Портрет кормилицы

Ненилы Кузьпелевой его автор Аркадий Рылов подарил краеведческому музею в Сыктывкаре

Едва ли не все в нашей стране знают об Арине Родионовне Матвеевой – любимой няне Александра Пушкина. Поэт посвятил ей некоторые строки своих стихотворений, а также с теплотой упоминал ее в письмах и дневниковых записях. Известный художник Аркадий Рылов (1870–1939) также был всю жизнь благодарен своей кормилице, коми-зырянке Нениле Ивановне Кузьпелевой, и в 1900 году написал ее портрет, который стал одним из раритетов Национальной галереи Республики Коми.

В фонде Национального музея Республики Коми хранится не только портрет Ненилы Кузьпелевой, но и два этюда Рылова, подаренные музею самим художником. История появления работ Рылова в музее такова. В 1935 году с Аркадием Рыловым встречался директор музея Георгий Старцев. Вероятнее всего, встреча прошла в теплой и дружеской обстановке и завершилась обещанием художника прислать в дар музею несколько работ с персональной выставки в Ленинграде. Обещание Аркадий Рылов выполнил.

5 июля 1935 года Рылов пишет Старцеву: «Я очень рад, что посылку с этюдами Вы получили и что Вы и Ваши сотрудники их одобрили. Мне особенно приятно, что мои работы находятся в области Коми. К этой национальности я питаю с детства самую теплую симпатию». В посылке находилось два этюда – «Крутой берег» и «Челнок». А также карандашный портрет пожилой женщины с открытым добрым лицом. Внизу, справа под портретом, художник сделал надпись: «Ненила Ивановна Куспелева в 1900 году, коми, из Сысолы, моя кормилица». Эта запись примечательна уже сама по себе. К счастью, Аркадий Рылов оставил после себя не только живописное наследие, но и воспоминания. Самые теплые моменты жизни художник связывает с малой родиной, Вятским краем. Вспоминает и свою кормилицу:

«В этом городе (Вятка – в настоящее время Киров) протекала моя детская пора. Когда мне было пять лет, отец заболел, и мать увезла его на лечение в Казань. Дома остались бабушка и нас четверо детей с кормилицей, зырянкой Ненилой. Ненила выкормила меня и брата Александра.

Дом в селе Истобенском, в котором родился и вырос Аркадий Рылов. Фото В. Коваленко

Восьми лет меня отдали в приготовительный класс гимназии. Сонного Ненила одевала меня, закутывала башлыком, и я с огромным ранцем за плечами тихонько шел по морозу в гимназию. Няня необыкновенно привязалась к своим питомцам и ко всей семье до самой своей смерти. Прожила у нас лет двенадцать, потом вышла замуж за столяра, на скопленные деньги купила на окраине города дом и хотела было завещать его и все свои сбережения мне, но я, к ее огорчению, отказался. Муж моей кормилицы, Ненилы, Матвей Князев, лысый, с большой черной бородой, был сторожем в городском училище и жил в казенной квартире. Мы любили с братом по вечерам заходить к ним в жарко натопленную большую комнату, где пахло свежими стружками и клеем, где всегда кипел самовар, напевавший песенку «к морозу». Ненила наливала нам чай с густыми сливками, угощала вкусными сушками. Матвей строгал фуганком или пилил «шпанкой», полировал вкусно пахнущим лаком. Он делал нам весла, фанерки для выпиливания и прочее.

У этих простых добрых людей любили собираться и подолгу засиживаться заказчики, особенно интеллигентная молодежь. На улице мороз трещит, а здесь от железной печки пышет жаром. Ненила рассказывала про свою сторону, про Зырянский край, про Сысолу-реку. Дочь зверолова, она вспоминает о встречах с медведями, волками, произнося слова с забавным зырянским акцентом…».

Посылку в Сыктывкар со своими работами Аркадий Рылов сопроводил словами «На родину моей милой няни»…

Известно, что молодые зырянки в конце XIX – начале XX века были «нарасхват» не только в северных губерниях, но и в столице – Санкт-Петербурге. Коми-зырянок нанимали в няньки и прислугу за добросердечность, честность и опрятность. Так, выдающегося композитора Дмитрия Шостаковича в детстве нянчила молодая коми-зырянка Александра Омелина из местечка Давпон, которая приходилась тетей знаменитому ученому-почвоведу Ие Забоевой. Семья будущего композитора сохранила о Сандре-Александре самые сердечные воспоминания…

Аркадий Рылов. Автопортрет с белкой, 1931 г.

Аркадий Александрович Рылов (1870–1939) – классик русской живописи, заслуженный деятель искусств РСФСР. Родился 29 января 1870 года в селе Истобенское Орловского уезда Вятской губернии. Маленький Аркадий с детства тянулся к рисованию. Родной отец, а затем, после болезни и смерти отца, и отчим мальчика всячески поощряли эту тягу. Убедившись в его одаренности, отчим отвез Аркадия в 1888 году в Петербург, где тот поступил в Центральное училище технического рисования имени барона А. Л. Штиглица.

В 1893 году Рылов становится студентом Санкт-Петербургской императорской Академии художеств. Спустя год обучения в Академии получает приглашение от известного художника Архипа Куинджи для совместной работы в его мастерской. Прославленный художник навсегда становится для Аркадия непререкаемым авторитетом.

В 1898 году картина Рылова «Догорающий костер» понравилась меценату Павлу Третьякову, и с его легкой руки к художнику приходит признание. Самые первые свои пейзажи, написанные после окончания академии, Аркадий Рылов посвятил родной северной природе. В 1902 году его работа «С берегов Вятки» получает золотую медаль в венском Сецессионе, и вследствие этого Рылову также достается место члена жюри в Парижском салоне.

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой.  В качестве профессора Ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина он внес большой вклад в подготовку новых поколений художников.

В 1934 году была устроена персональная выставка Рылова, где была показана картина «Ленин в Разливе», ставшая одной из ключевых работ художника. Аркадий Александрович Рылов скончался в Ленинграде в 1939 году. Работы художника экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее и других крупных музеях.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.