границы Полярного круга и дипломов о прохождении мотонорматива.
Покидая гостеприимный поселок Красное, путешественники пополняли запасы топлива буквально на ходу (бензин везли в канистрах и сами участники, и машина сопровождения). Ремонтировали колеса – меняли камеры и клеили шины. Устанавливали новые свечи и тормозные колодки. Несколько мотоциклов получили повреждения подвески. Не обошлось и без падений среди участников. Север суров, а дорога к нему – тем более.
Праздник в завершение
Финальным аккордом мотопробега «Зырянская тропа» стал знаменитый ижемский «Луд». Дорога на праздник заняла у отважных мотопутешественников почти сутки. Перед отъездом из Усинска в Ижму колонна мотоциклистов посетила местное производство внедорожной техники и даже опробовала в деле вездеход «Зырянин». В кузове вездехода участники пробега проехали по грунтовой дороге и легкому броду. Много шутили, что на этом выехать за Полярный круг им было бы значительно проще. Утренняя экскурсия зарядила участников хорошим настроением, и колонна направилась к паромной переправе.
Загрузив технику, байкеры пересели в пассажирский речной катер до Усть-Лыжи. Пять часов на катере пролетели незаметно, участники наслаждались отличной погодой, видами по берегам реки и общением. В Усть-Лыже байкеры переместились на недостроенный мост, чтобы с высоты наблюдать, когда подойдет паром с техникой. Однако через два часа ожидания по геолокации обнаружилось, что он не движется. Выяснилось, что паром сломался и причалил к берегу на середине пути: отказало рулевое управление. Пока команда устраняла неисправность и меняла трос, мотопутешественники, не теряя оптимизма, устроили вынужденный привал на мосту. Фотографировались, общались, некоторым удалось даже вздремнуть прямо на бетоне на разложенных куртках. Еще пять часов ожидания – и, наконец, в одиннадцатом часу вечера колонна стартовала в Ижму. Дорога заняла всю ночь.
В 6 утра Ижма уже не спала. Вовсю шла подготовка к празднику: готовилась еда, устанавливались последние декорации, разворачивались сувенирные лавки. Мотопутешественники смогли позавтракать и поставили палатки, чтобы успеть вздремнуть до начала народных гуляний.
Праздник, посвященный 95-летию Ижемского района, стал ярким завершением путешествия. Напомним, ижемский «Луд» – объект нематериального культурного наследия в Коми, и в маршрут «Зырянской тропы» попал именно поэтому. Байкеров узнавали на улицах, с удовольствием фотографировались с путешественниками, много общались. Сами мотоциклисты оценили визит на праздник как удивительный опыт возвращения в прошлое.
Завершилось путешествие в Сыктывкаре, после праздника участники преодолели почти 600 километров и собрались в Эжве на заключительный ужин и отдых.
Надо отметить, что среди мотопутешественников были и пары. Например, Василий Коновалов и Eкатерина Мостицкая из Екатеринбурга путешествуют вместе на BMW GS 800: «Вдвоем удобно и весело, мы все время общаемся». В Коми они были впервые и также оценили доброту и открытость местных жителей, красоту Севера.
Александр Колесников из Санкт-Петербурга на BMW R1150 GS Adventure:
– Мотоцикл у меня 2002 года, но он у меня молодцом, едем. Меня привлекла хорошая организация и поддержка на всем маршруте, это очень важно, когда путешествуешь по Северу. Я никогда еще не заезжал в Республику Коми. Впечатление прекрасное, очень приветливый и дружелюбный народ.
Александр Шевченко из Краснодарского края на Yamaha Super Tenere 1200:
– Чем привлек меня маршрут? Я родился в Коми 67 лет назад в Щельяюре, прожил тут всего год, захотелось вернуться к корням. Здесь очень красиво, места своеобразные, природа, памятники и можно остыть после Краснодара, – поделился он своими впечатлениями.
Александр Игнатов из Мытищ на BMW GS 1200:
– Очень понравилось, буря эмоций, море впечатлений. Пригодились колеса, которые вез с собой, когда один из участников пробил колесо. Смогли съездить до шиномонтажа. Дорога была непростая, но техника выдержала, и я тоже. Были грунтовые дороги, были плиты, и приходилось даже где-то перелетать их. Мой мотоцикл в народе зовут «гусь», и да, гуси все-таки летают.
Анна Громова из Тольятти на Honda Transalp 600:
– На «Тропе» я хотела проверить свои силы, потому что такого обилия грунтов у меня никогда не было и в этой части России я тоже еще не была. Впечатления ого-го, будет что вспомнить, дорога непростая, тяжелая, но было здорово. Теперь я люблю Север! В дороге послушала спутников, где они путешествовали, где бывали, открыла для себя много новых горизонтов, куда потом поехать.
Алексей Ремизов из Королева на Honda Africa Twin:
– Всякие дороги мы уже повидали: Монголия, Дальний Восток, Памирский тракт, Кавказ, Карелия. Где-то побыстрее, где-то помедленнее, но едем. Но в такой большой группе я путешествую в первый раз – замечательный пионерский лагерь у нас получился, вспомнил детство!
Наталья ПЕТРОВА
Фото автора