К озеру Туманов и хрустальным россыпям

Компания «Другая планета» ведет разведку новых туристических маршрутов на Урал

Что остается за кадром любого фильма, вышедшего на экран? Огромная команда, большие средства, бочки кофе, бессонные ночи, сотни страниц сценария и раскадровки, нервы, километры вырезанных кадров. Так и с обкатанным туристским маршрутом, по которому пройдут сотни путешественников, доверившихся туристической компании «Другая планета». Надо выверить маршрут, найти посадочные площадки для вертолета, определить степень сложности маршрута и характер препятствий. Все это делается не только по картам: каждый метр будущего маршрута меряется ногами инструкторов-проводников. В одном из проектируемых маршрутов на территории национального парка «Югыд ва» для будущих туров приняла участие корреспондент «Региона».

Дмитрий Мартемьянов и Сергей Соловьев

Дождливый выход

Приют «Манарага» уже полдня заливало дождем. «Мы в тылу циклона», – прокомментировал инструктор-проводник Сергей Соловьев. Этот человек более тридцати лет отдал авиации, свыше 18 лет руководил легендарным Печорским летным отрядом, десять с лишним лет работал в Афганистане, Анголе и Греции. В течение последних четырех лет он разрабатывал вертолетные маршруты «Другой планеты», воплощая в жизнь невероятную идею создания самого длинного вертолетного тура длинной 1000 км вдоль самой красивой части Уральского хребта на территории Республики Коми. После реорганизации «Комиавиатранса» Сергей Владимирович «спустился на землю» в качестве инструктора-проводника, превратив любимые прогулки по горам из хобби в профессию и пройдя обучение в одной из лучших школ инструкторов-проводников Кавказской академии под руководством Андрея Николаевича Свитки.

Инструкторы-проводники не только сопровождают туристов на маршрутах и обеспечивают их безопасность, но и проектируют и паспортизируют новые маршруты, прежде чем на них будут допущены туристы. С 2024 года эта профессия требует аттестации, есть официальный реестр инструкторов-проводников Министерства экономического развития РФ.

Тыл циклона продержал нас в дождливом ожидании до середины следующего дня. Решено было не ждать у Манараги погоды и выдвигаться в путь. Задача – к вечеру преодолеть 14 километров (это если по прямой) до перевала Барсукова. В идеале подняться на него и, разумеется, спуститься. Но часть пути предстояло пройти по зарослям карликовой березы, ивняку, куруму и верховым болотам без тропы. Тундровая березка пружинит, хватает за ноги и «расчесывает» ноги путников, норовя сорвать с них плащи, штаны и гамаши. Ивняк подсовывает под ноги скользкие стволы, хлещет по лицу и стаскивает со спины рюкзак. Болото мочит ноги, курум подбрасывает под них «живые» камни: вроде стоит такой плотно, ступишь на него – и баланс потерян, камень вместе с ногой норовит сорваться вниз. А за спиной рюкзаки: у руководителя группы, старшего научного сотрудника Ухтинского историко-краеведческого музея Дмитрия Мартемьянова и Сергея Соловьева – под тридцать килограммов, у меня – за двадцать. Сверху сыро, снизу мокро – в таком режиме стартовала группа 2 сентября на юго-запад от приюта «Манарага».

Часть пути мы шли по натоптанной тропе, ведущей к дальнему водопаду, отпугивая медведей звоном колокольчика и свистком. Не доходя до него, вброд пересекли ручей и направились к перевалу, стараясь не отходить далеко от ручья Юнкавож. Кстати, совершенно непонятно, почему этот бурный поток назван ручьем, а не речкой. Дождь, и не думавший прекращаться, превратил вчерашние ручейки в ручьи, ручьи в реки, лужи в болота и напитал лес так, что по мху мы шли, как по отсыревшей губке.

Через пять часов пути стало ясно, что до перевала сегодня мы не дойдем: в ненастье темнеет рано, мы устали, и искать тропу в сумерках просто опасно. Разбили лагерь на месте чьей-то старой стоянки. Дождь не прекращался, поэтому попытка просушить вещи так и осталась попыткой.

«Паучком» и «козликом»

На перевал Барсукова после очередной переправы через ручей нас проводил дикий олень. Мелькнул среди деревьев белым пятном зада в форме сердечка и умчался вверх по склону. По дороге мы «открыли» потрясающий водопад: вода устремлялась со скалы вниз с двадцатиметровой высоты и питала ручей, впадавший в Юнкавож. Мы шли вверх по открытому расцвеченному осенними красками пространству, гадая, что там, за поворотом. За поворотом оказалось буйство красок тундры, курумный подъем вверх и плоская открытая всем ветрам площадка с установленным туром в память о Сергее Барсукове, погибшем в этих местах 18 марта 1977 года.

Через час пути по «монгольскому пейзажу», как окрестил Дмитрий Мартемьянов безлесные горы, нас ждало испытание – крутой спуск в ущелье к Медвежьему ручью и подъем на другую сторону. Новичков сюда водить нельзя, был вердикт инструкторов после экстремального спуска и пятидесятиметрового подъема по куруму: тут пройдут только подготовленные группы, умеющие пользоваться страховкой. Ручей Медвежий сразу же получил прозвище Козлячий: скакать по таким склонам под силу только этим животным, да и устали мы изрядно. Спускаться приходилось медленно, на полусогнутых, приникая к склону, чтобы не потерять равновесие и не спустить вниз камнепад, подниматься – «паучком», прижавшись к горе.

Дальше наш путь лежал через лес к реке Вангыр. Разумеется, ни о каких тропах речи уже не шло. Шли мы по нехоженой тайге – по карте, отмечая путь на навигаторе. Если Юнкавож и другие ручьи мы могли перейти по камням при поддержке руководителя группы, то с Вангыром было куда сложнее. Дмитрий раскатал бродни, в которых потом шел весь поход, Сергей Владимирович надел короткие резиновые сапоги и непромокаемые брюки, а я, напротив, сняла их. На мне – купальник и рюкзак с расстегнутыми пряжками, который в случае падения можно быстро сбросить, на ногах – кроксы. Реку мы форсировали категорийным способом – растянувшись цепочкой и крепко взявшись за руки. Разумеется, перед этим руководитель группы сходил на разведку, найдя оптимальный брод. Таких переправ за поход было несколько. Вывод: оказывается, когда тебя сбивает с ног течение горной реки, ледяная вода со снежников кажется не такой уж холодной.

На заброшенной базе

Следующий день мы посвятили радиальному выходу, чтобы оценить как туристскую достопримечательность высокогорное озеро Туманов. Вопреки его названию, это был самый солнечный за весь поход день.

Начался он с изучения остатков рембазы шестидесятых годов прошлого века. Старые двигатели, детали узлов и агрегатов гусеничной и буровой техники, полозья вездеходных саней, разбросанные по довольно обширной площади, – просто музей под открытым небом! Побродив по нему и оценив масштабы базы, пошли налегке с небольшими рюкзаками вверх – то по березово-папоротниковым джунглям, то по черничным плантациям (вы видели когда-нибудь, чтобы черника размером со смородину росла гроздьями?), по изумрудному мху, курумным потокам.

Говорят, есть на Урале озера красивее: на озерах под Манарагой иные плачут от восторга. Но мы полюбили озеро Туманов с первого взгляда: огромное зеркало воды на высоте 800 метров над уровнем моря, подступающее к отвесным скалам со снежниками. С трех сторон озеро обнимает разноцветная тундра, ближе к воде уступающая место белым кварцитовым валунам, в воде меняющим цвет на розоватый. В центре озера – высокий снежный остров. Вода – сине-зеленого цвета разных оттенков в зависимости от глубины. А еще это место отличает эхо. Мы вдоволь наговорились с ним, устроили фотосессию на огромном камне, похожем на раскрытую медвежью лапу, перекусили. Но главное, что пилот- инструктор Сергей Соловьев предположил, что площадка близ озера могла бы принимать вертолеты. Она соответствует требованиям руководящих летных документов, и туристы могут увидеть озеро, избегнув бродов, курумов и экстремальных спусков и подъемов.

Вторым подарком дня стала заброшенная разработка горного хрусталя, к которой мы направились в обход горы мимо реки Надежда. На горизонте показались остатки зданий и техники. Спичками торчали столбы линий электропередач. Еще раньше мы наткнулись на развалины, судя по массивным решеткам, склада взрывчатых веществ. Осмотрели его, рискуя напороться на ржавую колючую проволоку, и неожиданно заметили значительно вдавленные в грунт прозрачно-белые минералы: вокруг были разбросаны образцы горного хрусталя. Геолог по образованию, Дмитрий Мартемьянов был прав, сказав, что наверху его гораздо больше. Через час довольно крутого подъема мимо ржавых остатков горнодобывающей техники, топливных бочек мы убедились в этом сами. Россыпи образцов горного хрусталя разного размера ждали нас наверху – видимо, на месте сортировочной линии.

Электростанция, похожая на маленький паровоз, верстак, стол, экскаваторный ковш, тракторные гусеницы, покосившиеся столбы, укрепленные камнями, остовы топливного склада и генераторной – былая слава советской горнорудной промышленности развернулась перед нами во всей своей угрюмой красоте.

Конечно, в сравнении со знаменитой базой «Желанная» масштабы Вангырского месторождения малы, но как мини-модель работы отрасли в труднодоступной местности она отлично подходит. Сергей Соловьев рассказал, что видел это место с вертолета и мечтал тут побывать. Мечта сбылась, к тому же появилась возможность оценить площадку как потенциально вертолетную.

Теоретически подходит, но нужна большая уборка: собрать старые доски и балки, мелкие детали техники.

Не для новичков

На следующий день нам предстояло преодолеть двадцать километров обратного пути, оставив на последний день похода восемь. Надо было вернуться в приют к полудню, чтобы успеть к прилету вертолета. Мы успели, но к горам подошел циклон, прохудивший небо и закрывший вход в ущелье: уходили в поход мы в дождь, а вернулись в ливень. Вертолет с группой туристов терпеливо ждал хорошей погоды в Печоре, самой удобной точке вылета в горы Приполярного Урала.

Это была не первая и далеко не последняя разведка маршрута командой «Другой планеты»: в нынешнем сезоне у туроператора появились новые пешеходные маршруты в долине Манараги, новый вертолетный тур на Полярном Урале, «дотянувшийся» до самых берегов Баренцева моря. Даже существующие маршруты постоянно «шлифуются» и дорабатываются инструкуторами, чтобы сделать их интереснее и удобнее. Задача туроператора – открывать для путешественников красоты Северного, Приполярного и Полярного Урала – даже те, куда еще до недавнего времени не ступала нога человека, и делать это безопасно – и для туриста, и для природы. Нынешний поход показал, что он может стать интересным маршрутом для подготовленных туристов, классическим для Приполярного Урала походом с категорийными элементами. А в многопосадочных вертолетных турах туроператора для неподготовленных туристов появится экскурсия на высокогорное озеро, затерянное в горах Приполярного Урала.

Полина РОМАНОВА

Фото автора